Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исправление ошибки по налогу на прибыль». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Общее правило гласит, что при обнаружении ошибки пересчитывать налоговую базу и, соответственно, сам налог нужно в том периоде, в котором была допущена ошибка (п. 1 ст. 54 НК РФ). Обратите внимание: допущена, а не выявлена. Это значит, что в общем случае без подачи уточненных отчетов не обойтись.
Какие есть сроки для подачи уточненных деклараций?
На практике широко распространено мнение, что подать «уточненку» можно только за период, не превышающий трехлетний срок. Однако это не совсем соответствует действительности. Согласно п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную декларацию в порядке, установленном в данной статье. При этом уточненная налоговая декларация, представленная после истечения установленного срока подачи декларации, не считается представленной с нарушением срока.
Однако в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Таким образом, подача «уточнёнки» может быть осуществлена за пределами 3-летнего срока, а вот возврат излишне уплаченного налога возможен только в пределах этого срока. Данное правило применяется и в отношении возврата (зачета) излишне уплаченных авансовых платежей (п. 14 ст. 78 НК РФ).
Итак, основания для возврата переплаты наступают с даты представления налогоплательщиком уточненной декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган. Такой вывод сделан в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 №17750/10.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение 3-х лет, начиная с даты фактического представления налоговой декларации за соответствующий налоговый период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (т.е. срок может быть только более ранним, чем законодательно установленный). Дата фактического представления налоговой декларации подтверждается отчетом оператора, через которого сдается налоговая отчетность в электронном виде.
Уточненная декларация: подавать или нет
Однако есть исключения из этого общего правила. И, надо сказать, что по поводу этих исключений у Минфина и у ФНС разные мнения.
Дело в том, что в абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ сказано, что в случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения). Следующим предложением говорится, что «налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, также и в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога».
Нужны ли промежуточные «уточненки»
Есть еще один актуальный вопрос, касающийся выявленных ошибок: можно ли ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год или необходимо уточнять соответствующие отчетные периоды внутри года?
Этот вопрос актуален в отношении «нарастающих» налогов, то есть тех налогов, которые рассчитываются нарастающим итогом с начала года и по которым внутри налогового периода есть отчетные периоды. Это, например, налог на прибыль, ЕСХН, налог на имущество (в отношении объектов, облагаемых по среднегодовой стоимости).
Среди некоторых специалистов есть мнение, что поскольку такие налоги все равно рассчитываются в целом по году, то можно ограничиться подачей одной общей «уточненки» за год. Мы считаем, что при совершении ошибки за прошлый год необходимо все же подавать и промежуточные уточненные декларации (расчеты) за отчетные периоды внутри года.
Из каких положений это следует? Из пункта 1 статьи 54 НК РФ. Там сказано, что «при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения)».
Как видим, в данном пункте сказано и про отчетные периоды. При этом не оговорено специально, что уточнять отчетные периоды нужно, только если ошибка допущена в текущем году, т. е. когда год еще не завершен. К тому же за неуплату авансовых платежей, подлежащих к уплате за отчетные периоды, полагаются пени. И очевидно, что, уточнив свои налоговые обязательства только в целом по году, организация исказит данные, а это приведет к начислению неверной суммы пеней.
Какой же позиции придерживаются чиновники? К сожалению, свежих разъяснений на данный счет нет. Но если руководствоваться старыми письмами, то можно убедиться, что чиновники также за то, чтобы налогоплательщики представляли и промежуточные «уточненки» (письма Минфина от 11.04.2006 № 03-06-01-04/83 (по налогу на имущество), УФНС по Москве от 04.03.2005 № 20-12/14626 (по налогу на прибыль)).
Подача уточнённых деклараций по периодам, которые завершились более трёх лет назад
В НК РФ нет запрета представления декларации по истечении трех после налогового периода. Поэтому ФНС должна принять исправленную декларацию за срок, ушедший в прошлое более, чем на три года, а так же обязан рассмотреть представленные плательщиком сопроводительные документы.
Не имеет значения, что проверка правильности сведений, заявленных в первоначальной декларации, давно закончилась или вступили в законную силу решения о привлечении к налоговой ответственности в силу налоговых нарушений по тем периодам.
Ещё в ПП ВАС от 30.05.2014 № 33 говорилось, что в силу ст. 173 НК РФ положительная разница, возникшая в силу превышения налоговых вычетов над суммами налога, подлежит возмещению плательщику из бюджета при условии подачи им декларации до истечения установленного данным пунктом трехлетнего срока. Налоговые вычеты могут быть отражены в декларации за любой из входящих в соответствующий трехлетний срок периодов.
Норма ст. 173 НК РФ о трехлетнем сроке подачи декларации должна соблюдаться плательщиком и в случае включения им налоговых вычетов в подаваемую исправленную декларацию. Учитывая позицию Пленума ВАС, если по прошествии трех лет после окончания налогового периода представлена уточненная декларация с налоговыми вычетами, ранее не заявленными, срок заявления сумм НДС к возмещению не рассматривается соблюденным, так как положение о максимальном трехлетнем сроке не соблюдается. Возможность правоприменения п. 4 рассматриваемой статьи и реализации права на зачет должна основываться на переплате по налогу на дату подачи исправленной декларации.
Предположим теперь, что в марте ООО «Бета» подписало акт выполненных работ с ООО «Пиксель» на сумму 24000 руб., в том числе НДС, – установка и настройка нового ПО. В апреле в работе установленного программного обеспечения возникли сбои. Экспертиза определила неустранимый дефект ПО. ООО «Пиксель» с полученной от контрагента претензией полностью согласилось и в феврале вернуло деньги ООО «Бета». Такая операция отражается на счетах обеих фирм. 24000 / 1,2 = 20000 руб. 24000-20000 = 4000 руб.
ООО «Пиксель» (поставщик услуг)
Март:
- Дт 62 Кт 90-1 24000 руб. – начислена выручка (с НДС).
- Дт 90-3 Кт 68 4000 руб. – начислен НДС.
- Дт 51 Кт 62 24000 руб. – оплата от ООО «Бета» по акту выполненных работ.
Апрель (корректировка данных 1 квартала):
- Дт 91-2 Кт 62 20000 руб. – убыток, уменьшение продаж.
- Дт 68 Кт 62 4000 руб. – уменьшение НДС.
- Дт 62 Кт 51 24000 – возврат ООО «Бета» перечисленных ранее средств.
В данном случае также возможна проводка Дт 91-2 Кт 62 24000 руб. – уменьшение отражается вместе с НДС, Дт 68 Кт 91-1 4000 руб. – выделяется НДС на эту сумму, налоговый вычет на основании корректировочного счета-фактуры. Однако в инструкции к плану счетов связь 91 счета с НДС не обозначена. Вместе с тем учетный смысл счетов 90 и 91, безусловно, схож.
ООО «Бета»
Март:
- Дт 20, 26 Кт 60 20000 руб. – стоимость установки ПО включена в стоимость.
- Дт 19 Кт 60 4000 руб.
- Дт 68 Кт 19 4000 руб. – учтен НДС и принят к вычету.
- Дт 60 Кт 51 24000 руб. – оплата работ ООО «Пиксель».
Апрель:
- Дт 76/2 (поскольку была претензия) Кт 91/1 20000 руб. – зафиксирован прочий доход.
- Дт 76/2 Кт 68 4000 руб. – восстановление НДС по расчетам с ООО «Пиксель».
- Дт 51 Кт 76/2 24000 руб. – возврат денег от ООО «Пиксель».
Подача уточненной декларации = занижение налоговой базы?
Это распространенный и крайне вредный миф. Налогоплательщики, которые так думают, не подают уточненки в надежде, что ИФНС не найдет ошибку. А налоговики ошибку находят и начисляют штраф.
Подача уточненной декларации не говорит о намеренном занижении налоговой базы. На основании одного лишь факта представления корректировочного отчетного документа компанию или ИП не могут обвинить в уклонении от уплаты налогов. Для привлечения налогоплательщика к ответственности должен быть прецедент – налоговое правонарушение с соответствующим составом, доказательной базой (письмо Минфина №03-02-07/1/2279 от 04.02.2013).
Что будет, если подать уточненку после выездной проверки?
Налогоплательщик получает Акт выездной налоговой проверки. Казалось бы, подавать уточненную декларацию бессмысленно. Проверка закончена, анализировать уточненные сведения никто не будет, и на результаты проверки новая декларация не повлияет.
На самом деле, шанс кое-что изменить есть. Если ИФНС не вынесено Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, она может провести дополнительные мероприятия налогового контроля. И для проведения таких мероприятий есть два инструмента: камеральная, выездная проверка.
Обратите внимание: ИФНС может назначить повторную выездную проверку, предметом которой станут сведения из уточненной декларации.
Камеральная проверка проводится, если назначение выездной нецелесообразно.
Когда уточненку можно не подавать
Если же исправления не уменьшили сумму налога либо привели к его переплате, то представление уточненки не является обязательным – подавать или нет уточненную декларацию по налогу на прибыль к уменьшению компания решает сама (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ). Как правило, такие ошибки предприятия учитывают и поправляют при возможности в декларации за текущий период. Это целесообразно и с практической точки зрения, поскольку по факту представления уточнений ИФНС обычно инициирует проверку по периоду, за который они подаются.
Для подтверждения произошедшей переплаты налога необходимо предъявить в ИФНС документы, послужившие основанием для уточнений (контракты, договоры, счета-фактуры, платежки и пр.), хотя за давностью лет эти документы могут и не сохраниться. Тем не менее, при существенных суммах переплаты и с полным пакетом подтверждающих документов предприятию лучше исправить ситуацию, подав уточнения, поскольку лишь оно заинтересовано в возврате или зачете средств.
Камеральная налоговая проверка уточненной декларации
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым кодексом.
По общему правилу камеральная налоговая проверка (КНП) проводится на основе налоговой декларации, в том числе уточненной, и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Кодекс не содержит ограничений по проверке налоговым органом всех показателей «уточненки», представленной в ИФНС после завершения КНП налоговой декларации, по результатам которой не был установлен факт нарушения законодательства о налогах и сборах (Письмо Минфина России от 14.07.2015 № 03‑02‑07/1/40441).
Осуществляя проверку уточненных деклараций, в том числе и декларации по налогу на прибыль, ИФНС вправе затребовать дополнительные документы.
Согласно абз. 3 п. 3 ст. 88 НК РФ при проведении КНП декларации по налогу на прибыль, в которой заявлена сумма полученного в соответствующем отчетном (налоговом) периоде убытка, налоговый орган вправе требовать у налогоплательщика представить в течение пяти дней необходимые пояснения, обосновывающие размер полученного убытка.
При проведении КНП в отношении уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, по сравнению с ранее представленной декларацией, налоговый орган также вправе требовать представления в течение пяти дней необходимых пояснений, обосновывающих изменение соответствующих показателей декларации (абз. 2 п. 3 ст. 88 НК РФ).
Обратите внимание:
В соответствии с п. 8.3 ст. 88 НК РФ при проведении КНП на основе «уточненки», представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи декларации по налогу на прибыль за соответствующий отчетный (налоговый) период, в которой уменьшена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, или увеличена сумма полученного убытка по сравнению с ранее представленной декларацией, ИФНС вправе истребовать у налогоплательщика:
- первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации;
- аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.
Чем грозит представление уточненной декларации
Всегда следует помнить, что вслед за сдачей уточненной декларации с уменьшенной суммой налога налоговые органы могут провести выездную налоговую проверку за уточняемый налоговый период, причем сделать они это могут, даже если данный период был уже проверен (абз. 6 п. 10 ст. 89 НК РФ).
До подачи уточненной декларации (если бухгалтер изначально занизил сумму налога) компании нужно будет доплатить налог в бюджет и, кроме того, заплатить пени. Штрафа организация может избежать, если:
- Успеет сдать уточненную декларацию до истечения срока подачи первичной (п. 2 ст. 81 НК РФ).
- Срок уплаты налога не истек и организация представила уточненку до того, как узнала об обнаружении ошибок налоговиками или назначении выездной налоговой проверки (п. 3 ст. 81 НК РФ).
- Уточненная декларация сдана после истечения срока уплаты налога, но до того, как компания узнала об обнаружении ошибок налоговым органом либо назначении выездной налоговой проверки. В этом случае нужно уплатить недоимку и пени до момента представления уточненной декларации (подп. 1 п. 4 ст. 81 НК РФ).
- Срок уплаты налога истек, а уточненная декларация представлена после проведения выездной проверки, по результатам которой не обнаружены ошибки и искажения сведений (подп. 2 п. 4 ст. 81 НК РФ).
Налоговый агент также может избежать ответственности, предусмотренной ст. 123 НК РФ, при соблюдении им вышеперечисленных условий (абз. 3 п. 6 ст. 81 НК РФ).
Уточненная декларация представляется по той форме, которая действовала в корректируемом налоговом периоде (п. 5 ст. 81 НК РФ).
У организации есть/были обособленные подразделения
Если ОП продолжает работать, уточненка подается туда же, куда сдавалась первичная декларация.
Если подразделение закрывается, уточненные декларации по нему, а также декларации за последующие (после закрытия) отчетные периоды и текущий налоговый период представляются в ИФНС по месту нахождения организации или по месту ее учета в качестве крупнейшего налогоплательщика (п. 2.6 порядка).
При этом в титульном листе указывается код 223 и КПП по месту нахождения организации (крупнейшего налогоплательщика), а в реквизите «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» — КПП закрытой обособки (п. 2.7 порядка).
Если обособленные подразделения организации переходят на уплату налога через ответственное подразделение (головную организацию), то уточненная декларация должна подаваться по месту учета последнего (письмо ФНС России от 30.06.2006 № ГВ-6-02/664).
Если ОП являлось ответственным, а потом перестало быть таковым, по реквизиту «ИНН/КПП изменившего полномочия (закрытого) обособленного подразделения» нужно указывать КПП по месту нахождения бывшего ответственного обособленного подразделения (п. 2.8 порядка).
Уточненную декларацию подает правопреемник
Юридическое лицо реорганизуется путем присоединения к другому юридическому лицу. Каков порядок представления уточненной декларации по налогу на прибыль реорганизованной организацией за налоговый период до реорганизации?
Напомним, что в ст. 57 ГК РФ предусмотрено пять форм реорганизации: слияние, присоединение, выделение, разделение и преобразование. Присоединение — форма реорганизации, когда одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому. При присоединении прекращает существование присоединяемое юридическое лицо (или несколько лиц), а лицо, к которому присоединяются, в дополнение к своим правам и обязанностям приобретает права и обязанности присоединяемого лица (лиц).
На основании ст. 58 ГК РФ правопреемство при присоединении происходит посредством составления передаточного акта. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое считается реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Таким образом, при присоединении права и обязанности присоединяемой организации переходят к другой организации в день, когда вносится запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности присоединенной организации.
Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Основание — п. 1 ст. 23 НК РФ.
Налоговый учет у заказчика ООО «Строймастер»
В налоговой декларации по налогу на прибыль должны быть скорректированы расходы, так как сумма налоговой базы занижена и соответственно сумма налога к уплате тоже занижена. В уточненной декларации сумма налога на прибыль будет увеличена, которую необходимо будет доплатить.
Для представления корректирующей декларации по налогу на добавленную стоимость, необходимо:
- прежде всего вносятся изменения (уточнения) в книгу продаж (книгу покупок);
- на основании внесенных изменений формируется уточненная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость.
Согласно требованиям, Приказа ФНС России «О порядке преставления декларации по НДС» (абз. 3 п. 2 приложения № 2 к приказу ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@), в состав уточненной декларации включаются следующие разделы декларации:
- Обязательно титульный лист бланка декларации, в котором указывается корректировочный номер декларации и период, за который представляются уточнения;
- Раздел 1, из которого сумма налога переносится в карточку расчета с бюджетом;
- Листы разделов и приложения к данным разделам, в которые были включены суммы операций по первичной декларации с необходимыми корректировками;
- Другие разделы и приложения к ним, если скорректированные суммы повлияли на исчисление налоговой база по налогу на добавленную стоимость.
Если обнаружены излишне уплаченные суммы налогов, ранее учтенные в прочих расходах…
На практике нередки ситуации, когда организация обнаруживает переплату за прошедшие периоды в отношении других налогов, которые учитывались при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов согласно пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ (транспортный налог, налог на имущество, земельный налог, страховые взносы).
Например, организация в 2018 году обнаружила, что она начислила и уплатила излишние суммы налога на имущество за 2016 год. Она подала уточненную декларацию за 2016 год по этому налогу. Должна ли она подать еще и уточненную декларацию по налогу на прибыль за 2016 год, ведь излишне начисленная сумма налога на имущество привела к занижению суммы налога на прибыль за этот период?
Ранее контролирующие органы отмечали, что выявление и декларирование суммы одного налога в размере, меньшем ранее заявленного, может повлечь обнаружение факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы другого налога. При этом налогоплательщик обязан провести перерасчет такого налога, внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган соответствующую «уточненку» в порядке, установленном ст. 81 НК РФ. Налоговый орган на основании пп. 8 п. 1 ст. 31 НК РФ вправе требовать от налогоплательщика представления уточненной налоговой декларации по указанному налогу (см. Письмо ФНС России от 22.01.2010 № ШТ-17-2/12@ вместе с Письмом Минфина России от 21.12.2009 № 03‑02‑07/2-209).
Впоследствии подход поменялся (см. Письмо ФНС России от 12.02.2014 № ГД-4-3/2216@ вместе с Письмом Минфина России от 23.01.2014 № 03‑03‑10/2274) в связи с позицией Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 17.01.2012 № 10077/11.
Исчисление налогов, учитываемых в составе расходов, в излишнем размере (в том числе вследствие неприменения льготы или иного освобождения) не может квалифицироваться как ошибка при исчислении налога на прибыль (из Постановления Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 10077/11).
В Письме № ГД-4-3/2216@ также было отмечено, что, исполнив обязанность по исчислению и уплате налога в соответствии с поданными первоначально декларациями, налогоплательщик понес в предыдущих периодах затраты, отвечающие требованиям ст. 252 НК РФ, и в силу пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ правомерно отнес их к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Учет в составе расходов первоначально исчисленной суммы налога, соответствующей положениям перечисленных норм НК РФ, не может квалифицироваться как ошибка. Корректировка базы по этому налогу должна рассматриваться как новое обстоятельство, свидетельствующее о необходимости учета излишне исчисленной суммы земельного, транспортного налогов, налога на имущество, страховых взносов в периоде указанной корректировки в составе внереализационных доходов, перечень которых в силу ст. 250 НК РФ не является исчерпывающим.
В рассматриваемой ситуации организация не обязана представлять уточненную декларацию по налогу на прибыль. Переплату по налогам, учтенную в предыдущих периодах, нужно отразить во внереализационных доходах того периода, когда организация представит «уточненку» по другим налогам и (или) страховым взносам.
24 Марта 2020
ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года
Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается
ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая
Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ
Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ
18 Марта 2020
Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок
На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!
Несколько слов про запоздавшие документы
Ситуация, когда неотражение какой-либо операции является следствием несвоевременного поступления документов в бухгалтерскую службу, довольно типична. Возникает ли в этом случае ошибка?
С точки зрения бухгалтерского учета без «первички» фиксация операций немыслима, поэтому если в отчетном периоде необходимая документация отсутствовала и, как следствие, факты хозяйственной деятельности не были отражены с помощью проводок, то об ошибках говорить не приходится (см. п. 1 ст. 9 Закона о бухучете).
Примечание. По мнению финансистов (Письмо от 12.05.2010 N 03-03-06/1/322), если на счетах бухгалтерского учета в 2010 г. отражены операции, подтвержденные документами, датированными 2009 г., то налогоплательщик должен использовать нормы п. 1 ст. 54 НК РФ.
В принципе аналогичный подход заложен и в гл. 25 НК РФ (см. п. 1 ст. 248, п. 1 ст. 252, ст. 313), но есть факты, с которыми мы должны считаться.
По мнению высших арбитров, согласно ст. 272 НК РФ расходы при методе начисления признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. Этой же статьей установлены особенности признания расходов в зависимости от их характера. Следовательно, во всех случаях расходы, относящиеся к прошлым налоговым периодам, подлежат отражению в налоговом учете с соблюдением требований ст. ст. 54 и 272 НК РФ. Исключение составляют убытки (отрицательная разница между доходом и расходом) прошлых лет, выявленные в текущем налоговом периоде.
В результате Президиум ВАС в Постановлении от 09.09.2008 N 4894/08 посчитал, что действия общества по включению в состав внереализационных расходов 2004 г. расходов, относящихся к 2001 — 2003 гг., по причине несвоевременного представления контрагентами первичных документов, служащих основанием для исчисления налога, нельзя признать правомерными.
Примечание. По поводу доходов судебная практика на уровне ВАС нам неизвестна.
Часто суды поддерживают налогоплательщиков, учитывающих внереализационные и прочие расходы в периоде получения запоздавших документов (Постановления ФАС МО от 16.11.2009 N КА-А40/12057-09, ФАС ВСО от 20.10.2008 N А19-362/08-45-Ф02-4778/08). Объяснения следующие: согласно пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ датой осуществления таких расходов признается, если иное не установлено ст. ст. 261, 262, 266 и 267 НК РФ, дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода.
Интересный случай был рассмотрен ФАС УО в Постановлении от 12.01.2010 N Ф09-10662/09-С3. Общество в нарушение требований, определенных Законом о бухучете, ст. 313 НК РФ, не вело должным образом бухгалтерский учет осуществляемой деятельности (не составлялись необходимые первичные документы). Арбитры посчитали, что при таких обстоятельствах доначисление налога на прибыль на основании сведений, содержащихся в тетрадях общества и ежемесячных отчетах, а также показаний свидетелей необоснованно.
По поводу момента отражения опоздавших счетов-фактур единства позиции не наблюдается, по мнению финансистов и ряда судей, право на налоговый вычет возникает у налогоплательщика с момента получения соответствующих счетов-фактур (Письма Минфина России от 02.04.2009 N 03-07-09/18, от 13.06.2007 N 03-07-11/160, Постановления ФАС ЗСО от 15.04.2009 N Ф04-2237/2009(4626-А75-25), ФАС ПО от 11.03.2009 N А12-17314/07 и др.).
То есть НДС следует предъявлять к вычету не ранее того налогового периода, в котором получен соответствующий счет-фактура.
Тем не менее широко распространен и другой подход: вычет НДС подлежит отражению налогоплательщиком в том налоговом периоде, в котором выполнены условия, определяющие право на налоговые вычеты (поставка товара (работ, услуг), оприходование), а не в ином налоговом периоде (Постановления ФАС ЗСО от 18.08.2008 N Ф04-4786/2008(9350-А27-42), Ф04-4786/2008(10472-А27-42), ФАС СКО от 02.03.2009 N А53-9737/2008-С5-46 и др.).
Как видим, арбитры зачастую сами не могут прийти к единому мнению по поводу момента отражения опоздавшей первички (счетов-фактур), поэтому принимайте самостоятельно решение о корректировке (некорректировке) налоговой базы с учетом арбитражной практики, складывающейся в вашем регионе.
Уточненная декларация по налогу на прибыль
В случае, если по результатам квартала у вас получился НДС к возмещению, то существует две возможные линии поведения:
- Сдача декларации с НДС к возмещению ( т.е. государство должно вернуть НДС или зачесть в счет платежей следующих периодов)
- Перенос вычетов по НДС в будущие периоды, чтобы в текущем был 0 НДС или небольшой НДС к уплате.
Откуда «берется» НДС к возмещению.
НДС к возмещению получается тогда, когда вы приобрели товаров и услуг с НДС больше, чем отгрузили. Варианты:
- пришел товар, за который еще не пришла оплата от покупателя
- вы купили что то с НДС на кредитные деньги
- вы покупали что-то с НДС, а реализации не было
- другие варианты