Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Междугородние автоперевозки. Безопасность услуги». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По словам министра транспорта РФ Виталия Савельева, технология, которая позволит не задерживать пассажиров во время посадки уже отрабатывается с авиакомпаниями и РЖД. Она не должна и «сбивать с ритма» все остальные процессы при посадке. При этом министр уточнил, что авиакомпаниям придется увязать внутренние системы бронирования с сайтом Госуслуг.
Снижение пассажиропотока
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, реализация QR-кодов на транспорте позволит снизить темпы распространения коронавирусной инфекции. Вместе с этим такая мера также снизит количество пассажиров. По словам Савельева, количество уникальных пассажиров за год с августа 2020 по август 2021 года (именно уникальных, обычно показатель пассажиропотока использует данные о количестве совершенных поездок, вне зависимости от того, совершил ли их один и тот же человек) составило 58 млн человек, из них непривитыми оказались 70%.
Более того, введение QR-кодов потребует выделения государственных субсидий перевозчикам на возврат билетов, указывается в пояснительной записке. Речь идет о средствах, не предусмотренных проектом федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов. Предполагается, что выверка необходимой суммы будет производиться ежемесячно.
«Я думаю, что падение пассажиропотока будет значительным, как минимум вполовину или на одну треть. И возникнет вопрос не только о компенсации денег за билеты, когда пассажиру отказали в перевозке, а опять возникнет вопрос того, что авиакомпании и Федеральная пассажирская компания уйдут в минус, как это было весной 2020 года», — считает Янков.
Общие требования закона
Рассмотрим подробнее, что должен (но часто забывает) делать работодатель, чьи работники перевозят пассажиров или грузы на ТС:
1. Анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих ему транспортных средств (абз. 5 п. 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ). Все ДТП с участием автомобиля работодателя, независимо от места их совершения, подлежат учету. Правила учета ДТП утверждены постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 (далее – Правила учета ДТП).
Работодатель должен фиксировать все ДТП в журнале учета (форма утверждена приказом Министерства транспорта РФ от 02.04.1996 № 22). ДТП отмечаются там вне зависимости от вины водителя, места аварии и ее последствий. Предполагается, что содержащиеся в журнале сведения позволят работодателю:
- оценить аварийность машины,
- определить опасные аварийные участки на путевых маршрутах, а также
- выявить водителей, наиболее подверженных попаданию в рискованные ситуации.
Журнал состоит из двух разделов:
- данные для сверки с органами внутренних дел и
- сведения, выясняемые в процессе внутреннего служебного расследования.
Приведем образец заполнения журнала учета ДТП (Пример 1).
4.1.1. Перевозчик несет ответственность только за доставку Пассажира в указанный в билете пункт. Страховые полисы здоровья и багажа можно оформить самостоятельно в страховой компании.
4.1.2. Во время рейса Перевозчик может оказывать дополнительные услуги, наличие или отсутствие которых зависят от направления и длительности рейса — бесплатные (видео, кондиционер, пледы, подушки, Wi-Fi.)
4.2.1. Все места в автобусе одинаково комфортны. Перевозчик оставляет за собой право без предварительного предупреждения изменить посадочное место пассажира по причине смены автобуса, желая обеспечить безопасность Пассажиров и экипажа, с целью максимально качественного осуществления перевозки либо вследствие иных обстоятельств.
4.2.2. В случае, если заводом-изготовителем место в автобусе оборудовано ремнями безопасности, Пассажир во время движения автобуса обязан быть пристегнутым.
4.3. Если билет приобретен со скидкой, во время поездки необходимо иметь при себе документ, подтверждающий обоснованность применения скидки. В случае отсутствия документа, подтверждающего обоснованность применения скидки, пассажир имеет право использовать поездку только после осуществления доплаты до стандартной (без скидки) стоимости билета.
4.4. Если данные, зарегистрированные в билете, не соответствуют параметрам рейса (маршрут, конечный пункт следования, направление и тарифная категория) или документам, предъявленным Пассажиром, пассажир не имеет права использовать эту поездку.
4.5. Для поездок на автобусах Перевозчиков EUROTRANS.BY до момента первой поездки в билете в рамках одного маршрута можно менять пункт отправления/прибытия. Эта услуга доступна только в представительствах EUROTRANS. Если измененный билет стоит дороже, то Пассажир должен доплатить разницу, если дешевле, то разница не возвращается.
4.6. Изменять данные о пассажире и дату выезда можно не позднее, чем за 24 часа до указанной поездки. Опция изменения даты доступна только один раз. Поменять дату поездки можно, связавшись с представительством компании, продающем билеты на рейсы EUROTRANS.BY — ООО «АВТОТУРЛАЙН».
4.7. Для билетов, приобретенных по акциям и/ или со скидкой, могут действовать следующие ограничения: срок выполнения поездки, возможность смены даты поездки, возможность отказа от поездки. Данные ограничения указываются в условиях акции или скидки. Скидки и акции могут действовать только для отдельных стран или валют платежа.
Рекомендации Роспотребнадзора по организации работы транспорта на авиалиниях
Профилактика коронавируса на воздушных судах также включает проведение разъяснительной работы среди экипажей о необходимости соблюдения личной гигиены (мытье рук с мылом, обработка кожными антисептиками, ношение СИЗ и т.д.). Термометрия проводится при проведении предполетного медосмотра и в течение рабочего дня, а при совершении нескольких рейсов – перед каждым из них, с обязательным отстранением от работы при выявлении признаков болезни.
При входе на борт и в течение всего рейса для экипажа и пассажиров должна быть обеспечена возможность обработки рук кожными антисептиками или салфетками. Члены экипажа, контактирующие с пассажирами, должны носить маски и перчатки во время рейса, с обязательной сменой масок раз в 3 часа. Запас масок и перчаток на борту обеспечивается с учетом количества членов экипажа и пассажиров на борту, длительности полета и необходимости смены масок каждые 3 часа.
На борту применяется только одноразовая посуда для питания и напитков. В течение полета использованную посуду, а также маски, перчатки, салфетки собирают в плотно закрываемые пластиковые пакеты, которые перемещают в «хвост» самолета, а по прибытии в аэропорт их дезинфицируют и утилизируют.
В салоне организуется качественная уборка с применением дезсредств вирулицидного свойства. Дезинфекции подвергают все контактные поверхности, ручки, поручни, выключатели. Дополнительно дезинфицируются помещения кухни и туалетов, если рейс превышает 2 часа. При этом применяются дезсредства, разрешенные в гражданской авиации.
По прилету экипажи организованно доставляют в места временного проживания (для предполетного отдыха, при задержке рейса и т.д.), перед этим транспортное средство, доставляющее людей, должно пройти дезинфекционную обработку. Экипаж размещают так, чтобы исключить его проживание совместно с иными гражданами.
Основные требования к автобусу
Согласно требованиям законодательства, у водителя в салоне автобуса должен находиться пакет документов, содержащий:
- лицензию юридического лица (компании–перевозчика), предоставляющую право на осуществление деятельности по перевозке пассажиров;
- удостоверение водителя категории D;
- полис неограниченного страхования ОСАГО;
- путевой лист;
- справка, свидетельствующая о прохождении водителем медкомиссии;
- диагностическая карта технического осмотра автобуса;
- свидетельство о регистрации транспортного средства с присвоением ему государственных номеров;
- технический паспорт пассажирского автобуса.
В случае нарушения правил дорожного движения при отсутствии одного или нескольких документов из данного перечня к водителю или компании–перевозчику могут быть применены штрафные санкции.
В салоне в общем доступе должна находиться следующая информация:
- наименование и контакты перевозчика;
- ФИО водителя;
- наименование и контакты контролирующего государственного органа;
- указатели места расположения огнетушителей, аварийных выходов, кнопок экстренной остановки автобуса;
- правила пользования транспортным средством.
Водитель должен обладать способностью быстро концентрировать внимание и мгновенно принимать решения в нестандартных условиях. Кроме профессиональных навыков предъявляются также требования в отношении самочувствия шофера в день поездки.
Обязанности водителя, которые необходимо соблюдать в процессе перевозки пассажиров:
- пройти медицинский осмотр перед выездом;
- провести проверку состояния транспортного средства внутри и снаружи, осмотреть шины и убедиться в наличии топлива в баке;
- вести транспортное средство строго по установленному маршруту;
- при остановке, длительность которой превышает 5 минут, выключать двигатель;
- соблюдать все правила дорожного движения;
- выбирать скорость передвижения на основании анализа состояния дороги и погодных условий;
- контролировать посадку и высадку пассажиров с помощью зеркала бокового обзора, прежде чем закрывать двери;
- производить посадку и высадку пассажиров только при полной остановке автобуса.
В целях обеспечения безопасности водитель должен следить за порядком в салоне. Не допускается, чтобы пассажиры прислонялись к дверям транспортного средства, т. к. это может привести к их поломке.
Документы, необходимые для организованной перевозки детей
Серьезные изменения затронули и перечень документов, необходимых при организованной перевозке детей:
4. Для осуществления организованной перевозки группы детей необходимо наличие следующих документов у водителя:
а) копия или оригинал договора фрахтования, заключенного в соответствии с Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», — в случае осуществления организованной перевозки группы детей по договору фрахтования;
в) копия решения о назначении сопровождения автобусов автомобилем (автомобилями) подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — подразделение Госавтоинспекции) или копия уведомления об организованной перевозке группы детей;
г) список набора пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды) — в случае, предусмотренном пунктом 17 настоящих Правил;
д) список (списки) всех пассажиров, включающий:
детей (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) и возраста или даты рождения каждого ребенка, номера контактного телефона родителей (законных представителей), пунктов посадки и (или) высадки каждого ребенка, — в случае если такие пункты являются промежуточными (не совпадают с пунктом отправления и (или) пунктом назначения маршрута);
назначенных сопровождающих (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) каждого сопровождающего, номера его контактного телефона);
медицинского работника (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), должности) с копией его лицензии на осуществление медицинской деятельности или копией договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими соответствующую лицензию, — в случае, предусмотренном пунктом 12 настоящих Правил;
работников и (или) физических лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей (с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) каждого работника и физического лица, номера его контактного телефона, пунктов посадки и (или) высадки каждого работника и физического лица, — в случае если такие пункты являются промежуточными (не совпадают с пунктом отправления и (или) пунктом назначения маршрута);
е) документ, содержащий сведения о водителе (водителях) (с указанием фамилии, имени, отчества водителя, его телефона), кроме случая, если в составе документов есть копия уведомления об организованной перевозке группы детей, содержащего такие сведения;
ж) документ, содержащий порядок посадки пассажиров, в том числе детей, в автобус (по документам, в том числе по служебному удостоверению, по путевке, по карте учащегося и (или) в соответствии со списком (списками) пассажиров, удостоверяющим их право на проезд), установленный руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организации или иной организации, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими организованную перевозку группы детей (далее — организация), или фрахтователем, за исключением случая, когда указанный порядок содержится в договоре фрахтования;
з) маршрут перевозки с указанием:
пункта отправления;
промежуточных пунктов посадки (высадки) (если имеются) детей, работников и физических лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей;
пункта прибытия;
мест остановок для приема пищи, кратковременного отдыха, ночного отдыха (при многодневных поездках) — в случае организованной перевозки группы детей в междугородном сообщении.
18. При осуществлении организованной перевозки группы детей водитель обязан иметь при себе договор фрахтования (если организованная перевозка группы детей осуществляется по договору фрахтования) и документ, составленный в произвольной форме, содержащий сведения о маршруте перевозки, в том числе о:
а) пункте отправления;
б) промежуточных пунктах посадки (высадки) (если имеются) детей и иных лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей;
в) пункте назначения;
г) местах остановок для приема пищи, кратковременного отдыха, ночного отдыха (при многодневных поездках) — в случае организованной перевозки группы детей в междугородном сообщении.
Список документов, которые должны быть у водителя автобуса, стал значительно короче. Из него исключены:
- копия документа ГИБДД (о сопровождении автомобилем ГИБДД или уведомление о перевозке);
- список набора пищевых продуктов;
- списки пассажиров;
- документ со сведениями о водителе;
- порядок посадки пассажиров в автобус.
Водитель должен иметь при себе только:
- договор фрахтования (если этот документ заключался);
- сведения о маршруте перевозки.
Обратите внимание, ранее допускалось иметь в автобусе копию договора фрахтования, однако с 1 января 2021 года нужен именно оригинал.
13. Организатор перевозки составляет список лиц помимо водителя (водителей), которым разрешается находиться в автобусе в процессе перевозки (далее — список), включающий в том числе:
- детей, включенных в состав группы, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), возраста или даты рождения каждого ребенка, а также номеров контактных телефонов его родителей (законных представителей);
- сопровождающих лиц с указанием их фамилии, имени, отчества (при наличии) и номера контактного телефона;
- медицинского работника с указанием его фамилии, имени, отчества (при наличии) и номера контактного телефона.
Во время осуществления организованной перевозки группы детей у ответственного за организованную перевозку группы детей или старшего ответственного за организованную перевозку группы детей должны находиться копия уведомления о принятии отрицательного решения по результатам рассмотрения заявки на сопровождение автобусов автомобилем (автомобилями) подразделения Госавтоинспекции (при принятии такого решения) или уведомления об организованной перевозке группы детей и список, предусмотренный настоящим пунктом.
Часть документов, которые ранее находились у водителя, с 1 января 2021 года будут находиться у сопровождающего, ответственного за перевозку детей:
- список пассажиров, содержащий детей, сопровождающих и медицинского работника;
- документ ГИБДД об отказе в назначении сопровождения или уведомление об организованной перевозке детей.
Новые требования к стажу водителя автобуса
8. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, соответствующие следующим требованиям:
- имеющие стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года на дату начала организованной перевозки группы детей из последнего года и одного месяца;
- не совершавшие административные правонарушения в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест, в течение последнего года;
- прошедшие предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации;
- прошедшие предрейсовый медицинский осмотр в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации.
17. К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители:
а) имеющие на дату начала организованной перевозки группы детей стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года из последних 2 лет;
б) прошедшие предрейсовый инструктаж в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»;
в) не привлекавшиеся в течение одного года до начала организованной перевозки группы детей к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством или административного ареста за административные правонарушения в области дорожного движения.
Стаж водителя автобуса — это, судя по всему, самое сложное требование, с которым законодатели не могут определиться в течение многих лет. Поэтому необходимый стаж постоянно изменяется. То в большую, то в меньшую сторону.
Дата | Стаж |
До 10 июля 2015 года | 1 год из 1 года |
С 10 июля 2015 года по 3 января 2018 года | 1 год из 3-х лет |
С 3 января 2018 года по 1 октября 2019 года | 1 год из 1 года |
С 1 октября 2019 года по 1 января 2021 года | 12 месяцев из 13 месяцев |
С 1 января 2021 года | 1 год из 2-х лет |
Отмена требования о наличии продуктов в автобусе
17. В случае нахождения детей в пути следования согласно графику движения более 3 часов в каждом автобусе руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования — фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) обеспечивает наличие наборов пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды) из ассортимента, установленного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальным управлением.
Еще одно важное изменение от 1 января 2021 года — это отмена требования о наличии наборов пищевых продуктов (сухих пайков и бутилированной воды) для перевозок длительностью более 3-х часов. Так что о своем питании дети должны будут позаботиться самостоятельно.
На практике это сделает организованные перевозки детей несколько проще.
Организация перевозки детей автотранспортом
Организованная перевозка детей в автобусах выполняется по договору фрахтования транспорта (подп. «а» п. 4 Правил организованной перевозки детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 № 1177).
При этом по правилам перевозки пассажиров:
- автобус обязательно должен быть оснащен опознавательными знаками «Перевозка детей» (п. 22.6 ПДД), включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета (см. подп. «б» п. 1 постановления Правительства РФ «О внесении изменений…» от 23.12.2017 № 1621);
- к управлению таким автобусом может быть допущено лицо, имеющее стаж работы водителем транспорта категории D без перерыва 1 год и более, не подвергавшееся в течение последнего года аресту или лишению водительских прав за нарушение ПДД (п. 8 правил № 1177);
- у водителя во время перевозки должны быть документы согласно перечню (см. п. 4 правил № 1177), в том числе перечень всех пассажиров, взрослых и детей, детальный маршрут с указанием остановок для отдыха и приема пищи и т.п.;
- запрещается перевозка детей младше 7 лет, если предполагаемое время нахождения автобуса в пути превышает 4 часа (п. 9 правил № 1177);
- междугородняя перевозка детей в течение более 12 часов запрещается в отсутствие медработника (п. 12 правил № 1177);
- в каждом автобусе должны присутствовать сопровождающие взрослые лица (абз. 2 п. 14 правил № 1177);
- автобус должен быть оборудован ремнями безопасности с 01.10.2019 (п. 16 правил № 1177).
Требования к медработнику
Правила упростились — больше не нужно брать медработника, если в путешествие отправляются 1 или 2 автобуса.
Медработник потребуется, если
- продолжительность рейса более 12 часов;
- в поездку отправляется колонна из 3-х или более автобусов.
При себе медработнику нужно иметь копию лицензии на осуществление медицинской деятельности или же копию договора с организацией или предпринимателем, у которых имеется такая лицензия.
Правила поведения пассажиров в автобусе при чрезвычайных ситуациях
Если автобус попал в чрезвычайную ситуацию на дороге (ДТП или пожар), пассажиру стоит принять некоторые меры. Вот правила поведения в данном случае:
- Рекомендуется сохранять спокойствие и немедленно покинуть транспорт.
- Если через двери эвакуироваться не получается, стоит воспользоваться аварийным выходом.
- Помогите выбраться тем, кто не в состоянии.
- При возникновении любых проблем немедленно сообщите водителю или кондуктору.
- При пожаре воспользуйтесь огнетушителем и закрывайте лицо одеждой.
- Если получится выбраться из автобуса самостоятельно, постарайтесь оказать первую медицинскую помощь пострадавшим. Вызовите скорую помощь.
- Если автобус застрял или сломался на перекрестке или железнодорожных путях, нужно немедленно покинуть транспорт и не входить в него, пока он не сдвинется с опасного объекта.
В случае поломки автобуса кондуктор обязан пересадить пассажиров в другой автобус. Для этого они используют свои билеты, ничего не покупая для нового транспорта и не оплачивая новую поездку. В противном случае, граждане вправе попросить вернуть им оплаченную сумму. Для счастливой и безопасной дороги стоит всего лишь соблюдать вышеописанные правила. Счастливой поездки!
Лицензия – это официальное разрешение, документ, подтверждающий перевозку физическими и юридическими лицами для внутренних и международных рейсов.
Ее наличие позволяет обеспечить безопасность пассажиров, профессиональную пригодность водителей и соответствие требованиям ТС. Выдается под личный транспорт или арендуемый сроком на 5 лет.
Документ не нужен тем предприятиям, которые:
- выполняют нерегулярные пассажирские перевозки в целях собственных нужд (для доставки работников);
- имеют количество сидячих мест, без учета водительского, меньше восьми по маршрутам внутри страны;
- сдают автобусы в аренду без водителя.
То есть, если договор фрахтования предусматривает участие водителя, то для заказных рейсов должны быть лицензии, подтверждающие правомерность предоставления услуги.
Оформлять лицензию можно лично или же воспользоваться почтовой пересылкой, отправкой онлайн заявки в Ространснадзор. Для этого требуется собрать документы, требуемые согласно ФЗ № 99 от 04.05.2011 г. ст. 13..
Перечень может меняться, что требует уточнения на момент обращения:
- Заявление на открытие лицензии, в котором указывается информация по паспорту.
- Документ, подтверждающий официальную регистрацию ИП или ООО.
- Идентификационный номер.
- Учредительные документы.
- Трудовые книжки водителей со стажем вождения более 3 лет.
- Справка о прохождении медосмотра.
- Данные о наличии помещений для расположения автотранспорта, обслуживания, с сертификатом соответствия установленным нормам.
- Сведения о транспортных средствах, праве их использования (купля-продажа или договор аренды), техпаспорта.
После рассмотрения заявки комиссия может выдать разрешение либо отказать по причинам несоответствия указанных данных, ошибок, что можно оспорить в суде. Если требования не соблюдены, перевозчику придется доказать отсутствие необходимости оформления лицензии.
В противном случае, при остановке инспектором ГИБДД будет оформлен протокол об административной ответственности. Штраф предполагается не только для водителя, но и других ответственных лиц (ст. 14.1.2 КоАП РФ).