Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отказ в назначении государственной социальной помощи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Группа социально-бытовых видов стимулирования предназначена для помощи сотрудников в организации бытовой жизни, с тем, чтобы дать им возможность в полной мере отдавать свои силы для реализации целей организации. Главное значение этой группы – демонстрация заботы организации о сотрудниках. Разработайте систему социально-бытового обслуживания сотрудников совместно с финансовым отделом, который соотнесет расходы на социально-бытовое обслуживание с бюджетом организации и поможет в расчетах. Изучите потребности сотрудников и выберите стимулы, которые будут оказывать максимальное воздействие на удовлетворенность сотрудников.
Адресная социальная помощь, в первую очередь, зависит от того, к какой льготной категории принадлежит семья или гражданин. Так, многие получают выплаты, как разовые, так и регулярные. Это касается родителей-одиночек, многодетных семей.
Семьям, которые лишились большей части дохода или оказались в затруднительном положении, предлагается доплата, которая позволит повысить благосостояние до прожиточного минимума. Многие категории получают помощь в виде лекарств, необходимых для обеспечения нормальной работы организма при заболеваниях, продуктов питания, одежды и канцелярских товаров для детей.
Инвалиды, пожилые люди могут получить другой вид помощи: если человек не может самостоятельно обслуживать себя, ему предоставляют социального работника, который будет помогать в ежедневных делах и передвижении. Пенсионерам, инвалидам, детям из многодетных семей предоставляется и право на бесплатный проезд в общественном транспорте, питание в учебных заведениях.
Во многих регионах Российской Федерации адресная социальная помощь предоставляется в виде заключения социального контракта. Так, например, гражданам помогают получить работу, пройти переобучение, открыть собственный бизнес или даже заняться фермерством.
Важно также понимать, что адресная социальная помощь – это не основная льгота или пособие. При получении такой поддержки вы не лишаетесь права на другие выплаты, например, те, которые положены матерям-одиночкам или малоимущим семьям. Чаще всего, такой вид поддержки непостоянный.
Меры социальной поддержки для переселенцев и беженцев, так же предусмотрены на государственном уровне. Но тут важно учитывать, что переселенцами считаются граждане РФ, которые были вынуждены покинуть предыдущее место жительства на территории РФ или за ее пределами, так как подверглись преследованиям по религиозным, расовым, политическим или другим убеждениям. Такой статус выдают на 5 лет, и он дает вынужденному переселенцу право на получение жилья, одноразовой денежной выплаты и компенсации расходов на переезд и транспортировку вещей.
Статус беженца можно получить, подав соответствующее ходатайство в органы социальной защиты. Данный статус позволяет получить следующие меры социальной поддержки граждан данной категории:
- бесплатные услуги переводчика;
- право на получение места в детском саду;
- право на предоставление временного жилья или комнаты в специальных центрах временного размещения;
- бесплатное питание в центрах временного размещения и бесплатные коммунальные услуги;
- бесплатное медицинское обслуживание и медикаменты;
- социальное обеспечение;
- получение содействия в трудоустройстве или обучении;
- содействие в получении сведений о родственниках, оставшихся на родине и другие.
Кому положена помощь?
Адресность этого вида помощи означает определенные группы граждан, которым положена поддержка из бюджета страны. Ограничение круга лиц устанавливается на законодательном уровне, зависит от бюджета страны, экономической ситуации и причин возникновения бедности.
На адресную социальную помощь могут рассчитывать:
- инвалиды 2 и 3 групп;
- несовершеннолетние и пожилые граждане;
- люди с низким соц. статусом;
- многодетные и неполные семьи;
- люди, пострадавшие в аварии на ЧАЭС и ликвидаторы последствий аварии;
- военнослужащие, которые принимали участие в войнах на территории России и иностранных государств;
- герои России и СССР;
- почетные доноры;
- лица, проживающие на Крайнем Севере и в других экстремальных условиях;
- беженцы, репрессированные, переселенцы;
- малообеспеченные семьи/лица.
Куда нужно обратиться за получением адресной помощи
Кроме звонка на горячую линию Минздравсоцразвития, есть и другие способы получения информации об интересующем виде материальной помощи со стороны федеральных или региональных властей. Субъект РФ имеет опосредованное отношение к адресной помощи (выделяет средства) и не выдает ее по умолчанию по той причине, что бюджет каждого региона строго ограничен. Поэтому от человека непременно требуется заявление. Но и его написание, и даже получение информации может происходить только в органах социальной защиты населения. Пожертвования благотворительных фондов и частные пожертвования могут тоже распределяться по спискам, существующим в СЗН. Это же касается и вещевых раздач. Другими словами, если произошла безвыходная ситуация, требующая сторонних денежных вливаний, первым делом необходимо обратиться в органы соцзащиты.
Поэтому оптимальный вариант – записаться по телефону и в назначенное время прийти по адресу ближайшего отделения СЗН. В настоящий момент организация приема населения находится на высоком уровне и осуществляется с применением новейших информационных технологий, так что поход туда обычно не отнимает много времени. А еще удобнее обратиться в Многофункциональный центр – здесь и запись, и талоны, и электронная очередь, и прием за 10-15 минут, и помощь в оформлении документов. А сроки оказания федеральных, региональных и муниципальных услуг не будут отличаться от сроков, которые установлены законом на рассмотрение заявлений непосредственно социальными учреждениями.
Список документов может быть различным, но, хотя и говорится о возможности предварительной консультации по телефону, в большинстве случаев она сводится к выяснению существования самой возможности получения выплаты, а уже перечень документов составляется на месте, с учетом существующих обстоятельств.
В таблице приведены только некоторые варианты, ориентированные на отдельные виды помощи (в любом случае, понадобится справка о составе семьи из паспортного стола, чтобы доказать, что проживающие совместно с заявителем члены семьи не могут оказать материальной поддержки, а также паспорт со штампом о регистрации в данном регионе, поскольку адресная помощь выделяется из средств регионального бюджета и только жителям данного субъекта РФ):
Список обязательных бумаг | На ребенка (детей) | Инвалиду | Чрезвычайные обстоятельства | Ветерану |
Удостоверение личности заявителя | Детские свидетельства о рождении | Удостоверение, справка из бюро медико-социальной экспертизы о присвоении группы инвалидности | Свидетельство о смерти члена семьи | Удостоверение ветерана (труда, воинской службы, ВОВ и т.д.) |
Банковские реквизиты для перечисления | Документы на усыновление или опеку (если дети не кровные) | Информация о доходах (пенсии, пособиях, зарплате и др.) | Врачебные рецепты и чеки об оплате лекарств медуслуг, направление на срочную операцию и т.д. | Свидетельства о награждении знаками отличия |
Заполненное заявление (может быть составлено на месте после консультации со специалистом) | Паспорта совершеннолетних, справки об обучении в школе, училище, ВУЗе, ССУЗе, колледже | Справка с места жительства (о составе семьи) | Акт об аварийном состоянии жилья (на ремонт) | Справка о доходах |
Это далеко не полный список, есть случаи, в которых органы соцзащиты просят предоставить дополнительные справки, необходимые для получения адресных выплат. Многое зависит от формы, в которой будет выдаваться помощь (это может быть субсидия или единоразовая компенсация – в первом случае сперва выдаются денежные средства на определенную покупку, а затем получатель выплаты приносит в органы СЗН подтверждающие целевую покупку документы, во втором случае сначала заявитель оплачивает покупку в полном объеме, а затем получает частичную или полную компенсацию).
Возможно, кроме федеральных форм выплат (как, например, детских выплат при коронавирусе), есть и региональные меры поддержки, которые окажутся весьма кстати, хотя и могут быть и менее существенного размера.
Ответы на часто задаваемые вопросы по теме
Вопрос: Чем отличается разовая, адресная, социальная помощь? Это разные понятия?
Ответ: Существует несколько видов выплат для разных категорий населения, или тяжелых ситуаций, в которых может оказаться человек. Однако в употребляемой терминологии нет существенной смысловой разницы. То, что помощь характеризуется разными определениями, на практике не служит основанием для дифференциации по документам или размеру. Работники социальной службы решают по ситуации, какая из видов поддержки может оформляться в каждом конкретном случае. Адресная – это значит, что размер и требования подходят для конкретного заявителя. Разовая – единовременная выплата к определенному случаю, а социальная – рассчитанная на группу лиц, нуждающихся в помощи.
Вопрос: Есть ли какие-то ограничения, квоты на количество людей, которые могут рассчитывать на адресную помощь внутри региона?
Ответ: Нынешняя экономическая ситуация относится к тяжелым и особенно часто сказывается именно на тех, кто из-за маленькой величины заработка не может делать сбережений. Невозможно точно спрогнозировать собственную болезнь, смерть близкого человека и тем более пожар и ограбление. Средства выделяются по мере необходимости, и если все соответствует требованиям к оформлению, то нет оснований для отказа.
Социальный контракт – это специальный договор, который оформляется между органами социальной защиты и малоимущей семьей (или одиноко проживающим малоимущим гражданином) на срок от 3 до 12 месяцев. То есть соглашение заключается именно с малоимущей категорией граждан, если средний доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума, установленного в конкретном субъекте проживания.
Цель соглашения – помочь таким семьям (гражданам). Но не просто дать им средства к существованию, а простимулировать членов семьи на определенные действия, необходимые для выхода из кризисной ситуации. Другими словами, чтобы выйти из безденежья, в рамках контракта семья получает деньги, расходовать которые она сможет только на определенные нужды по выходу из бедности. Эти нужды обязательно прописываются в условиях заключенного соглашения.
Основная задача – потратить деньги и полученные знания так, чтобы в будущем получать постоянный доход от своего обеспечения. К примеру, на выделенные средства можно купить оборудование, сделать ремонт и достроить необходимые помещения, купить инструменты, пройти курс лечения или вложиться в свое дело. Все эти действия, в будущем, могут либо окупить себя, либо поспособствовать улучшению материальной ситуации всей семьи
Для того чтобы получить право претендовать на государственную поддержку такого вида положено предоставить в уполномоченный орган власти определенный пакет документации, приведенный в таблице ниже.
Документ | Особенности |
---|---|
Паспорт | Документы предоставляются на каждого из членов семьи. В случае, когда у ребенка еще нет паспорта, требуется принести его свидетельство о рождении. Так как необходимо удостовериться в личности каждого гражданина. |
Трудовая книжка | Либо справка о постановлении на учет в Центре занятости населения. |
Справка о составе семьи | Оформляется в администрации города. Данный документ должен содержать информацию о том, сколько именно человек проживает совместно. |
Документы, подтверждающие родство | Свидетельство о бракосочетании. |
Документы о том, что каждый из семьи не получал адресную помощь ранее | В ситуации, если подтверждается получение АП, одним из членов семьи, ранее – государственная поддержка оформляться не будет. |
Справка о прибыли | Полагается взять документ о получаемой прибыли за срок от трёх до шести месяцев. В документе фиксируется доход каждого из членов семьи. |
Удостоверение ликвидатора ЧАЭС (если имеется) | Выдается в местном Управлении социальной защиты населения. |
Удостоверение семьи со статусом многодетной (если имеется) | Оформляется при постановлении на учет в Управлении соцзащиты. |
Заключение медицинской экспертизы для граждан с инвалидностью | Получить можно в бюро Медико-социальных экспертиз. |
Согласно ст.1 настоящего Федерального закона государственная социальная помощь — это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в законе «О государственной социальной помощи», социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Правильное определение понятия государственной социальной помощи имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказа в ее назначении).
Оказание данного вида помощи в основном регулируются главой 3 Закона «О государственной социальной помощи», а так же соответствующим региональным законодательством.
Согласно ст.3 Закона «О государственной социальной помощи» основными целями оказания данного вида помощи является:
поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации;
снижение уровня социального неравенства и сближение социального уровня различных слоев населения;
создание необходимых условий для обеспечения общей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг;
повышение доходов населения;
адресного использования бюджетных средств;
усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан.
В определенной мере указанные цели соответствуют программе социально-экономического развития Российской Федерации. Также определение вышеперечисленных целей следует признать своевременным, так как в настоящее время большое количество населения остается за чертой бедности.
Для достижения всех этих целей и повышения уровня жизни, прежде всего, потребуется: восстановить роль доходов от трудовой деятельности как основного источника денежных доходов населения; стимулировать использование доходов от трудовой и предпринимательской деятельности, доходов от собственности; проводить инвестирование и кредитование социально значимых программ, направленных на формирование базовых условий жизнедеятельности: медицинское обслуживание, получение образования; усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учёта материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий и оказания помощи.
Уровень жизни характеризует меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей преимущественно в их количественном измерении (денежных и натуральных единицах). Он включает такие показатели, как: уровень национального дохода, размер оплаты труда, реальные доходы, объём потребляемых благ и услуг, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жилищные условия, уровень образования, здравоохранения, культуры и т.д.
Такое широкое толкование уровня жизни характеризует экономическое положение населения. В более узком смысле он означает уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов. Поэтому чаще всего в качестве обобщающего показателя уровня жизни населения, удовлетворения его материальных и духовных потребностей рассматривают реальные доходы населения. Они характеризуют количество приобретаемых материальных благ и услуг с учетом изменения розничных цен и расходов на выплату налогов, а также других обязательных платежей.
Важный показатель уровня жизни — минимальный прожиточный минимум. Минимальный прожиточный минимум является своеобразной точкой отсчёта бедности.
Бедные, или малоимущие, — это люди, чей месячный доход на одного члена семьи меньше минимального прожиточного минимума. Среди малоимущих, прежде всего, оказываются частично или полностью нетрудоспособные, многие, из которых не имеют близких родственников, пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, неблагополучные семьи, одинокие пожилые люди.
Одной из характерных черт государственной социальной помощи является то, что она носит адресный характер, т.е. в соответствии с данным определением конкретно определён круг получателей государственной социальной помощи. Ими могут быть только малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте России.
Адресность предполагает правильное определение материально нуждающихся граждан, что может достигаться различными способами. Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Во-вторых, установлением адресности, основанной на определенных показателях, статистически связанных с нуждаемостью. В-третьих, созданием механизма самоадресования, т.е. нуждающееся лицо само обращается в органы социальной защиты населения.
Государственная социальная помощь оказывается за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. При этом ассигнования из федерального бюджета выделяются в случае недостаточности средств бюджетов нижестоящего уровня.
Учитывая все вышеизложенное можно сказать, что государственная социальная помощь в связи с бедностью это предоставление малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам пособий, компенсаций, субсидий и жизненно необходимых товаров, с целью поддержания их уровня жизни, снижения уровня социального неравенства и усиления адресной социальной поддержки нуждающихся граждан.
Современная экономическая ситуация диктует необходимость повышения эффективности социальной политики, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, выработки новых механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих более рациональное использование финансовых и материальных ресурсов.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, на основании заявления в письменной форме от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи, а также заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания.
Таким образом, получение малоимущими семьями и малоимущими одинокими гражданами помощи является их субъективным правом, которым они могут воспользоваться. Государство предоставляет возможность всем малоимущим слоям населения осуществить право на получение данной помощи, однако реализация этого права гражданами Российской Федерации имеет добровольный характер. Для получения социальной помощи указанным слоям населения необходимо выполнить предусмотренные законом определённые действия. А именно обратиться с письменным заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в органы социальной защиты населения.
Сбор необходимых сведений о доходах не вызывает трудностей для граждан рассчитывающих на помощь со стороны государства потому, что своё бедственное положение люди всегда подтверждают необходимым набором документов, тем более ответственность возлагается не на самих граждан предоставляющих необходимые сведения, а на те организации, которые эти документы предоставляют. Это должно серьёзным образом урегулировать быстроту и самое главное достоверность необходимых сведений.
В заявлении заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Закона «О государственной социальной помощи» и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно, Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.
Так, например, если человек умышленно занизит свои доходы или количество имущества, принадлежащего ему на праве собственности, то ему должно быть отказано в оказании помощи государства. Данное положение очень важно, так как одной из целей государственной помощи, как рассматривалось выше, является адресное и рациональное использование бюджетных средств. Увеличение числа получателей привело бы к тому, что денежные средства в бюджетах использовались бы не рационально, кроме того, это может также привести к тому, социальная помощь оказывалась бы не только малоимущим слоям населения, но и другим лицам, что прямо противоречило бы закону. Данный факт также мог привести к тому, что при перерасходовании бюджетных средств и как результат этого нехватка денежных средств государственная социальная помощь могла бы не выплачиваться многим нуждающимся гражданам.
Уведомление о назначении государственной социальной помощи должно быть направлено заявителю в письменной форме не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и предоставления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, предусмотренным в одном или нескольких федеральных законах, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.
Данная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Часть суммы ежемесячной денежной выплаты, как указывалось выше, может направляться на финансирование предоставления набора социальных услуг в соответствии с законом «О государственной социальной помощи».
Граждане подают письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты в орган ПФР по месту жительства. Граждане, получающие пенсию в территориальном органе ПФР, подают соответствующее заявление в территориальный орган ПФР, по месту выплатного дела. Там же им выдаются справки, подтверждающие их право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В справке указывается категория льготника, срок назначения ежемесячной денежной выплаты, а также социальные услуги (социальная услуга), на которые гражданин имеет право.
Граждане могут обратиться за данной выплатой в любое время после возникновения права на нее путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Перечень документов, рассматриваемых территориальным органом ПФР при обращении граждан за ежемесячной денежной выплатой, предусмотрен Приложением №3 к Порядку осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в РФ. Ежемесячная денежная выплата начисляется с учетом волеизъявления гражданина об отказе от получения набора социальных услуг. В Самарской области, по состоянию на 2011 год, численность граждан имеющих право на получение набора социальных услуг составила почти 291.986 человек.
По состоянию на апрель 2011 года на оплату предоставления гражданам набора социальных услуг направляется 750.83 коп. в месяц. Из них 578.30 коп. отводится на обеспечение необходимыми медикаментами, 89.46 коп. на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, а 83.07 коп. — на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Сумма средств, направляемая на оплату предоставления набора социальных услуг, удерживается из состава начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты.
Таким образом, можно сделать вывод, что для получения государственной социальной помощи малоимущие граждане должны самостоятельно, с письменным заявлением, обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства. Граждане, имеющие право на получение набора социальных услуг должны подать письменное заявление территориальный орган Пенсионного Фонда России по месту жительства.
В соответствии со ст.10 Федерального закона «О государственной социальной помощи» в период получения государственной социальной помощи заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являющихся основанием для прекращения либо продолжения оказания ему государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах, имуществе, принадлежащем ему на праве собственности. Срок для сообщения — две недели со дня наступления указанных изменений.
В случае установления органом социальной защиты факта недостоверности представленных заявителем сведений или несвоевременного извещения об изменении указанных сведений, отражающихся на праве получения помощи или ее размере, заявитель может быть лишен права на получение государственной социальной помощи на период, установленный органами социальной защиты населения субъекта Федерации, но не более чем на период, в течение которого указанная помощь незаконно оказывалась заявителю. Прекращение оказания данной помощи может быть обжаловано заявителем в вышестоящий орган социальной защиты или в суд.
Отказ в назначении социальной помощи предусматривается в двух случаях: в случае если доход семьи или одиноко проживающего гражданина выше прожиточного минимума и в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения отказывает в назначении государственной социальной помощи.
Первый случай отказа в назначении помощи прямо не предусмотрен с.9 закона, что по нашему мнению является существенной недоработкой. Но из анализа предыдущих статей ясно усматривается, что получателями социальной помощи могут быть только две категории. Таким образом, если человек не является малоимущим, то ему должно быть отказано в назначении такой помощи при рассмотрении его заявления в органах социальной защиты населения.
Второй случай прямо предусмотрен ст.9, Федерального закона, согласно которой в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имущества на праве собственности орган социальной защиты отказывает в назначении государственной помощи.
Уведомление об отказе в назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее, чем через 10 дней после обращения в орган социальной защиты. При необходимости проведения комиссионного обследования органом социальной защиты представленных заявителем сведений, данный орган должен дать окончательный ответ заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
Отказ в назначении данной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты или в суд. Данное положение о праве гражданина обратиться за защитой своих прав, имеет очень важное значение и соответствует Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Данное положение также ограничивает количество случаев неправомерного отказа от оказания государственной помощи.
Отказ о предоставлении помощи не является препятствием для подачи заявления во второй раз, когда малоимущая семья или малоимущий одинокий гражданин будут действительно в ней нуждаться.
Как указывалось выше, особенностью оказания государственной социальной помощи является то, что она оказывается не постоянно, а на определённый период времени. Максимальный период времени в законе не указан, это даёт основания говорить, что получатели государственной помощи имеют право на её получение до тех пор, пока по существующим в законе основаниям их право на её получение не прекратиться.
Гражданин, имеющий право на получение набора социальных услуг может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган ПФР, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. Согласно Закону о государственной социальной помощи допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью. Так же допускается частичный отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п.1 ч.1 ст.6.2 Закона «О государственной социальной помощи» (дополнительная бесплатная медицинская помощь) или п.2 ч.1 ст.6.2 вышеуказанного закона (бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте).
Заявление об отказе от получения социальных услуг подается гражданином в территориальный орган ПФР ежегодно в срок до 1 октября текущего года лично или иным способом. При подаче заявления иным способом удостоверение личности и проверка подлинности подписи осуществляется нотариусом или в порядке установленном п.3 ст.185 ГК РФ.
Согласно разъяснениям Минздравсоцразвития РФ в случае отказа гражданина от предоставления набора социальных услуг полностью или частично из назначенного размера ежемесячных денежных выплат не высчитывается сумма стоимости всего набора услуг или его части.
Ранее право на получение набора социальных услуг восстанавливалось на следующий год по истечении года, на который гражданин отказался от него. С 1 января 2009 года заявление нужно писать только в том случае если льготник меняет свое решение о том, как распорядиться набором социальных услуг, т.е. его решение автоматически продлевается на последующие годы.
Например, если в 2010 году льготник отказался от набора социальных услуг, а в 2011 году снова захочет им воспользоваться, ему придется подавать заявление в ПФР.
По данным на 01.10.2010 г. в Управления Пенсионного Фонда городов и районов Самарской области поступило почти 206.943 заявлений, что составляет 70,8% от общего количества федеральных льготников, имеющих право на получение набора социальных услуг, приняли решения отказаться от всего НСУ, либо от одной из его частей.
Согласно опросу, проведенному Управлением здравоохранения Самарской области, 31% граждан отказывается от льгот в связи с необходимостью улучшить свое материальное положение.
Таким образом, прекращение оказания государственной социальной помощи возможно, в случае если доход семьи или одиноко проживающего гражданина выше величины прожиточного минимума установленного в регионе. Прекращение оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг может быть в том случае, если гражданин отказался от ее получения, обратившись с письменным заявлением в территориальный орган ПФР, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. Либо в случае утраты права на получение набора социальных услуг.
Финансирование программы
При предоставлении адресной социальной помощи для населения, достаточно редко, она выделяется в виде материальных средств. Государственная поддержка осуществляется в виде натуральных продуктов (продовольственные товары, одежда, стройматериалы, личное медоборудование и т.д.).
Оказание поддержки для граждан может осуществляться не только управление соцзащиты, но и непосредственный наниматель.
На оформление АП претендует достаточно больше количество людей, так что требуется изначально изучить действующее законодательство на соответствие условий получения и социального статуса человека.
Уточнить все подробности можно в многофункциональных центрах, управлении соцзащиты населения, либо на сайтах ведомств.
Федеральная материальная помощь, на сегодняшний день, концентрируется на следующих целях:
- Субсидии для семей, имеющих трёх и более детей;
- Поддержка граждан, которые имеют заработную плату ниже установленного прожиточного минимума;
- Предоставление бесплатного питания для детей и граждан пенсионного возраста, выдача им одежды, и других вещей первой надобностии т.д.;
- Социальные контракты.
Между малообеспеченным гражданином или малоимущей семьей и отделом социального обеспечения подписывается контракт. Если лицо не может подойти в органы соц. защиты (например, по причине болезни или инвалидности), соц. работник придет по месту жительства гражданина для заключения контракта.
Перед подписанием контракта граждане получат комплексную программу действий, с помощью которой они смогут пройти адаптацию и преодолеть проблему. Программа включает ряд мероприятий, в том числе освоение навыков, необходимых для получения работы, направленных на улучшение финансового положения гражданина.
В данном контракте указано, что органы соц. защиты обязаны вовремя выплачивать пособие при условии, что гражданин выполняет все предписанные мероприятия.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» под набором социальных услуг понимается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом.
В состав предоставляемого набора услуг включены следующие социальные услуги:
- дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача;
- предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте;
- бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.