Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ставки на налоги в Швейцарии для юридических и физических лиц». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Обязательные для всех компаний / физических лиц сборы, величина которых не зависит от кантона или конкретного муниципалитета. Суммы фиксированные, поэтому расчёт общего налогообложения относительно прост. Но если Вы хотите претендовать на легальные вычеты / льготы, рекомендуем связаться с нашими экспертами по Швейцарии для дополнительных консультаций. Возможность оптимизировать налогообложение (в том числе для компаний) есть, но Вы должны чётко понимать, что и как делать.
Налогообложение Швейцарии на федеральном уровне
Базовые федеральные сборы:
- На добавленную стоимость (VAT).
- Гербовый сбор (stamp duties).
- На табак.
- На крепкий алкоголь.
- На нефть и продукты её переработки.
- На автотранспортные средства.
- Виньетка с автострады (the motorway vignette).
- На грузовой / тяжёлый автотранспорт (в привязке к расстоянию).
- Различные таможенные сборы.
Для сравнения приводим список типичных сборов на уровне кантона / муниципалитета в Швейцарии:
- На автотранспортные средства (независимо от федерального налога).
- На собак.
- На развлечения.
- Гербовый / регистрационный сборы.
- Водный.
- На лотереи.
- Гостевой.
Поговорим чуть более подробно о наиболее значимых федеральных налогах Швейцарии:
- На добавленную стоимость. Считается основным источником государственных доходов. В большинстве случаев (но не всегда) он равен 8%, но есть исключения – продукты питания, книги, лекарственные препараты, традиционные «бумажные» газеты (2,5%). Компании, работающие в сфере гостеприимства (отели, гостиницы) и жилищного строительства, работают со льготным НДС – 3,8%. Ведение бухгалтерских записей является обязательным в течение 10 лет, компании также должны подавать соответствующие отчёты в местные органы власти.
Как устроена система налогообложения
В Швейцарии, как в любом федеративном государстве, есть налоги, действующие на уровне федерации целиком, а также на уровне кантонов (их 26) и муниципалитетов (2250). Кантоны и муниципалитеты очень самостоятельны в налоговых вопросах и могут взимать свои сборы, которые должны соответствовать общим федеральным правилам. Новые законы о налогах на всех уровнях часто проходят через референдум.
Виды налогов и сборов, ставки, суммы вычетов, органы для подачи декларации и оплаты могут отличаться от кантона к кантону.
Виды налогов и сборов, ставки, суммы вычетов, органы для подачи декларации и оплаты могут отличаться от кантона к кантону. И от муниципалитета к муниципалитету. Это очень непривычно и сложно на первый, а иногда и на второй взгляд для жителей централизованных стран.
Налогообложение юридических лиц
Пошлины оплачиваются всеми компаниями, которые прошли регистрацию в реестре фирм государства. База налогообложения формируется из общемировой прибыли. Исключением являются заработки от филиалов-нерезидентов и налоги на доходы от недвижимости, если они освобождены от ставок. Иностранные компании, ведущие деятельность на территории государства, перечисляют в казну сборы от прибыли полученной в ходе работы постоянных представительств или от сдачи в наем жилой или коммерческой недвижимости.
Ставками облагается только чистая прибыль – все необходимые расходы заранее вычитаются, ввиду чего снижается уровень сбора. Стандартная федеральная ставка составляет 8,5%, при вычете всех расходов получается эффективная ставка – 7,8%. Дополнительно к ней добавляются кантональные сборы. При расчете уровня налогообложения во внимание не принимаются потери и прибыли от конвертации валют, дивиденды часто освобождаются от пошлин.
Все без исключения организации в Швейцарии выплачивают налог на прибыль, в том числе компании, кооперативы, ассоциации, фонды и т.п. Даже партнёрства, которые по своей сути являются плательщиками многих налогов, для целей обложения налогом на прибыль не признаются плательщиками. Доходы всех партнёров облагаются с соответствующем порядке индивидуальным подоходным налогом.
Статус налогоплательщика выступает для налога на прибыль и подоходного налога определяющим условием налогообложения. Организацию можно считать налоговым резидентом для целей обложения налогом на прибыль в случае, если она прошла регистрацию в Швейцарии и здесь имеет место своего эффективного управления.
Объект налогообложения – это прибыль организации-резидента, которая была получена вне зависимости от источника, кроме доходов постоянного представительства за границей.
Организации не могут быть признаны налоговыми резидентами для целей обложения налогом на прибыль, они вынуждены уплатить налог только с конкретных видов доходов, которые получены от источников в Швейцарии.
Налоговая база – это стоимостное выражение прибыли в качестве разницы между доходами и расходами организации.
Для определения налоговой базы необходимо учитывать несколько правил.
Налоговые льготы в Швейцарии
- Безопасность планирования: компании и граждане имеют право на обязательное предварительное разъяснение налогообложения (“Ruling”) для планируемых проектов.
- Освобождение акционера от уплаты налогов на дивиденды или другие источники дохода, полученные от дочерней компании: это подробно разъясняется в проспекте (“Kreisschreiben”) №. 9 от 9 июля 1998 года.
- Преимущества холдинга: корпорации, которые в первую очередь управляют своими холдингами, платят только федеральный налог (с 2009 г. 8,5% = 7,83), ни кантональный, ни муниципальный налог не взимается.
- Управляющие компании: прибыль корпораций (или постоянные представительства иностранных корпораций), которые выполняют административную работу в Швейцарии, но не занимаются предпринимательской деятельностью, подлежат полному обложению федеральным налогом (8,5 / 108,5 = 7,83%), но более низким кантональным и муниципальным налогам.
- Смешанные компании: компании (или постоянные представительства иностранных корпораций) с преобладанием иностранного бизнеса, которые отвечают определенным требованиям, могут подать заявку на льготное налогообложение на доходы от иностранных операций.
- Продажа всего предприятия или его части частными лицами: доходы от таких сделок подлежат налогообложению в стране проживания.
- Налог на наследство: в большинстве кантонов, нет налога на наследство для прямых потомков.
Сравнение по кантонам
Для лиц, планирующих перебраться для постоянного проживания в Швейцарию, желательно заранее узнать особенности и налоговые ставки по кантонам. В этом году, по мнению экспертов, наиболее приятными и привлекательными считаются центральные районы государства. Также они отмечают, что в стране имеются более благоприятные условия для определенных видов деятельности или иных факторов. Например, отцу 2-х детей с доходом 100 тыс. франков за год, в Цуг необходимо будет отдавать государству порядка 1676 CHF, а в Нойенбурге уже 10006 CHF. Немного выгоднее условия для таких отцов в: Женеве, Швица, Тичино. Аналогичная ситуация наблюдается с налогообложением бездетных граждан. Если в том же Цуг сумма будет составлять 10599 CHF, то в Нойенбурге она будет на 300% больше.
Федеральный налог на прибыль для семейных налогоплательщиков, или для холостых с несовершеннолетними детьми
Налогооблагаемая прибыль, CHF |
Налог, % |
|
От |
До |
|
28300 |
— |
|
28300 |
50900 |
1 |
50900 |
58400 |
2 |
58400 |
75300 |
3 |
75300 |
90300 |
4 |
90300 |
103400 |
5 |
103400 |
114700 |
6 |
114700 |
124200 |
7 |
124200 |
131700 |
8 |
131700 |
137200 |
9 |
137200 |
141200 |
10 |
141200 |
143100 |
11 |
143100 |
145000 |
12 |
145000 |
895000 |
13 |
895000 |
11.5 |
Какими могли бы быть преимущества системы «налогообложения у источника»?
В рейтинге, недавно опубликованном коллекторской компанией Intrum, швейцарцы занимают второе место среди наихудших плательщиков в Европе, сразу за греками. И долги по уплате налогов — это основная причина того, почему Швейцария показала такой плохой результат в области уплаты налогов. Просроченный налоговый платёж является самым часто встречающимся просроченным платежом в стране.
Прямое и автоматическое удержание НДФЛ сразу с заработной платы в значительной степени устранило бы данную проблему. Тогда налогоплательщики точно будут знать, сколько денег у них в распоряжении, не беспокоясь и не досадуя на предмет того, что круглая сумма у них на счету скоро весьма похудеет после уплаты солидного налогового счета. Налогообложение у источника также позволит не противопоставлять друг-другу людей высокой и низкой платёжной моралью и, в конечном итоге, уменьшить налоговые потери общественных бюджетов всех уровней.
Налоговая реформа в Швейцарии
19 мая 2019 года в Швейцарии был проведен референдум, на котором швейцарцы проголосовали за принятие закона о реформе налогообложения юридических лиц и пенсионного финансирования (TRAF). Закон вступил в силу 1 января 2020 года.
Швейцарская налоговая реформа не затронула налоговые каникулы, которые подразумевают полное или частичное освобождение компании от налогов на прибыль и капитал на срок до десяти лет. Их продолжают предоставлять налогоплательщикам, которые представляют экономический интерес для Швейцарии и создают в Швейцарии рабочие места. Кроме того, в отличие от стран Евросоюза в Швейцарии не планируется вводить ограничения по выплате процентов третьим лицам, правила о КИК или правила против гибридных структур.
Новая реформа существенно меняет налогообложение компаний в Швейцарии и снижает ставки налога на прибыль, делая страну одной из самых привлекательных в мире для ведения бизнеса. Новые налоговые режимы, вводимые реформой, полностью соответствуют международным нормам и стандартам, разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Существующие специальные налоговые режимы, которые больше не соответствуют международным нормам (в частности, режим домицилированной, смешанной и основной компаний, а также финансового филиала), будут отменены с применением переходных правил, действующих в течение пяти-десяти лет в зависимости от режима.
Швейцарские налоги – среди самых низких
Фискальный климат Швейцарии остается одним из самых благоприятных для предпринимателей, свидетельствуют данные последнего исследования «Swiss Tax Report 2016» консалтинговой компании KPMG, сравнившей действующие ставки налогов на прибыль и доход в 130 странах мира и отдельно – в 26 кантонах Конфедерации. При этом, отмечают эксперты, снижение налоговой нагрузки на компании в последние годы существенно замедлилось, в то время как обычным гражданам приходится перечислять в государственную казну немного больше заработанных средств.
В Швейцарии ставки налога на прибыль значительно отличаются в зависимости от кантона, в котором зарегистрирована компания. При этом авторы исследования принимали во внимание федеральную, кантональную и коммунальную составляющие.
Самым привлекательным для предпринимателей остается Люцерн, где эффективная ставка обычного налога не превышает 12,32 %. За ним следуют Нидвальден с Обвальденом (12,66 %) и Аппенцель-внешний (13,04 %).
В то время как в Ури ставка уменьшилась с 15,12 % до 15,01 %, Швиц поднял налог на прибыль с 14,86 % до 15,27 %.
В прошлом году немного сократил нагрузку на компании и кантон Во (с 22,79 % до 22,09 %). Несмотря на это, Романдская Швейцария остается в числе регионов, где действуют самые высокие ставки налога на прибыль. Больше всего средств перечисляют в бюджет юридические лица, зарегистрированные в Женеве (24,16 %) и Базеле (22,18 %).
Организация швейцарских налоговых органов
Налоговая система представляет собой децентрализованную структуру, большинство налогов администрируются кантональной налоговой администрацией. Кантональные налоговые администрации проверяются федеральной администрацией.
Кантональные налоговые органы несут ответственность за уплату федеральных, кантональных и муниципальных налогов на доход и капитал. Они подчиняются федеральным и кантональным законам. Существуют различия в кантональных законах, а также в том, как местные власти решают дискреционные вопросы.
Персонал кантональных налоговых органов обычно корректный, дружелюбный и отзывчивый. К налогоплательщикам относятся не как к субъекту, а как к деловому партнеру. Предварительное разъяснение налоговых вопросов и получение письменного «постановления», обязывающего администрацию, является фундаментальным правом граждан (однако в настоящее время такие постановления необходимо регистрировать).
Подоходный налог администрируется Федеральной налоговой администрацией в Берне и взимается с дохода от движимого капитала. Он взимается с налогоплательщиков, выплачивающих проценты или дивиденды, которые, в свою очередь, могут претендовать на налоговый кредит или налоговые льготы. Что касается налога у источника, ответственность кантональной администрации ограничена, а рецензия Берна является очень точной.
НДС также взимается Федеральной Налоговой Администрацией Швейцарии в Берне.
Корпоративные налоги в Швейцарии 2022
Предлагаемая швейцарская налоговая реформа в настоящее время одобрена общественным голосованием и вступит в силу с 1 января 2022 года.
Ключевым моментом налоговой реформы будет отмена кантонами льготных налоговых режимов для холдингов, домилициарных и смешанных компаний к концу 2019 года.
Кроме того, на федеральном уровне статус «основой компании» и привилегированное налогообложение иностранных филиалов не будет отменено. Это обеспечит соответствие швейцарской налоговой системы международным минимальным стандартам и то, что Швейцария останется привлекательным местом для многонациональных предприятий (МНП).
Утвержденная налоговая реформа примет новые налоговые положения в Федеральном законе о прямом налогообложении (DBG) и в Законе о гармонизации налогов в кантонах (StHG), а также в других федеральных налоговых законах (например, подоходный налог) с 1 января 2022 года. На основании и в соответствии с новыми налоговыми положениями в Законе о гармонизации налогов кантоны должны применять новые положения в своем налоговом законодательстве. Несмотря на это, кантональная имплементация остается предметом референдума и, в случае ее вынесения, подлежит публичному голосованию в соответствующем кантоне.
Налогоплательщики, проживающие за рубежом
Существует ряд лиц, которые обязаны платить налоги в Швейцарии, даже если они не проживают в этой стране. К ним относятся физические лица, проживающие за рубежом и получающие доход из источника в Швейцарии.
В этом случае речь идет об «ограниченных налоговых обязательствах», когда имеется «экономическая связь» со Швейцарией, осуществляемая: владельцами, совладельцами, распорядителями предприятий, находящихся в Швейцарии; владельцами прав на земельные участки; путем аренды и торговли земельными участками, находящимися в Швейцарии; путем трудовой деятельности людей искусства, спортсменов и т. п.; путем членства в совете директоров или управления юридическими лицами с местонахождением или осуществлением деятельности в Швейцарии; путем выплаты социального страхования в случае имевших место в прошлом трудовых отношений с работодателем или страховой организацией с местонахождением в Швейцарии; путем страховых выплат по линии швейцарского трудового пенсионного обеспечения; путем выплат от прежнего работодателя с местонахождением или осуществлением деятельности в Швейцарии; в результате работы в области международных перевозок на компанию с местонахождением или осуществлением деятельности в Швейцарии.
В зависимости от вида дохода предусматривается либо общий порядок налогообложения, либо система уплаты налога у источника.
Традиционно ежегодные эксплуатационные расходы составляют 0,8%-1,5% от стоимости объекта недвижимости. Однако расходы могут быть и выше, если дом старый и требует ремонта. Обычно расходы делятся между владельцами всех апартаментов, расположенных в здании пропорционально тысячным долям каждого владельца.
Обычно такие расходы включают в себя оплату уборки и охраны, которые осуществляются в формате взносов. Также следуют отчисления в фонды социального страхования, расходы на текущий ремонт здания и расходные материалы. Управляющий совместным владением осуществляет сбор соответствующих денежных сумм, чтобы покрыть все расходы, связанные с ремонтом здания. Оплата производится заранее, ежеквартально или раз в полгода. Налоги перечисляются правительству Швейцарии, кантону и коммуне. Производится ежемесячная оплата водо-, газо-, электроснабжения и отопления, оплачивается страхование, озеленение, ремонт дорог. Совершаются административные взносы и другие расходы.
У физических лиц налогом облагается только собственность, находящаяся в кантоне, и его доход (прибыль с недвижимости). Другие варианты дохода облагаются налогом по месту постоянного жительства владельца. Фискальная стоимость собственности используется для определения состояния, облагаемого налогом (80% от покупной цены). Размер арендной платы равняется сумме, которую оплачивал бы владелец за аренду подобной квартиры – именно она и составляет основу подоходного налога.
К перечисленным выше налогам следует добавить следующие: прямой федеральный налог, ежегодный налог на земельную собственность и налог на туристов. Практика показывает, что общая сумма налогов составляет примерно 1%-1,4% от покупной цены собственности и может быть уменьшена в рамках проведения «налоговой оптимизации», когда требуется провести переоценку имущества и соответствующее снижение фискальной стоимости.
Как правило, доход при сдаче недвижимости в аренду в высокий сезон позволяет покрыть практически все связанные с ней траты, в том числе и расходы на совместное владение и прочие налоги. Правильное заполнение налоговой декларации также позволит в большинстве случаев снизить налоговую нагрузку.