Когда собственнику лодки или катера не грозит транспортный налог

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда собственнику лодки или катера не грозит транспортный налог». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Для начала уясним, что регулируется процесс налогообложения 28 главой налогового кодекса РФ. Но отметим, что регионы имеют право принимать собственные акты и вводить свои тарифы и ставки для этого вида налога, в том числе и налога на маломерные суда.

Ставки транспортного налога в Саратовской области

В таблице приведены ставки транспортного налога в Саратовской области.

Мощность двагателя Налоговая ставка на каждую лошадиную силу (в рублях)
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 20 л.с. включительно 4
от 20 до 35 л.с. включительно 15
более 35 л.с. 50
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 30 л.с. включительно 20
от 30 до 75 л.с. включительно 60
более 75 л.с. 100
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 50 л.с. включительно 25
более 50 л.с. 50
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. включительно
до 3 лет включительно 16
более 3 л.с. 14

В какой налоговой платить за лодку?

До 2014 года налог на маломерное судно оплачивался по месту его базирования согласно 58-ФЗ от 29.06.2004 г. Для надувных лодок это, как правило, адрес судовладельца. Для жестких корпусов — местонахождение лодочной станции или яхт-клуба.

Но 306-ФЗ от 02.11.2013 изменил ситуацию — с 2014 г. налог оплачивается по месту регистрации владельца плавсредства согласно п.2 статьи 83 Налогового кодекса.

В связи с этим стала актуальной ситуация с двойным налогообложением — в случае разных адресов требования нередко выставляли УФНС как по месту регистрации судна, так и владельца.

  • Если вы обнаружили задвоение до момента оплаты — отправьте заявление в электронной форме налоговикам о перерасчете.
  • В случае, когда по ошибке оплатили обе квитанции, необходимо направить заявление через сайт налог.ру (в этом случае вам потребуется электронная цифровая подпись), по почте заказным письмом, или привезти лично (важно наличие на документе вашего автографа).

Ставки транспортного налога в Саратовской области в 2022 году

Тип транспортного средства Ставка налога
Автомобили легковые [ до 100 л.с. ] [ до 3 лет ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 16 руб. / л.с.
Автомобили легковые [ до 100 л.с. ] [ от 3 лет ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 14 руб. / л.с.
Автомобили легковые [ от 100.01 л.с. до 150 л.с. ] [ до 3 лет ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 32 руб. / л.с.
Автомобили легковые [ от 100.01 л.с. до 150 л.с. ] [ от 3 лет ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 30 руб. / л.с.
Автомобили легковые [ от 150.01 л.с. до 200 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 50 руб. / л.с.
Автомобили легковые [ от 200.01 л.с. до 250 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 75 руб. / л.с.
Автомобили легковые [ от 250.01 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 150 руб. / л.с.
Мотоциклы и мотороллеры [ до 20 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 4 руб. / л.с.
Мотоциклы и мотороллеры [ от 20.01 л.с. до 35 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 15 руб. / л.с.
Мотоциклы и мотороллеры [ от 35.01 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 50 руб. / л.с.
Автобусы [ до 200 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 42 руб. / л.с.
Автобусы [ от 200.01 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 82 руб. / л.с.
Грузовые автомобили [ до 100 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 22 руб. / л.с.
Грузовые автомобили [ от 100.01 л.с. до 150 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 37 руб. / л.с.
Грузовые автомобили [ от 150.01 л.с. до 200 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 50 руб. / л.с.
Грузовые автомобили [ от 200.01 л.с. до 250 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 65 руб. / л.с.
Грузовые автомобили [ от 250.01 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 85 руб. / л.с.
Снегоходы, мотосани [ до 50 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 25 руб. / л.с.
Снегоходы, мотосани [ от 50.01 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 50 руб. / л.с.
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства [ до 30 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 20 руб. / л.с.
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства [ от 30.01 л.с. до 75 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 60 руб. / л.с.
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства [ от 75.01 л.с. до 100 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 100 руб. / л.с.
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства [ от 100.01 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 200 руб. / л.с.
Яхты и другие парусно-моторные суда [ до 100 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 160 руб. / л.с.
Яхты и другие парусно-моторные суда [ от 100.01 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 310 руб. / л.с.
Гидроциклы [ до 100 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 210 руб. / л.с.
Гидроциклы [ от 100.01 л.с. ] [ФЛ, ЮЛ, ИП] 410 руб. / л.с.
Несамоходные (буксируемые) суда [ФЛ, ЮЛ, ИП] 100 руб. / л.с.
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели [ФЛ, ЮЛ, ИП] 125 руб. / л.с.
Самолеты, имеющие реактивные двигатели [ФЛ, ЮЛ, ИП] 100 руб. / л.с.
Другие водны�� и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей [ФЛ, ЮЛ, ИП] 1000 руб. / л.с.
Другие самоходные транспортные средства [ФЛ, ЮЛ, ИП] 23 руб. / л.с.

Каков по сумме транспортный налог?

Сумма налога на лодки, моторы зависит от нескольких факторов. Основными являются:
• Мощность в лошадиных силах (относится к ПЛМ);
• Ставки налога;
• Особенностей начислений в определенном регионе РФ.

В Санкт-Петербурге ставка составляет 50 руб. за 1 лошадиную силу. Соответственно, за мотор мощностью в 10 л.с. придется заплатить 500 рублей. Кстати, ставка в 50 рублей действует для двигателей мощности, не превышающей предел в 100 л.с. Свыше 100 л.с. придется платить по 200 руб. за лошадиную силу.

Нужно заметить, что в учет следует брать еще и такие моменты, как, к примеру, наличие льготы на уплату налогов. Если льгота есть, то, соответственно, налог будет меньше или судовладелец будет вовсе освобожден от уплаты. Данный момент следует уточнять, посетив, к примеру, сайт ФНС России.

Спорный момент сегодня касается весельных лодок. И снова нужно напомнить, что только зарегистрированные маломерные суда подлежат начислению налога. Если лодка зарегистрирована, и она относится к категории весельных, то все равно придется платить налог. Ставки в данном случае фиксированные, рассчитываются из расчета количества зарегистрированных объектов, подлежащих налогообложению.

Налогом облагается только зарегистрированный транспорт

Чтобы начислить транспортный налог, налоговая инспекция должна узнать, что вот у этого человека есть транспорт. И не просто узнать, а получить официальные сведения из тех органов, что занимаются регистрацией транспорта. Например, машины регистрирует ГИБДД, а водный транспорт — инспекция по маломерным судам.

Регистрировать транспорт должны владельцы. Но только если это положено по закону. Автомобиль и мотоцикл надо регистрировать в любом случае, иначе на нем нельзя ездить. И лодки тоже нужно регистрировать. Но не все: есть список исключений, когда это по закону необязательно. Если лодка не зарегистрирована, налог на нее не могут начислить физически. Это не положено по закону. Нет регистрации — нет налога, и собственник при этом ничего не нарушает.

Ставки транспортного налога на лодки и катера за 2021 г. по субъектам РФ

Код Субъект Российской Федерации Налоговая ставка, с каждой лошадиной силы, руб.
до 100 л.с свыше 100 л.с.
01 Республика Адыгея 3010(50%) 5010 (25%)
02 Республика Башкортостан 50 100
03 Республика Бурятия 7,4 55,5
04 Республика Алтай 40 60
05 Республика Дагестан 20 46
06 Республика Ингушетия 10 20
07 Кабардино-Балкарская республика 15 30
08 Республика Калмыкия 53 108
09 Карачаево-Черкесская республика 10 особ. ставки
10 Республика Карелия 16 200
11 Республика Коми 10 60
12 Республика Марий Эл 30 90
13 Республика Мордовия 70 200
14 Республика Саха (Якутия) 10 15
15 Республика Северная Осетия — Алания 20 40
16 Республика Татарстан 50 100
17 Республика Тыва 20,9 55
18 Удмуртская республика 5010(25%) 90
19 Республика Хакасия 20 60
20 Чеченская республика 3015(100%) 7038(119%)
21 Чувашская республика 36 80
22 Алтайский край 30 100
23 Краснодарский край 30 200100(100%)
24 Красноярский край 12,5 100
25 Приморский край особ. ставки 150
26 Ставропольский край 30 70
27 Хабаровский край 11 56
28 Амурская область особ. ставки 100
29 Архангельская область 26 52
30 Астраханская область особ. ставки 100
31 Белгородская область 100 200
32 Брянская область 10060(150%) 200120(150%)
33 Владимирская область 100 200
34 Волгоградская область 24 115
35 Вологодская область 15 100
36 Воронежская область особ. ставки 100
37 Ивановская область 30 80
38 Иркутская область 6,5 39,5
39 Калининградская область 69 138
40 Калужская область особ. ставки 80
41 Камчатский край 50 150
42 Кемеровская область особ. ставки 16
43 Кировская область 50 100
44 Костромская область особ. ставки 200
45 Курганская область 50 100
46 Курская область 100 200
47 Ленинградская область особ. ставки 20050 (33%)
48 Липецкая область 50 200
49 Магаданская область 30 60
50 Московская область 100 200
51 Мурманская область 5 10
52 Нижегородская область особ. ставки 100
53 Новгородская область 50 200
54 Новосибирская область 10 50
55 Омская область 40 90
56 Оренбургская область 555(10%) 105
57 Орловская область 25 50
58 Пензенская область 53 106
59 Пермский край 3014(88%) 5019(61%)
60 Псковская область 30 75
61 Ростовская область 30 100
62 Рязанская область 70 200
63 Самарская область особ. ставки 100
64 Саратовская область особ. ставки 200
65 Сахалинская область 50 100
66 Свердловская область 32,9 65,6
67 Смоленская область 100 200
68 Тамбовская область 100 200
69 Тверская область 10 100
70 Томская область особ. ставки 65
71 Тульская область 57,82,8(5%) 115,55,5 (5%)
72 Тюменская область 30 60
73 Ульяновская область 30 85
74 Челябинская область особ. ставки 100
75 Забайкальский край 13 39
76 Ярославская область особ. ставки 15030 (25%)
77 Москва 100 200
78 Санкт-Петербург 50 200
79 Еврейская авт.обл. особ. ставки 60
83 Ненецкий автономный округ 2 20
86 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра особ. ставки 140
87 Чукотский а.о. 20 40
89 Ямало-Ненецкий автономный округ 30 60
91 Республика Крым 20 50
92 Севастополь 20 70

Изменения порядка приема экзамена на судоводителя в ГИМС с 2022 г.

В целом новые Правила содержат ряд положений, которые в предыдущей редакции не имели однозначного толкования. Однако, как и прежние, они все еще страдают недостаточной четкостью формулировок и существенными пробелами. Например, Правила плавания по внутренним водным путям России (основной документ, устанавливающий общие правила плавания по внутренним водам), утвержденные приказом № 19 Минтранса РФ от 19.01.2018, содержат норму, запрещающую маломерным судам выходить на судовой ход. Однако когда это невозможно, выход на судовой ход все же допускается.

П. 124 Правил плавания по ВВП
Судно длиной 20 м и менее должно осуществлять плавание за пределами судового хода. В случае, когда это невозможно, оно может двигаться по судовому ходу вдоль правой по ходу кромки в пределах 10 м от нее, при этом оно обязано заблаговременно уходить с пути других судов без обмена звуковыми и визуальными сигналами. Судоводитель судна длиной 20 м и менее не может требовать, чтобы другие суда уступили ему дорогу.

В новых Правилах для маломерных судов об этом ничего не сказано, и споры между судоводителями и инспекторами ГИМС будут продолжаться: а могло ли маломерное судно в конкретном месте и при определенных обстоятельствах двигаться по судовому ходу? Было бы логично в новых Правилах описать (хотя бы примерно) ситуации, когда движение по судовому ходу допускается. Например, при недостаточных глубинах за кромкой судового хода, при наличии там препятствий (камней, затопленных судов, мелей), отраженных на навигационных картах, и т. д. Это уменьшило бы или вовсе исключило необоснованное привлечение судоводителей маломерных судов к административной ответственности по п. 2 ст. 11.7 КоАП РФ за движение в пределах судового хода.

В целом принятие новых Правил должно упростить общение между судоводителями маломерных судов и сотрудниками надзорных органов. Однако нерешенные вопросы остаются, и жаль, что при подготовке Правил мнению водно-моторного сообщества уделили явно недостаточное внимание.

На очереди — ​принятие еще ряда важных для нас нормативных актов МЧС России. В мае-июне прошедшего года ведомство сообщило о подготовке пакета документов, в числе которых новые Правила аттестации судоводителей, Правила государственной регистрации маломерных судов и административных регламентов к ним. А мы будем наблюдать за ситуацией дальше.

Дата:

04.04.2021

Текст

Михаил Кулик

Рисунок

Последние изменения в Федеральный закон о регистрации судов были внесены в 2012 г. В законе прописано определение маломерного судна, являющееся основополагающим термином для всех владельцев яхт или гидроциклов.

Внимание! Маломерное судно – это плавательное средство не более 20 м длиной, имеющее на борту до 12ти человек.

Маломерными судами считаются:

  • катамараны;
  • катера;
  • гидроциклы;
  • байдарки;
  • моторные, гребные лодки;
  • яхты.

Что делать, если вы решили приобрести свою мечту для того, чтобы бороздить реки и моря:

1. Перед покупкой собственного плавсредства, необходимо задуматься, сколько человек или груза вы будете на нем перевозить. А значит, будет ли изделие большим и нужен ли ему двигатель. А если нужен, то насколько мощный. Именно от этого зависит необходимость регистрации.

Как говорят эксперты, последний законодательный акт немного «ослабил гайки», и после его принятия перечень МС, не подлежащих обязательной регистрации, заметно расширился.

Регистрировать не нужно:

  • любые безмоторные плавсредства массой до 200 кг (включительно);
  • моторные изделия до 200 кг с мощностью двигателя до 8 кВт, т.е. до 10,88 л.с. (включительно).

Внимание! Вес лодки и мощность мотора определяются по документам (паспорту) лодки.

Материал, из которого изготовлено плавательное средство, значения не имеет. Главное, соблюдать требования по весу. Значит, регистрации не подлежат следующие МС до 200 кг:

  • надувные транцевые лодки;
  • надувные, типа «Турист»;
  • пластиковые;
  • металлические;
  • деревянные;
  • разборные композитные;
  • лодки с электромоторами указанной мощности;
  • различные байдарки;
  • гребные и парусные катамараны.

Совет. Если ваш катер или лодку не нужно регистрировать, то на рыбалку стоит взять ксерокопию документов на судно и на мотор, а также ксерокопию собственного паспорта. Если судно зарегистрировано, то с собой нужно возить судовой билет или его заверенную копию.

Все остальные МС, весящие более 200 кг, или оснащенные мотором свыше 8 кВт, необходимо регистрировать в службе ГИМС. Владелец плавательного средства должен регулярно проводить его технический осмотр и платить соответствующие налоги. Нарушение правил приводит к штрафу.

Весной 2021 года в СМИ появилась информация, что специалистами МЧС России разрабатывается новый проект ФЗ «О безопасности судоходства маломерных судов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, будет изменен ряд понятий о судоходстве «маломерок» и их правовом статусе. Также планируется корректировка критериев определения маломерных судов, не подлежащих обязательной регистрации в ГИМС, т.к. действующий регламент толкуется неоднозначно.

Итак, для начала разберемся с правовым понятием термина «маломерные суда». Согласно действующему законодательству, маломерным называется судно, вмещающее на борту до 12 человек при длине корпуса плавсредства не более 20 метров.

По нормам, которые ввели прави��а водного движения маломерных судов от 2021 года, обязательной регистрации в госинспекции подлежат судна, соответствующие следующим параметрам.

  1. Следует регистрировать маломерные суда, используемые с моторами мощностью более 8 кВт (до 10,8 л.с.).
  2. Регистрации подлежат судна, полная масса которых превышает норму в 200 кг.

И если по первому пункту все предельно ясно, то по второму возникают вопросы и разночтения. Например, что считать за полный и максимально разрешенный вес лодки? Некоторые инспекции производят расчет по следующей схеме:

  • масса данной лодки + вес установленного мотора + перевозимое снаряжение + заполненный топливный бак

Таким образом, в норму на 200 кг укладываются большинство лодок малых и средних габаритов. Но, центральный аппарат ГИМС рекомендует проводить замер массы лодки и мотора исходя из требований ГОСТа Р ИСО-8666-2012. Согласно этому документу, за массу моторного судна берется вес лодки не с фактически установленным мотором, а с максимально возможным по техническим параметрам двигателем. Так, например, если вы используете лодку при мощности мотора на 5 л.с. и весом 27 кг, а в паспорте судна указан двигатель до 10 л.с., то инспекция будет учитывать вес самого тяжелого мотора в 10 л.с.!

Конечно, такое положение вещей вызывает множество споров и разногласий, поэтому порядок регистрации в новом проекте правил управления маломерным судном 2021 обязательно должны подкорректировать. Но вот какими будут эти изменения и с какого года они начнут действовать пока достоверно неизвестно.

К слову заметим, что по новым правилам регистрировать лодку можно в любом отделении ГИМС, а не обязательно в том, где судно регистрировалось ранее. При этом заявителю предоставят результат оформления услуги (документы о регистрации/обоснованный отказ/постановление о приостановлении оформлении документов) в срок не более 3 рабочих дней.

Транспортный налог на маломерные суда в 2020

Для начала уясним, что регулируется процесс налогообложения 28 главой налогового кодекса РФ. Но отметим, что регионы имеют право принимать собственные акты и вводить свои тарифы и ставки для этого вида налога, в том числе и налога на маломерные суда.

Ставка на водный налог может отличаться в десятки раз в зависимости от региона, в котором вы проживаете.

Для Новосибирской области на катера и моторные лодки эта ставка составляет:

  • 10 рублей за лошадиную силу, если мощность вашего мотора менее 100 л.с.;
  • 50 рублей за лошадиную силу, если мощность вашего мотора более 100 л.с.

В некоторых регионах, таких как Московская, Тамбовская, Курская, Владимировская области и другие, налог в 10 раз выше и составляет 100 рублей за 1 л.с. при мощности мотора менее 100 л.с., и 200 рублей с 1 л.с., если мотор мощнее 100 л.с. В остальных регионах это значение колеблется. Самые низкие налоги на текущий момент в Мурманской области — 5 рублей за 1 л.с., и в Ненецком автономном округе — 2 рубля с 1 л.с.

Даже в Новосибирской области за использования гидроцикла и скутера придется выложить приличную сумму:

  • Гидроцикл с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно обойдется по 62 руб. 50 коп. за 1 л.с. в год.
  • А за гидроцикл с мощностью свыше 100 л.с. придется заплатить 125 рублей за 1 л.с.

Налог на яхту или катер в России в 2020 году

Относится к водным средствам передвижения, по классификации является маломерным судном. Вследствие законодательных поправок на роскошь он включен в список объектов повышенного налогообложения. Каждый обладатель водного мотоцикла обязан уплачивать за него транспортный налог, согласно закону.

Транспортные налоги находятся в ведении регионов, к налогообложению местного значения относятся и гидроциклы. Региональные тарифы зависят от многих факторов, но в первую очередь от мощности двигателя.

Согласно федеральному НК, за водный мотоцикл, имеющий до ста «лошадок», нужно платить не менее двадцати пяти рублей за 1 л.с.

, при более мощном двигателе уже в два раза больше, то есть, как минимум, пятьдесят рублей.

Внимание! Все это базовые тарифы, которые региональные власти могут скорректировать, повысив в десять раз.

Тарифы ТН (руб), взимаемого с 1л. с:

Субъект/область 100 л.с.
Москва 250 500
Московская 250 500
Санкт-Петербург 125 250
Ленинградская 125 250
Нижегородская 125 250
Свердловская 82.4 164.1

Рассчитать сумму ТС можно без посторонней помощи. В настоящее время свои услуги бесплатно предоставляют многие сайты.

Калькулятор транспортного налога дает возможность без проблем сделать нужный расчет любому плательщику, здесь же можно познакомиться с действующими тарифами.

Причем посчитать можно налог не только на лодки с мотором, но и иной транспорт. Сервисы позволяют выяснить, какие положены льготы, произвести их расчет. В общем, обширная информация.

Изменения в законодательстве

После появления сведений о введении налога на весельные лодки к юристам стали поступать такого рода вопросы от обеспокоенных людей:

«У нас от деда в деревне осталась старая деревянная лодка. Стоит в сарае. Ее не то что не продать, даром брать никто не хочет. Так и стоит, всякий хлам в ней держим. Теперь за нее еще и налог платить?» — спрашивает Иван из Московской области.

«У меня есть безмоторная лодка. Стоит в гараже. Пользуюсь ей редко. Никаких регистрационных номеров на ней не указано. Скажите, за такие безмоторные лодки тоже надо платить налог? Как налоговая узнает, что она у меня есть?» — интересуется Дмитрий из Самары.

«Слышал о новом налоге на весельные лодки. Транспортный налог на лодки из ПВХ тоже надо платить? А если сдуть лодку? Это же какое-то неполноценное транспортное средство…» — пишет Владимир из Ленинградской области.

«Правда ли, что введен налог на весельные лодки? Это же безобразие! Сколько теперь надо за лодку платить? От чего зависит размер налога?» — спрашивает Сергей из Ульяновска.

И таких вопросов с начала апреля поступило больше 20. Действительно, Государственная Дума одобрила изменения к ст. 358 НК РФ. Теперь в ней не будет указано, что весельные лодки и моторные лодки с двигателем меньше 5 л.с. не подлежат налогообложению.

Новый налог на весельные лодки в России в 2020 году: правда или нет?

Практически у каждого второго рыбака есть небольшая резиновая лодка для рыбалки. А уж если рыбак проживает рядом с какой-либо речкой или прудом, озером, водохранилищем, то наличие такого транспортного средства является обычным делом. На любую весельную лодку можно установить небольшой мотор. И для владельцев таких небольших плавательных средств не требовалось платить транспортный налог.

По первоначальным сведениям, которые появились на полях средств массовой информации, все обладатели весельных и моторных , двигатель которых имеет мощность менее 5 л.с., должны будут платить транспортный налог. До принятия новой поправки эта категория маломерных плавательных средств не облагалась налогом на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса РФ. Таким образом, уже в следующем году, спавшие спокойно владельцы лодок, будут обязаны заплатить транспортный налог за прошедший 2019 год.

Транспортный налог для катера, яхты, гидроцикла

Как уже отмечалось, решающим фактором навигационной политики в отношении маломерных судов являются природные условия. В каждом регионе России имеются свои климатические особенности, сводка наблюдений за которыми формируется на протяжении многих десятков лет. Собранные статистические данные, а также последние метеорологические прогнозы, и становятся основанием для установления периода навигации в конкретном регионе. При этом региональные власти учитывают сразу несколько важных факторов:

  • Динамику текущего температурного режима;
  • Окончание ледохода на крупных реках и озерах;
  • Индивидуальные особенности водоемов;
  • Техническую подготовленность водных путей к использованию (например, установка навигационных знаков для судоходства);
  • Общую статистику метеонаблюдений.

Таким образом, в каждом субъекте РФ период навигации маломерных судов начинается индивидуально, т.е. нет единой даты начала и окончания судоходства. Тем не менее общая климатическая картина и накопленные статистические данные позволяют выделить достаточно точные сезонные интервалы запрета и разрешения навигации. О них сейчас подробно и поговорим.

Прежде всего рассмотрим распоряжение Федерального агентства речного и морского транспорта, регулирующее сроки работы ведущих речных гидроузлов. Хотя по большей части эта информация предназначена для коммерческих и пассажирских перевозок, все же на сроки навигации маломерных судов данный документ тоже, безусловно, влияет. Поэтому предлагаем ознакомиться с полным перечнем шлюзов и датами закрытия/открытия технических сооружений с помощью отдельного файла.

С приходом весны любители водных прогулок только и думают о том, когда же стартует новый сезон выхода на воду. И хотя в 2021 году на большей территории России зима оказалась непредсказуемо теплой, на эксплуатацию водного транспорта подобные метеоусловия значительного влияния не оказали. Правда, появляется информация, что в некоторых регионах сроки навигации маломерных судов 2021 года, возможно, будут сдвинуты на 2 недели вперед, т.е. текущий сезон может начаться ранее запланированных дат. Но в данный момент еще ведутся метеонаблюдения и точных решений областные правительства пока не принимали.

Для владельцев и водителей лодок и катеров введены новые правила

Предупреждение или штраф 100 рублей.
ЗАДЕРЖАНИЕ СУДНА (Статья 27.13 КОАП)

Ст. 11.8.1. Управление маломерным судном судоводителем, не имеющим при себе документов, необходимых для допуска к управлению маломерным судном, п. 2 Передача управления маломерным судном лицу, не имеющему при себе удостоверения на право управления маломерным судном.

Штраф от 1500 до 2000 рублей (или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет).
ЗАДЕРЖАНИЕ СУДНА (Статья 27.13 КОАП)
Ст. 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, п. 1 Управление судном (в том числе маломерным) судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения.

Штраф от 1000 до 1500 рублей (или лишение права управления судном на срок от одного года до двух лет).
ЗАДЕРЖАНИЕ СУДНА (Статья 27.13 КОАП)
Ст. 11.9. Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимися в состоянии опьянения, п. 2 Уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном, от прохождения в соответствии с установленным порядком медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Калькулятор транспортного налога содержит базовые тарифы и ставки, предусмотренные законодательством. В ст. 359 «Налоговая база» перечислены условия, по которым осуществляется расчет сбора с катеров и моторных лодок.
Вы можете легко сделать расчет транспортного налога для катеров и моторных лодок самостоятельно. Для этого используйте формулу: Бр × Ср × Млс × 1 = Вн.

  • Бр — базовый тариф (руб.);
  • Ср — региональная ставка;
  • Млс — мощность двигателя (л. с.);
  • 1 — период владения (1 год);
  • Вн — величина налога.

Чтобы узнать ставку налога —

Чтобы посчитать, какую сумму нужно оплатить до 1 декабря, гражданину нужно владеть следующей информацией:

  • действующая в регионе ставка налога;
  • мощность двигателя в л.с. (при его наличии);
  • период владения ТС за отчетный год;
  • наличие или отсутствие льгот;
  • реквизиты налогового органа.

Физическим лицам информация о сумме, которую необходимо оплатить, поступает в виде уведомления от ФНС по месту жительства. Также эти сведения отображаются в Личном кабинете налогоплательщика на сайте службы.

Налога на весельные лодки не было и не будет

Последние изменения в Федеральный закон о регистрации судов были внесены в 2012 г. В законе прописано определение маломерного судна, являющееся основополагающим термином для всех владельцев яхт или гидроциклов.

Внимание! Маломерное судно – это плавательное средство не более 20 м длиной, имеющее на борту до 12ти человек.

Маломерными судами считаются:

  • катамараны;
  • катера;
  • гидроциклы;
  • байдарки;
  • моторные, гребные лодки;
  • яхты.

Что делать, если вы решили приобрести свою мечту для того, чтобы бороздить реки и моря:

1. Перед покупкой собственного плавсредства, необходимо задуматься, сколько человек или груза вы будете на нем перевозить. А значит, будет ли изделие большим и нужен ли ему двигатель. А если нужен, то насколько мощный. Именно от этого зависит необходимость регистрации.

2. После покупки лодки, подлежащей регистрации, владелец должен обратиться в Государственную инспекцию по маломерным судам (ГИМС), относящейся к МЧС России. Там помогут классифицировать судно, пройти освидетельствование и процедуру регистрации.

В итоге, счастливому владельцу яхты или байдарки выдадут судовой билет. Затем судоводитель должен нанести номер, указанный в билете, на видное место с наружной или внутренней стороны судна. Кстати, по закону регистрация занимает максимум 3 дня.

Как говорят эксперты, последний законодательный акт немного «ослабил гайки», и после его принятия перечень МС, не подлежащих обязательной регистрации, заметно расширился.

Регистрировать не нужно:

  • любые безмоторные плавсредства массой до 200 кг (включительно);
  • моторные изделия до 200 кг с мощностью двигателя до 8 кВт, т.е. до 10,88 л.с. (включительно).

Внимание! Вес лодки и мощность мотора определяются по документам (паспорту) лодки.

Материал, из которого изготовлено плавательное средство, значения не имеет. Главное, соблюдать требования по весу. Значит, регистрации не подлежат следующие МС до 200 кг:

  • надувные транцевые лодки;
  • надувные, типа «Турист»;
  • пластиковые;
  • металлические;
  • деревянные;
  • разборные композитные;
  • лодки с электромоторами указанной мощности;
  • различные байдарки;
  • гребные и парусные катамараны.

Совет. Если ваш катер или лодку не нужно регистрировать, то на рыбалку стоит взять ксерокопию документов на судно и на мотор, а также ксерокопию собственного паспорта. Если судно зарегистрировано, то с собой нужно возить судовой билет или его заверенную копию.

Все остальные МС, весящие более 200 кг, или оснащенные мотором свыше 8 кВт, необходимо регистрировать в службе ГИМС. Владелец плавательного средства должен регулярно проводить его технический осмотр и платить соответствующие налоги. Нарушение правил приводит к штрафу.

Весной 2021 года в СМИ появилась информация, что специалистами МЧС России разрабатывается новый проект ФЗ «О безопасности судоходства маломерных судов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В частности, будет изменен ряд понятий о судоходстве «маломерок» и их правовом статусе. Также планируется корректировка критериев определения маломерных судов, не подлежащих обязательной регистрации в ГИМС, т.к. действующий регламент толкуется неоднозначно.

Однако, с тех пор официальных заявлений от чиновников об изменении правил судоходства на маломерных судах по территориальным водам России в 2021 году пока не поступало. Это значит, что разработка проекта еще продолжается и на будущий год важных поправок к действующему законодательству не предвидится. Однако, не будет лишним освежить в памяти правила вождения маломерных судов, которые, кстати, были изменены в РФ всего год назад, в канун наступления 2021 года. Ведь, скорее всего, принятые правила судоходства для маломерных судов продолжат действовать в такой же редакции и на протяжении 2021 года.

Правила речного судоходства маломерных судов регламентируют законные и необходимые действия рулевого плавсредства. Здесь, в отличие от предыдущего пункта, все предельно просто, понятно и без изменений. Исходя из правил судовождения маломерных судов 2018-2020, судоводители обязаны:

  1. Знать и выполнять требования установленных государством законов и правил судоходства.
  2. Перед каждым выходом на воду проверять техническое состояние судна.
  3. При перевозке пассажиров обеспечивать их безопасность и проводить обязательный инструктаж.
  4. Обеспечивать наличие всех необходимых документов на судно (судоводительские права, свидетельство о регистрации, паспорт транспортного средства и т.п.).
  5. Выполнять требования уполномоченных представителей надзорных органов.

Заметим, что невыполнение установленных государственными законодательными актами и правилами требований влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и строгие санкции, в том числе предусматривающие лишение судоводительских прав.

Возможно будет интересно: Доверенность на управление маломерным судном — как заполнять, бланк

Важные изменения претерпели в 2021 году правила управления маломерным судном в разделе о нанесении бортовой маркировки. До этого наносимый на лодку регистрационный номер состоял из 7 символов (3 буквы + 4 цифры), и по желанию владельца рядом можно было нанести российский флаг. Теперь же по новому ГОСТу для внутреннего водного транспорта Российской Федерации нанесение государственного флага и 11-значного номера обязательно.

Бортовой номер судну назначают при рег��страции маломерных судов, поднадзорных ГИМС МЧС. По новым правилам он состоит из следующих элементов:

  • 2 буквы;
  • 4 цифры;
  • Цифровое обозначение региона России;
  • Буквенное указание страны (RUS) и изображение флага.

При этом выдвигаются требования к правильному оформлению надписи.

Идентификационный номер наносится на каждый борт лодки в одну строчку и таким образом, чтобы ее геометрическая середина была на удалена от форштевня на расстояние не менее, чем ¼ габаритной длины судна. При этом высота букв должна быть не меньше 15 см, ширина составляет 10 см, а толщина контура допускается в пределах 1,5-2 см.

Правила вождения маломерных судов по рекам, озерам и прочим водоемам предусматривают и техническое освидетельствование транспортных средств. Так, по требованиям нового регламента правил управления маломерными судами 2021 года запрещено использование водного транспорта, у которого выявлены одна или несколько нижеперечисленных неисправностей.

  1. Сквозные пробоины корпуса.
  2. Разгерметизация отсеков и (или) воздушных ящиков, равно как и их отсутствие.
  3. Повреждение составных частей рулевого устройства, отсутствие конструкционных деталей, ненадежные крепления и прочие неисправности, дестабилизирующие надежную работу руля.
  4. Отсутствие или поломка глушителя, сильная вибрация корпуса, выявление утечек топлива.
  5. Повреждение системы управления двигателем, неисправность блокировки запуска мотора при включенном реверсе, нестабильное включение/выключение реверс-редуктора.
  6. Отсутствие, поломка и неправильная работа сигнально-отличительных огней.
  7. Несоответствие комплектации лодки и установленного оборудования нормам, указанным в судовом билете.

Таким образом, выход судна на воду в обход установленных запретов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, т.е. на судоводителя и владельца плавательного средства.

В прошлом году был принят Федеральный закон 217-фз от 27.07.19 о внесении дополнений в Кодекс об административных правонарушениях. Были существенно увеличены штрафы и наказания , в том числе связанные с маломерными судами.
Поскольку близится открытие навигации на всех водоемах страны, то полезно будет напомнить о том, что и как будет наказываться. Например, если раньше лишение прав на управление маломерным судном следовало только за управление судном в нетрезвом виде, то сейчас увы, перечень расширился существенно. Но, пожалуй сделаем обзор по порядку, комментируя, как может применяться та или иная статья.
Статья 11.7. Нарушение правил плавания
Для нас, водителей маломерных судов, актуальна вторая часть этой статьи.

Согласно НК РФ, освобождаются от уплаты транспортного налога владельцы ТС, находящихся в угоне. Это правило распространяется как на те суда, в отношении которых ведутся розыскные мероприятия, так и на транспорт, розыск которого остановлен.

Штрафы на воде для маломерных судов 2021

Регистрации не подлежат плавсредства, масса которых меньше 200 кг, а мощность мотора не достигает 8 кВт (или 10,88 л. с.). Теперь не нужно ставить на учет в инспекции множество моделей. На какие плавсредства не нужна регистрация и права: Крым, Обь или Южанка, а также резиновые лодки. Стоит обратить внимание на определение массы. В соответствии с ГОСТ 19356-79, учитывается укомплектованность судна, а не информация в паспорте. В расчет берется самый мощный мотор, который может эксплуатироваться с лодкой.

Государственная инспекция не принуждает владельцев лодок и катеров снимать их с учета, если они были зарегистрированы до 2016 года. Теперь можно не проходить каждые 5 лет технический осмотр. Однако до тех пор, пока плавсредство стоит на учете и числится в реестре, владелец обязан ежегодно платить транспортный налог. Второй нюанс — в случае кражи и использования катера в каких-либо целях похитителем, придется доказать, что хозяин не виновен.

Проходить обучение и получать удостоверение судоводителя необходимо на маломерные суда, которые отвечают определенным характеристикам. В первую очередь это мощность двигателя. До момента вступления закона №36-ФЗ в силу можно было управлять моторкой без документа с подвесным мотором до 5 л.с., но с какой мощностью сейчас лодочный мотор можно использовать без прав? Допустимо эксплуатировать ТС с двигателем более 8 кВт, что равняется десяти лошадям.

Приказ МЧС РФ №502 от 29 июня 2005 года (пункт 8) запрещает управлять маломерным судном, которое не регистрировалось в ГИМС, не прошло технический осмотр и не имеет номера на правом и левом бортах. За данное административное нарушение предусмотрено наказание, а именно штраф. В 2019 году его размер составляет от 15 до 20 тысяч рублей.

У владельцев надувных лодок или легких катеров возникает вполне логичный вопрос: какие документы нужно иметь для управления моторной лодкой? Требований в законодательстве нет на этот счет, но иметь при себе документ, удостоверяющий личность, не помешает. Некоторые советуют захватить с собой договор купли-продажи или другие бумаги, подтверждающие собственность. Например, моторная лодка может быть похожа на ту, что находится в списке краденых, поэтому документ (договор купли-продажи, товарный чек) поможет инспектору быстро прояснить ситуацию. Однако требовать с судоводителя данные бумаги он не может, так как необходимость иметь при себе какие-либо документы на «нерегистрат» не прописана ни в одном законе.

Что касается паспорта, то тут можно дать только совет. Судоводитель может совершить административное правонарушение и инспектор обязан составить протокол, выписав штраф. Он не сможет этого сделать, если у человека нет при себе паспорта, но не стоит радоваться раньше времени. Остаться безнаказанным не получится, так как маломерное судно вместе с судоводителем задерживается и передается полиции для установления личности. Полиция производит задержание сроком до трех часов, сроки указаны в КоАП РФ (статья 27.5, часть первая).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *