Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проезжать перекрестки с круговым движением в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с положениями КоАП РФ, не предусмотрено отдельных статей за нарушение правил проезда круговых перекрёстков. Но предусмотрены общие положения, по которым определяют наказание, в зависимости от ситуации.
В чём суть поправок в ПДД
Теперь проезд по кольцу привели к единому правилу — когда на выезде на кольцо висит знак «Круговое движение», кольцо считается главным, то есть при выезде все обязаны пропустить тех участников движения, которые уже движутся по кольцу. Это если говорить о перекрёстке дорог, где нет светофоров и знаков, определяющих, где главная дорога.
Но, есть и перекрёсток, где нет светофоров, но есть определение главной и второстепенной дороги. Здесь, помимо знака 4.3, есть и знаки приоритета, указывающие, какая дорога главная и какая второстепенная. В таком случае во время движения ориентируемся на знаки. На второстепенной дороге пропускаем те машины, которые едут по главной, как следует из ПДД. В случае если знаки указывают главной или второстепенной сразу две дороги, приоритет у авто справа, согласно правилам дорожного движения.
Что такое перекрёсток с круговым движением
Перекрёсток с круговым движением – это пересечение, разветвление или примыкание путей, размещённых на одном уровне.
Участки очень опасны: скорость продвижения падает, пропускная способность снижается, возникает путаница при пересечении полос, что в целом приводит к увеличению числа ДТП. Чтобы снизить вероятность аварий, образуют кольцевые пересечения.
Чем это лучше:
- движение только в одном направлении – это разгружает главную дорогу и упрощает соблюдение других правил движения;
- отсутствие манёвров – допускается собственно въезд или съезд, то есть опять-таки порядок движения проще, но строже;
- все правила пересечения участка имеют визуальное отображение – на знаках.
Кольцевой перекрёсток включает следующие компоненты:
- центральный островок – вокруг него организуется транспортный трафик;
- устьевые направляющие островки – сооружаются на въездах и съездах;
- безопасные зоны для пешеходов – располагаются на устьевых островках и разделительных полосках безопасности;
- собственно въезды и выезды;
- окружная проезжая;
- внутренний круг;
- правоповоротная часть;
- разделительная полоска – обычно наличествует на главной дороге.
Как таковой, термин «круговой перекрёсток» не используется. Есть перекрёсток обычный и с движением по окружности. Последний обозначается дорожным указателем – с изображением стрелок, поясняющих направление пересечения.
Внимание! Если перед участком с пересечением и примыканием дороги такой знак отсутствует, это не кольцо. Дорога рассматривается как серия перекрёстков, которые нужно преодолевать последовательно. Здесь действуют другие ПДД.
Регулируемые перекрестки
п 13.4 ПДД. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.
п 13.5 ПДД. При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
п 13.6 ПДД. Если сигналы светофора или регулировщика разрешают движение одновременно трамваю и безрельсовым транспортным средствам, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения. Однако при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с красным или желтым сигналом светофора, трамвай должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.
п 13.7 ПДД. Водитель, въехавший на перекресток при разрешающем сигнале светофора, должен выехать в намеченном направлении независимо от сигналов светофора на выходе с перекрестка. Однако, если на перекрестке перед светофорами, расположенными на пути следования водителя, имеются стоп-линии (знаки 6.16), водитель обязан руководствоваться сигналами каждого светофора.
п 13.8 ПДД. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.
Штрафы за нарушение правил проезда кругового движения
Штрафы за неправильные действия при проезде через круговые перекрёстки представлены в таблице:
Нормы КоАП РФ |
Штраф, руб. |
Состав нарушения |
Ч. 1 ст. 12.15 – о нарушениях правил расположения ТС |
1 500 |
Не занята крайняя полоса при выезде с кольца |
Ч. 1 ст. 12.14 – не включены поворотники в обязательных случаях |
500 или наложение административного взыскания |
Въезжая на круг или съезжая с него, водитель не включил правый поворотный сигнал |
Ч. 2 ст. 12.13 – нарушение очереди проезда |
1 000 |
Водитель не уступил проезд ТС, движущимся по кольцу, въезжая на него |
Ч. 1 ст. 12.12 – проезд на красный свет |
1 000 (5 000 или изъятие прав на срок от 4 месяцев до полугода – при повторном нарушении) |
Проезд на запрещающий сигнал при светофорном регулировании кругового перекрёстка |
Ч. 3 ст. 12.16 – передвижение по кругу в противоположном направлении |
5 000 или запрет управления авто на 4 – 6 месяцев |
За движение по кругу в противоположную сторону или развороте по кратчайшей траектории, при езде по кольцу против хода |
Ч. 1 ст. 12.19 – нарушение общих требований по остановкам или стоянкам |
500 |
Водитель остановил машину на кольце |
Штраф за неправильный проезд
ПДД устанавливают следующие санкции за нарушение правил:
- Движение (выезд или въезд) на красный сигнал светофора – первичное наказание – штраф в размере 1 тыс. рублей, за повторное нарушение – 5 тыс., также могут лишить права управления ТС на срок до 6 месяцев.
- Если автомобилист не пропустил машину, имеющую более высокий приоритет на дороге, то будет выписан штраф – 1 тыс. рублей.
- При игнорировании правила о необходимости предупреждать иных участников дорожного движения о предстоящем маневре (перестроении, повороте), водитель будет наказан штрафом – 500 рублей.
- Передвижение по встречной полосе – является грубым нарушением, нарушитель может быть лишен ВУ на длительный срок. Также сотрудники ГИБДД имеют право наложить штрафные санкции.
- Нарушение правил стоянки – если автомобиль будет оставлен ближе, чем на 5 метров от пересечения дорог – нарушитель может отделаться предупреждением или штрафом (500 рублей).
С этим всё просто: в соответствии с ПДД участок дороги с движением по кругу обозначается соответствующим знаком, выполненном в виде круга с синим фоном, на котором обозначены три белые стрелки, размещённые на окружности и указывающие направление движения. Напомним, на правосторонних дорогах это направление против часовой стрелки, на левосторонних – наоборот. С ноября 2010 года такой знак дополнился установкой ДЗ «Уступите дорогу», который делал приоритетным именно движение по кругу. С осени 2022 года правила, касающиеся кругового движения, опять модифицировали, закрепив данный приоритет отдельным пунктом, так что потребность в установке второго знака отпала. Но если перед круговым перекрёстком установлен ДЗ «Главная дорога», это меняет приоритет в пользу автотранспорта, движущегося по этой главной дороге: водители, выехавшие на перекрёсток, будут обязаны уступать дорогу въезжающим на неё со стороны главной дороги. Светофор, установленный перед перекрёстком, приоритетность проезда не меняет, но в паре со знаком «Главная дорога» регулирует очерёдность проезда перекрёстка.
Выезд с полосы кругового движения
Разобравшись с тем, как правильно въезжать на перекресток с круговым движением, необходимо определиться как совершать выезд с этого участка дороги. В правилах дорожного движения четко прописано, что выезд с перекрестка производится исключительно из правого ряда. Прежде чем перестроиться в соседний ряд, водитель должен объективно оценить ситуацию на дороге и пропустить все автомобили, движущиеся справа.
Важно! Въезд на перекресток с круговым движением разрешен с любой полосы, а выезд — только с правой.
Одной из главных особенностей преодоления круговых перекрестков является то, что на данном отрезке разрешен обгон. Остановка при этом разрешена за 5 метров от границы слияния перекрестка и дороги.
В ноябре 2017 года в ПДД были введены усовершенствования, призванные облегчить нормативы и снизить вероятность возникновения аварийных ситуаций. Основное нововведение гласит: преимущество имеют водители, уже двигающиеся по кругу.
Согласно п. 13.11, если транспорт не относится к рейсовому, он должен уступать дорогу подъезжающим с правой стороны машинам. Если таким образом встречаются трамваи, они тоже руководствуются данной инструкцией. Но в связке автомобиль-трамвай последний все равно имеет преимущество, независимо от того, как он движется.
Иными словами, в новых правилах упразднили в некоторых случаях понятие «помеха справа», распространявшееся на круговые перекрестки. Приоритет отдан транспорту, который уже находится на перекрестке, въезжающие должны ему уступать дорогу.
В большинстве своем круговые перекрестки имеют прилегающие дороги. Это обязательно должен учитывать водитель, чтобы правильно рассчитать траекторию движения его автомобиля по кольцу. В случае когда на кольце более двух полос, для проезда старайтесь выбрать средний ряд. На двухполосном круге занимайте позицию, наиболее выгодную для вас, учитывая все нюансы. Находясь на главной дороге, убедитесь в том, что остальные участники дорожного движения пропускают. В противоположной ситуации, а именно занимая второстепенную дорогу, обязательно пропускайте другие автомобили, имеющие приоритет относительно вас.
В ситуации, когда вам потребовалось пересечь круговой перекресток насквозь, допускается вариант, когда вы остаетесь в правой полосе. Однако это в некоторых случаях затрудняет движение остальных транспортных средств, а именно: правая полоса необходима водителям, находящимся в среднем ряду, для маневра вправо. Поэтому чтобы не возникало спорных ситуации и аварий, лучше сразу старайтесь занять центральный ряд.
Перекрёсток – это одна из опасных дорожных частей, ещё большую опасность он представляет с кольцевым движением. Сотни ДТП случаются именно по невнимательности и незнанию правил, которые позволяют без проблем преодолеть эту область трассы.
Что же должен запомнить шофёр, чтобы не создать затруднительных:
- преимущества отдаются тому, кто выезжает с кольца;
- въезд осуществляется с любой полосы, выезд – с правой;
- включение поворотник обязательно при въезде, во время перестройки внутри круга и при выезде. В других случаях включать их необязательно;
- быть предельно внимательным, трезво оценивать ситуации при перестройке.
Автовладельцы должны строго соблюдать нормативы дорожного движения, ведь от этого зависит здоровье и даже жизни людей. В каждой конкретной ситуации автолюбителю следует понимать происходящее и принимать ответственное решение. Круговое движение правила проезда 2021 года вступило в силу совсем недавно. В этой статье мы детально разберем в чем отличия, что изменилось и как действовать при заезде на кольцо, чтобы исключить неприятные обстоятельства.
Правила установки знака 1.7
В соответствии с требованиями ГОСТ, установка знака 1.7 осуществляется для города на расстоянии 50-100 метров до кругового движения, вне населенного пункта за 150-300 метров. Допускается и иное расстояние, которое будет указанно знаком 8.1.1.
Чтобы понять какое ждет впереди круговое движение, нужно заострить внимание на знаки, к которым Вы приближаетесь при пересечении с круговым движением. Заблаговременная установка знака 1.7 не допустит аварийной ситуации на круговом движении
Выбирая место для установки знака должен быть учтен характер информативности, зрительного восприятия для водителя, интенсивность и загруженность движения. Также значение имеет степень освещенности и видимости кругового движения.
Если на этом участке в темное время суток видимость ухудшается, то знак будет установлен на максимальное расстояние от круга, чтобы водитель отреагировал и снизил скорость движения. Своевременная реакция водителя поможет избежать аварийных ситуаций на дороге.
Нужно ли включать повороты при въезде
Хотя в новой редакции ПДД об этом ничего не говорится, поскольку круговой участок перекрёстка по умолчанию считается главной дорогой, маневрирования перед въездом никто не отменял. Поэтому важно знать, как правильно включать поворотники при круговом движении. Здесь всё зависит от рядности движения: при наличии одной полосы можно смело включать правый поворот, поскольку в любом случае вы будете съезжать с круга, поворачивая направо. Так как полоса одна, все транспортные средства движутся друг за другом, не создавая помех. При наличии двух и более полос, если вы не планируете покинуть перекрёсток на первом же съезде, желательно начинать манёвр со средней или левой полосы, включив левый поворотник – в этом случае у вас будет достаточно времени, чтобы оценить ситуацию и перестроиться в нужный момент уже непосредственно на перекрёстке. При многорядном движении важно включать сигналы поворота непосредственно перед перестроением и выключать их после завершения, чтобы не вводить в заблуждение других водителей. При этом вам следует учитывать световые сигналы других автомобилей, и в случае необходимости пропускать их, чтобы не создавать заторы.