Что такое лицензируемые виды деятельности?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое лицензируемые виды деятельности?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Лицензию можно получить лишь при условии соблюдения определенных требований: наличие технической базы (помещения, оборудование, специальная документация); работников необходимой квалификации и специальности; системы производственного контроля; размер уставного капитала и др. Приводятся эти требования по каждому виду лицензируемой деятельности в отдельных Положениях, утверждаемых постановлениями Правительства.

Документы для получения лицензии

В лицензирующий орган надо подать заявление о выдаче лицензии и пакет подтверждающих документов, указанных в ст. 13 закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ. Учитывая, что лицензированию подлежат виды деятельности, контролируемые разными службами, формы таких заявлений будут отличаться.

В заявлении должны быть указаны наименование, организационно-правовая форма, место нахождения соискателя; лицензируемый вид деятельности; ИНН; данные выписки из ЕГРИП или ЕГРЮЛ; сведения об оплате госпошлины.

Кроме заявления подаются копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензионным требованиям, а также опись всех документов. О том, какие именно нужны документы, надо узнавать в лицензирующем органе или самостоятельно найти соответствующий нормативно-правовой акт.

Перечень сведений, указываемых в заявлении, и список документов, прилагаемых к нему, является исчерпывающим (ст. 13 (4) закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ), то есть от вас не должны требовать другие документы.

Статья 9. Лицензионные требования и условия

Статья 9. Лицензионные требования и условия

1. Одним из обязательных лицензионных требований и условий при осуществлении лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.

2. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.

В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта, в котором или с помощью которого осуществляется такой вид деятельности. В целях настоящего Федерального закона под объектами понимаются здание, сооружение, а также оборудование и иные технические средства, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид деятельности.

Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Что такое лицензионные требования и условия

Глава 2. Лицензионные требования и условия

2.1. Устанавливаются следующие лицензионные требования и условия.

2.1.1. Соответствие собственных средств соискателя лицензии и лицензиата, не являющихся кредитной организацией, требованиям к их размеру, рассчитанному в порядке, установленном нормативными актами Банка России.

(пп. 2.1.1 в ред. Указания Банка России от 04.07.2016 N 4061-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1.2. Наличие у соискателя и лицензиата лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа.

Работа лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа, в лицензиате, не являющемся кредитной организацией, должна являться для него основным местом работы начиная с тридцатого дня после дня принятия решения Банком России о выдаче лицензии соискателю.

(пп. 2.1.2 в ред. Указания Банка России от 17.12.2018 N 5013-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1.3. Наличие у лицензиата системы внутреннего контроля, организованной в соответствии с требованиями к системе внутреннего контроля профессионального участника рынка ценных бумаг, установленными Банком России на основании пункта 32 статьи 42 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 2020, N 31, ст. 5065), наличие у соискателя лица, осуществляющего (планирующего осуществлять) функции контролера (руководителя службы внутреннего контроля) профессионального участника рынка ценных бумаг.

(пп. 2.1.3 в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1.4. Соответствие учредителей (участников), а также лиц, осуществляющих (планирующих осуществлять) функции органов управления, работников соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» и нормативными актами Банка России.

(в ред. Указаний Банка России от 17.12.2018 N 5013-У, от 16.12.2020 N 5666-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1.5. Обеспечение нахождения лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа соискателя лицензии, не являющегося кредитной организацией, по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц (адресу юридического лица), с даты представления документов для получения лицензии в Банк России.

(в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1.6. Принятие соискателем лицензии и лицензиатом необходимых и достаточных мер для получения почтовых отправлений по адресу соискателя лицензии и лицензиата, указанному в едином государственном реестре юридических лиц (адресу юридического лица).

2.1.7. Наличие у соискателя лицензии и лицензиата программно-технических средств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и нормативных актов Банка России.

2.1.8. Наличие у соискателя лицензии бизнес-плана, составленного на ближайшие три календарных года.

(пп. 2.1.8 в ред. Указания Банка России от 17.12.2018 N 5013-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1.9. Разработка соискателем лицензии, разработка и принятие лицензиатом мер по выявлению конфликта интересов, предусмотренного абзацем первым пункта 5 статьи 10.1-1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 2019, N 52, ст. 7772), управлению указанным конфликтом интересов и предотвращению его реализации в соответствии с требованиями, установленными Банком России на основании пункта 3 статьи 44 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 2019, N 52, ст. 7772). Указанные меры, а также порядок их реализации должны содержаться во внутренних документах соискателя лицензии и лицензиата.

(пп. 2.1.9 в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лицензиат должен оценивать себя ежеквартально, определяя значения показателей деятельности по состоянию на последний календарный день квартала.

(в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

Объем сделок за счет клиентов, совершенных на торгах российского организатора торговли, должен определяться лицензиатом, осуществляющим брокерскую деятельность, путем суммирования объемов указанных сделок.

Каждый из объемов сделок за счет клиентов, совершенных на торгах российского организатора торговли, должен быть рассчитан как произведение цены одной ценной бумаги, передаваемой по сделке за счет клиента, и общего количества ценных бумаг, передаваемых по указанной сделке.

Объем сделок за счет клиентов, совершенных на внебиржевом рынке, должен определяться лицензиатом, осуществляющим брокерскую деятельность, путем суммирования значений следующих показателей, отраженных в ежемесячной отчетности лицензиата, осуществляющего брокерскую деятельность:

Читайте также:  Сколько алкоголь держится в крови?

(в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

В качестве значений показателя деятельности, предусмотренного строкой 2 приложения к настоящему Положению, лицензиатом, осуществляющим брокерскую деятельность, должны определяться значения следующих показателей:

(в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

Значения показателя деятельности, предусмотренного строкой 2.1 приложения к настоящему Положению, должны определяться лицензиатом, осуществляющим брокерскую деятельность, путем суммирования значений следующих показателей:

(в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

Значения показателя деятельности, предусмотренного строкой 3 приложения к настоящему Положению, должны определяться лицензиатом, осуществляющим дилерскую деятельность, путем суммирования объемов сделок купли-продажи ценных бумаг, заключенных за свой счет на торгах российского организатора торговли на основании безадресных заявок.

(в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

Каждый из объемов сделок купли-продажи ценных бумаг, заключенных за свой счет на торгах российского организатора торговли на основании безадресных заявок, должен быть рассчитан лицензиатом, осуществляющим дилерскую деятельность, как произведение цены одной ценной бумаги, передаваемой по сделке купли-продажи, и общего количества ценных бумаг, передаваемых по указанной сделке.

(в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

Объем сделок купли-продажи ценных бумаг, заключенных за свой счет на торгах российского организатора торговли на основании безадресных заявок, должен определяться лицензиатом, осуществляющим дилерскую деятельность, на основе информации об условиях сделок купли-продажи ценных бумаг, содержащейся во внутреннем учете в соответствии с пунктом 2.7 Положения Банка России N 577-П.

(в ред. Указания Банка России от 16.12.2020 N 5666-У)

(см. текст в предыдущей редакции)

Лицензиат, осуществляющий деятельность по управлению ценными бумагами, должен определять значения показателей деятельности, предусмотренных строками 4 и 5 приложения к настоящему Положению.

Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:

  • Федеральная служба безопасности;
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Министерство промышленности и торговли России;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
  • Федеральное агентство воздушного транспорта;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральная миграционная служба;
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
  • Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Министерство культуры РФ;
  • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

Выбираем код ОКВЭД

ОКВЭД для ООО и ИП. Правила выбора и изменения. Максимальное число кодов ОКВЭД…

Читать статью Как выбрать систему налогообложения

Характеристики систем налогообложения для ООО и ИП.

На практике различают следующие виды лицензий:

  • Исключительная лицензия. Этот вид разрешительной документации направлен исключительно на управление имуществом (движимым/недвижимым либо денежными средствами). Особенность данного вида лицензии заключается в том, что её невозможно передать третьему лицу. Она привязана к личности человека, на которого оформлена.

  • Простая лицензия. Это разрешение привязывается не к субъекту, а к территории. Лицо, которое использует разрешительную документацию такого рода, обладает расширенными полномочиями.

  • Перекрёстная лицензия позволяет предоставлять патентные права.

  • Полная лицензия. Чаще всего государство для лицензирования конкретного вида деятельности использует именно этот вид разрешения. Полное разрешение позволяет оперировать нематериальными благами и правами (соответственно, правительство предоставляет разрешение на выполнение тех или иных действий).

  • Электронная лицензия – вид разрешительной документации, который выдаётся в электронном виде через интернет и не имеет бумажного дубликата.

  • Сублицензия относится к праву интеллектуальной собственности.

  • Патент (лицензионное соглашение в области патентов) – документ, регулирующий отношения в научно-технической сфере.

  • Лицензионный договор (бизнес-лицензия) – соглашение, которое составляется между двумя субъектами, не имещими отношения к государству. Может распространяться как на материальное, так и на нематериальное право.

  • Открытая лицензия позволяет любое (как коммерческое, так и некоммерческое) использование материальных и нематериальных благ, которые можно получить от объекта, на который распространяется разрешительная документация.

При изменении каких-либо сведений, согласно федеральному законодательству, необходимо обратиться в лицензирующий орган за переоформлением разрешения. Переоформление допускается при:

  • изменении названия организации и юр. адреса;
  • создании новой организации через реорганизацию прежнего юр. лица;
  • ситуации, когда бизнесмен изменил место проживания, а также имеются корректировки в личную информацию;
  • смене адреса, где осуществлялось направление предпринимательской деятельности с лицензией.

При игнорировании оснований для составления предписания или приостановке срока действия лицензии, она аннулируется в обязательном порядке в соответствии с исковым заявлением лицензирующего органа. После вынесения подобного решения суда, действие лицензии прекратиться в течение 10 рабочих дней.

Деятельность лицензии возможно приостановить добровольно, когда:

  • предоставлено заявление о прекращении направления работы, подлежащего лицензированию;
  • прекращена деятельность физ. лица как индивидуального предпринимателя;
  • завершена деятельность юр. лица (сюда не относится реорганизация).

На какие виды деятельности требуется лицензия?

Полный список содержится в статье 12 Федерального закона (ФЗ) № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности», там более 50 наименований. А в части 2 статьи 1 этого документа перечислены случаи, на которые действие этого закона не распространяется.

Многие ошибочно полагают, что это не лицензируемая деятельность, и на ее осуществление разрешение не нужно. Нужно! Только регулируется это не ФЗ № 99, а другими законами.

Помимо серьезных занятий, связанных с использованием атомной энергии, защитой государственной тайны и т. п., там указаны и другие, более распространенные лицензируемые виды деятельности:

  • кредитные организации — ФЗ № 395-1 от 02.12.1990;
  • рынок ценных бумаг (для профессиональных участников) — ФЗ № 39 от 22.04.1996;
  • негосударственные пенсионные фонды — ФЗ № 75 от 07.05.1998;
  • клиринговая деятельность — ФЗ № 7 от 07.02.2011;
  • страховая деятельность — ФЗ № 4015-1 от 27.11.1992;
  • производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции — ФЗ № 171 от 22.11.1995;
  • проведение организованных торгов — ФЗ № 325 от 21.11.2011.

То же самое относится и к перечисленным в 4-й части статьи 1 видам деятельности — особенности их лицензирования (порядок принятия решения о выдаче лицензии, срок ее действия, приостановление и т. д.) устанавливаются отдельными федеральными законами. В этой статье указана следующая лицензируемая деятельность:

  • частная детективная (сыскная) и охранная — Постановление Правительства № 498 от 23.06.2011;
  • образовательная — ФЗ № 273 от 29.12.2012;
  • по оказанию услуг связи, телевизионного и (или) радиовещания — Постановление Правительства № 1025 от 08.12.2011;
  • по управлению многоквартирными домами — статья 192 Жилищного кодекса;
  • по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности — Постановление Правительства № 1062 от 03.10.2015;
  • по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами — Постановление Правительства № 195 от 27.02.2019.
Читайте также:  Прекращение и окончание исполнительного производства. Просто и доступно.

Если вы планируете заниматься лицензируемой деятельностью законно, разрешение получить необходимо, причем отдельно для каждого ее вида, когда их несколько. Оно действует бессрочно, если иное не оговорено в отдельных законах. В случае распространения деятельности вашего бизнеса на несколько регионов лицензионный документ можно получить по месту регистрации вашей компании, а власти других субъектов просто поставить об этом в известность в письменной форме.

Единственным держателем права на выдачу лицензий является государство. Но поскольку государство – это несколько абстрактное понятие, включающее в себя множество институтов, право на выдачу лицензий делегировано различным государственным органам, именуемым лицензирующими. К ним относятся специализированные федеральные и региональные органы, действующие по единым правилам и порядку, установленному Федеральным законом.

Именно эти органы подготавливают и вводят в действие лицензионные требования по:

  • созданию юридических лиц и ИП;
  • достижению целей лицензирования, то есть наличию у предпринимателя соответствующих технических условий, соответствующего оборудования, методов контроля, уставного капитала, статуса и соответствующего штата работников.

Рассмотрение заявления

Обращение в лицензирующий орган происходит посредством оформления заявления унифицированной формы, содержащего в себе следующие сведения:

  • наименование (или ФИО для ИП) субъекта предпринимательской деятельности и его организационно-правовую форму;
  • фактический и юридический адреса, а также адрес, по которому планируется осуществление лицензированной деятельности;
  • ИНН, иные реквизиты;
  • контактные данные;
  • вид деятельности и конкретных работ, на которые испрашивается лицензия;
  • платежный документ на уплату государственной пошлины;
  • подпись заявителя или его должностного лица.

Заявление может быть передано в лицензирующий орган либо лично, либо посредством заказного почтового отправления, либо в виде электронного пакета документов при условии, что заявитель обладает квалифицированной ЭЦП.

Лицензирующий орган рассматривает заявление предпринимателя о выдаче лицензии в течение 45 дней с момента получения заявления.

По истечении этого срока лицензирующий орган либо отказывает соискателю, либо выдает ему бессрочную лицензию.

Органы исполнительной власти, которые на федеральном уровне уполномочены рассматривать вопросы о лицензировании определенных сфер деятельности и принимать соответствующие решения, указаны в Постановлении Правительства РФ от 21 ноября 2011 г. № 957. Это:

  • Федеральная служба безопасности;
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю;
  • Федеральная налоговая служба;
  • Министерство промышленности и торговли России;
  • Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору;
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения;
  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;
  • Федеральное агентство воздушного транспорта;
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования;
  • Федеральная миграционная служба;
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки;
  • Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии;
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
  • Министерство культуры РФ;
  • Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации.

За что могут забрать лицензию

Если будут нарушены лицензионные требования, выдавший лицензию орган издаёт предписание об устранении нарушений. Если в установленный срок предписания не будут исполнены – действие лицензии может быть приостановлено.

Лицензия приостанавливается по решению суда. Он же определяет, на какой срок будет приостановлена лицензия. Продление этого срока законом не предусмотрено, после его истечения действие лицензии восстанавливается.

Впрочем, если нарушения так и не будут устранены, лицензирующий орган вновь обратится в суд – на этот раз с представлением об аннулировании лицензии.

Вот, за что могут прекратить действие лицензии:

  • По заявлению лицензиата – то есть «по собственному желанию»;
  • В связи с ликвидацией юридического лица или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя;
  • По решению суда.

Ограничения действия лицензии

ействие лицензии ограничивается сроком, территорией, субъектом получившим лицензию, а также деятельностью, на которую получена лицензия.

Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.

Лицензия является основанием возникновения правоспособности лицензиата, т.е. возможности заниматься определенными видами деятельности, перечень которых определяется законом (ст. 49 ГК РФ). Приобретаемая на основании лицензии правоспособность обусловливает «личный» характер лицензии, т.е. лицензируемая деятельность может выполняться только конкретным индивидуальным предпринимателем-лицензиатом или юридическим лицом.

К такому же выводу приходит и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 31 августа 1999 г. N 422/99[7]. Дело рассматривалось по иску предпринимателя М., частнопрактикующего врача, о признании недействительным решения комиссии по лицензированию и сертификации медицинской деятельности, в соответствии с которым истец был лишен лицензии на занятие медицинской деятельностью. Причиной, послужившей основанием для лишения лицензии, стало нарушение истцом условий ее действия, выразившееся в допуске к осуществлению стоматологической медицинской помощи другого физического лица. Президиум ВАС РФ постановил, что право на занятие частной медицинской практикой является сугубо индивидуальным и действие лицензии частнопрактикующего врача не может быть распространено на других лиц. Допуск к такой деятельности другого лица является нарушением условий действия лицензии.

При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.

В случае реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования или места его нахождения либо изменения имени или места жительства индивидуального предпринимателя, а также в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель либо его правопреемник обязаны в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении документа, подтверждающего наличие лицензии. Переоформление лицензии производится в том же порядке, что и установлен для ее получения[8]. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет деятельность на основании ранее выданной лицензии и документа, подтверждающего подачу заявления о переоформлении лицензии, в случае утраты лицензии — на основании временного разрешения, выданного органом лицензирования.

Территория, на которой может быть использована лицензия.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ[9].

При нарушении этого правила, то есть, за осуществление деятельности на основании лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на территориях иных субъектов Российской Федерации без уведомления лицензирующих органов данных субъектов Российской Федерации, лицензиат несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Как исполнить решение суда?

Однако следует отметить, что, в случае если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, в том числе расположенных на железнодорожном, авиационном, морском и речном транспорте, лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии на каждый объект с указанием его местоположения. Копии такой лицензии регистрируются органом лицензирования. При изменении перечня территориально обособленных объектов, на которых осуществляется деятельность лицензиата, дополнительные экземпляры лицензии выдаются по заявлению лицензиата с приложением документов, предусмотренных Положением.

Лицензия является срочным разрешением, то есть ограниченным во времени.

Сроком действия лицензии является тот промежуток времени с момента ее выдачи, который, лицензиат может осуществлять предусмотренную лицензией деятельность.

Общий срок действия лицензии определен в ст.8 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и не может быть менее чем пять лет. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. В продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.

Конкретный срок действия лицензии всегда устанавливается в положении о лицензировании определенного вида деятельности, утвержденном Правительством РФ.

Наиболее часто Правительство РФ устанавливает срок в 5 лет. Но есть и исключения. В частности, Положением о лицензировании деятельности в области связи в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 июня 1994 г. N 642 лицензия выдается на срок от 3 до 10 лет (за искл. лицензий на теле- и радиовещание).

Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии.

Бессрочное действие лицензий предусмотрено и в постановлении Правительства РФ от 26.01.2006г. № 45 «лицензии на осуществление видов деятельности, указанных в пункте 1 статьи 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», выданные до вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2005 г. N 80-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», действительны до истечения указанного в них срока либо бессрочны (в случае бессрочного действия лицензии)».[10]

Бессрочно действие предусматривается для некоторых видов деятельности при продлении срока лицензии. Например, в Положении о лицензировании деятельности инвестиционных фондов, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2006 г. N 432, установлено следующее правило: лицензия на осуществление деятельности инвестиционных фондов предоставляется на пять лет. При продлении срока действия лицензии она действует бессрочно либо в течение срока, указанного в заявлении о продлении срока действия лицензии.

Продление срока действия лицензии осуществляется в порядке переоформления документа, подтверждающего наличие лицензии.

При этом существенным для процедуры продления действия лицензии является своевременная подача соответствующего заявления лицензиата с приложением всех необходимых документов. Своевременным является подача заявления до момента истечения срока действия лицензии. В противном случае продление срока действия лицензии будет невозможным, поскольку сама лицензия уже будет отсутствовать и юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо получать (а не продлевать) лицензию в порядке, предусмотренном ст. 9 ФЗ «О лицензировании…».

Истечение срока действия лицензии означает прекращение права лица, получившего лицензию, на осуществление соответствующего вида деятельности. Одновременно настоящее лицо утрачивает статус лицензиата, поскольку вместе с истечением срока действия лицензии прекращаются сами лицензионные отношения между юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и государством.

В данной работе рассмотрено правовое положение лицензирования в Российской Федерации. В результате можно сделать ряд выводов.

Прежде всего, институт лицензирования — это важный гражданско-правовой институт — направленный на непосредственно защиту интересов граждан, обеспечение обороны страны, безопасности государства и иных интересов самого государства.

Оно предусматривает осуществление мероприятий, связанных с выдачей лицензий, приостановлением и аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Правовую основу лицензирования составляют ст. 49 ГК РФ, ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», акты субъектов РФ. Кроме того, порядок лицензирования конкретных видов деятельности определяется соответствующими положениями. Действие ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» не распространяется на виды деятельности, перечень которых приведен в его ст.1 (страховая, нотариальная, биржевая, кредитных организаций и другие). Порядок лицензирования данных видов деятельности определяется специальным законодательством.

Развитие лицензионных норм от закрепления полной свободы административного усмотрения органов исполнительной власти в области применения пресекательных мер в сфере лицензирования в сторону ограничения их полномочий, а также самих оснований применения, свидетельствует о нежелательности передачи такого инструмента воздействия на предпринимательство целиком в руки исполнительной власти. В связи с этим происходит сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию. Преобладает тенденция перенесения контроля с лицензирования на систему контроля качества продукта (услуги).

При занятии предпринимательской деятельностью, на которую, в соответствии с законодательством необходимо специальное разрешение (лицензия) необходимо строго соответствовать лицензионным нормам, не допускать осуществление деятельности до получения таковой. Лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность с нарушением условий лицензии или без лицензии несет административную (ст.14.1 КоАП РФ) или уголовную ответственность (ст. 171 УК РФ). Равным образом и должностные лица органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности, за неправомерный отказ или уклонение от выдачи лицензии привлекаются к уголовной ответственности (ст. 169 УК РФ).

Какие существуют виды лицензий на сегодня?

Следует знать, что нужно не просто определить, какой тип лицензии требуется для ведения именно вашего бизнеса. Вам нужно также определить, какой вид лицензии вам понадобится, и как именно вы будете её получать.

На практике вы можете столкнуться со следующими видами разрешений:

Тип лицензии Описание
Исключительная Лицензия предполагает исключительно управление движимым и недвижимом имуществом, а также денежными средствами. Её нельзя передавать третьему лицу, она «привязана» к определенному человеку
Простая Выдается не определенному человеку, а территории. Лицо, которое использует такое разрешение, обладает расширенными полномочиями
Перекрёстная Дает возможность предоставлять патентные права
Полная Позволяет оперировать нематериальными правами и благами, используется государством чаще всего для лицензирования конкретного вида деятельности. Например, правительство дает разрешение на выполнение тех или иных действий
Электронная Выдается в электронном виде через Интернет, и при этом не имеет бумажного дубликата
Сублицензия Относится к праву интеллектуальной собственности
Патент (лицензионное соглашение) Документ в области патентов, который регулирует отношения в научно-технической сфере
Бизнес-лицензия (лицензионный договор) Соглашение между двумя субъектами, не имеющими отношения к государству
Открытая При её наличии субъект может позволить себе коммерческое и некоммерческое использование благ, которые можно получить от объекта, на который действует лицензия

Как видите, существующие виды лицензий различаются как по своей принадлежности (они могут выдаваться или на конкретный вид деятельности, на территорию в целом или на конкретного человека), а также они различаются видами действий и полномочиями, которые получает владелец лицензии.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *