Комитет ставропольского края по государственным закупкам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комитет ставропольского края по государственным закупкам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Госслужащие не вправе принимать кадровые решения в отношении близких родственников. Однако чиновница, работавшая в отделе кадров госоргана, в полномочия которой входил прием сведений о доходах работников, приняла их от коллеги — бывшего мужа и не сочла эту ситуацию конфликтом интересов, поскольку формально бывшие супруги родственниками не являются.

Примеры и способы решения

Встречающиеся примеры конфликта интересов на государственной службе различаются в зависимости от конкретных функций служащего.

Теоретическая ситуация

Возможные последствия

Выполнение функций и надзорной деятельности в отношении родственников.

  • увольнение в связи с утратой доверия;
  • увольнение за несоблюдение ограничений по должности.

Нахождение родственников в служебной зависимости, назначение их на должности, выплата вознаграждений.

  • выговор — госслужащему;
  • увольнение — родственнику.

Осуществление функций в отношении организации, перед которыми лицо или его близкий имеет имущественные обязательства (долги, аренда)

  • отстранение до снятия имущественных обязательств (возврат долга, расторжение аренды);
  • отстранение от исполнения должностных обязанностей.

Госслужащий осуществляет функции в отношении организации, где работал до поступления на должность или ведет переговоры о будущем трудоустройстве

  • оценивается возможность спора;
  • отстранение от выполнения служебных обязанностей.

При выявлении нарушений для их устранения госслужащий рекомендует конкретную компанию. Хуже, если учредителем этой компании является он сам или его близкий, родственник

  • выговор;
  • увольнение.

При этом оцениваются обстоятельства дела: сколько компаний рекомендовал служащий, настаивал ли на конкретных наименованиях и услугах, имел ли личную выгоду при обращении клиента в компанию, какими целями руководствовался.

Использование служебной информации в корыстных целях

  • проведение служебной проверки и назначение административного и уголовного наказания.

Наказание зависит от способа и цели использования информации, от законности ее получения.

Способы урегулирования

Методы, позволяющие выявить и устранить конфликты, также общие и предполагают условное деление на группы. Это распространяется и на государственную гражданскую службу.

Способы урегулирования возникающих разногласий:

  • Превенция. Речь идет о предупреждении проблем. Для этого и нужно иметь представление о возможных противоречащих ситуациях. Например, госслужащий отказался от членства в аттестационной комиссии, перед которой предстает его родственник. Такой метод самый эффективный.
  • Прозрачность. Должностное лицо не должно скрывать информацию о своих счетах, вкладах, имуществе.
  • Мониторинг со стороны органов власти. Здесь предусмотрены проверки, надзор за работой госслужащих антикоррупционных и коллегиальных органов.
  • Добровольное разрешение. Служащий может самостоятельно проявить инициативу, указать на разногласия, найти способы его решения и так далее.

При должном подходе к работе у госслужащего не будет проблем, даже при угрозе возникновения тех или иных служебных разногласий.

Уведомление о конфликте

Порядок уведомления о выявленном конфликте также регулируется действующим законодательством. При сообщении работодателю о разногласиях нужно руководствоваться соответствующим ФЗ, а также утвержденным порядком в конкретном органе власти или организации.

Предусматривается конкретный образец уведомления, в котором изменятся только место работы, характер конфликта, иные индивидуальные аспекты ситуации. При этом нужно соблюсти структуру документа:

  • Шапка. Здесь обозначается, кому, от кого поступает уведомление. Нередко в конкретных органах власти, иных организациях предусматривает специальный бланк уведомлений.
  • Основная часть. Сюда включается отсылка на статьи федерального закона, а также характер недопонимания, предпринятые служащим меры и так далее.
  • Заключение. Не нужно указывать никаких просьб или требований. В завершение достаточно подписать документ, проставить дату. Также будет обозначено, когда документ был получен и зарегистрирован.

Уведомление служит вариантом докладной. Если проблема выявляется путем проверок, то госслужащий теряет возможность самостоятельно решить проблему, здесь к нему могут применять меры воздействия.

Примеры конфликта интересов

Приведем следующие примеры конфликта интересов на государственной службе:

  1. Осуществление приставом исполнительного производства в отношении близкого родственника. Такой КИ привел к ненадлежащему исполнению приставом своих обязанностей. В частности, не было вынесено постановление о взыскании исполнительного сбора. Пристав был уволен, суды признали увольнение законным (апелляционное определение ВС РС (Я) от 08.07.2015 по делу № 33-2379/2015).
  2. Нарушение госслужащим контрольного ведомства порядка уведомления о проведении рейдового мероприятия. Служащий органа Росрыболовства был задержан с орудиями браконьерского лова. В дальнейшем он был уволен из-за этого с госслужбы. Для рассмотрения дела не было принципиально, действительно он занимался незаконной ловлей или снимал обнаруженные орудия в рамках контрольных мероприятий. Факт несоблюдения процедуры был признан достаточным для установления КИ, утраты доверия и последующего увольнения (апелляционное определение Самарского облсуда от 23.10.2018 по делу № 33-12829/2018).
Читайте также:  Выписка из вида на жительство о регистрации на территории Ярославской области

О конфликте интересов и предвзятости в деятельности государственной власти идет речь в ситуации, когда должностное лицо, принимающие решения или участвующее в принятии решения, обладает особой заинтересованностью в способах рассмотрения этого дела, разрешении ситуации особых образом. Предвзятость означает, что он действует в собственных интересах, интересах близкого или третьего лица, которые, как правило, находятся в оппозиции по отношению к общественным интересам. Конфликт интересов имеет место, когда в игру вступает хотя бы теоретическая возможность того, что забота о личных интересах преобладает над заботой об общественных (потенциальный конфликт интересов на государственной и муниципальной службе).

Конфликт данного рода может принимать различные формы. В тяжелой форме это взяточничество, то есть коррупция. Изменения, которые происходят в современных демократических государствах, проявляются в том, что чаще встречается уже не взяточничество, а скорее конфликт интересов на государственной и муниципальной службе.

Личная заинтересованность

Понятие конфликта интересов на государственной службе подразумевает наличие личной заинтересованности служащего. Под нею понимается получение определённых выгод при исполнении обязанностей. В результате работник может получать деньги, имущество и другие ценности. Таким образом, мы понимаем, что конфликты интересов на государственной службе – это ситуация, при которой служащий преследует собственные цели и может их достигнуть при исполнении не только служебных, но и общих своих обязанностей.

Исключительно служебные обязанности в России распространяются (согласно закону) на работников прокуратуры, органов наркоконтроля, внутренних дел, таможенных органов и военнослужащих. Однако в законе ничего не сказано о неосновательном обогащении, которое случается довольно часто. Нет конкретного указания на то, что доход может быть в натуральной форме, что определённые выгоды могут иметь конкретные формы и т. д. Не было уточнено и то, что в процессе работы сотрудник может внезапно получить определённые имущественные права. Не конкретизируются третьи лица, которые при злоупотреблении служащими обязанностей тоже могут получить определённую выгоду, используя свое положение.

Не всегда предотвращение конфликта интересов на государственной службе возможно. Иногда ситуация заходит слишком далеко. Поскольку конфликты интересов на государственной службе – это оценочная категория, к ней возможны разные подходы. Так, для урегулирования ситуации могут созываться специальные комиссии. Право создавать комиссии имеют только государственные органы. В состав её входят:

  • представитель нанимателя или его уполномоченный;
  • представитель органа государственной власти, в котором возник конфликт;
  • независимые эксперты, которые могут быть в составе по приглашению нанимателя (специалисты в области гражданской службы, лица из образовательных и научных учреждений).

Подобное явление имеет место в нашей жизни довольно часто. Скрыть конфликт интересов или оперативно исчерпать его просто невозможно. Именно поэтому в России появился федеральный закон, который носит название «О противодействии коррупции». Этот документ трактует понятие «конфликт интересов» как ситуацию, при которой существует косвенная или прямая личная заинтересованность муниципального или государственного служащего. При этом она способна оказать или уже оказывает влияние на исполнение им служебных обязанностей. Как правило, примеры конфликта интересов на государственной и гражданской службе касаются получения материальной выгоды сотрудников не только для себя, но и для тех третьих лиц, с которыми существует связь в виде финансовых обязательств.

Как предотвратить и разрешить конфликт

Примеры конфликтных ситуаций их описание и решение

Существуют способы предотвращения и разрешения конфликта интересов. Их довольно много, все они подкреплены законами Российской Федерации. Человек, который знает о конфликте интересов, но не имеет возможности урегулировать данную ситуацию, вместе с тем не сообщает о нем высшему руководству, тоже несет ответственность, иногда даже не только административную. Не существует таких ситуаций, способных регулироваться самостоятельно.

В первую очередь, следует понимать, что, несмотря на четкий механизм действий в процессе регулирования конфликтов, поведение участников данной ситуации не всегда предсказуемо. Поэтому часто возникают внештатные ситуации, в которых рекомендуется разбираться профессионалам, как на юридическом, так и на политическом поприще:

  • Самой первой мерой по предотвращению конфликта является полная прозрачность сделки. Должно быть ясно, где происходила закупка товаров, какова их себестоимость, какие ресурсы были потрачены на выполнение тех или иных работ, с какими фирмами проводилось сотрудничество, и нет ли среди них налоговых «ям» и т.д.
  • Должен проводиться постоянный анализ организации. Его может делать специально нанятый сотрудник, а может им заниматься непосредственно руководитель предприятия.
  • Рекомендуется контролировать процесс принятия на работу наемных служащих, чтобы среди них не было людей, состоящих в близких родственных отношениях.
  • Ввести в нормативные документы предприятия запрет на получение подарков, финансовой помощи и других различных благ.
  • На предприятии обязательно должен быть составлен Кодекс этики, с которым следует ознакомить всех сотрудников.
  • Если при заключении договора или возникновении спорной ситуации присутствуют лица, относящиеся предвзято к происходящему, их необходимо отстранить на время решения конфликта.
  • Госслужащий не должен содержать все активы предприятия.

Урегулирование конфликтов

Статья под номером 11 федерального закона, предусматривающего противодействие коррупции, выделяет двух субъектов урегулирования, а также недопущения конфликта интересов. Одним из них является муниципальный (государственный) служащий. Второй субъект – представитель нанимателя.

Муниципальные и государственные служащие в связи с этим наделены, согласно законодательству, двумя основными обязанностями. Прежде всего, им необходимо принимать меры, способствующие недопущению любых ситуаций, при которых возможно возникновение негативного явления. Помимо этого, им надлежит написать уведомление о конфликте интересов, пример которого будет приведен ниже, своему непосредственному начальнику. В таком документе должно быть указание не только на уже имеющую место ситуацию, но и на возможность ее возникновения. Причем сделать подобный шаг госслужащий обязан уже тогда, когда ему становится известно об этом.

Для недопущения конфликта интересов этим представителем власти не должны поддерживаться контакты с организациями, деятельность которых находится в сфере, пересекающейся с его должностными обязанностями. Это не касается тех случаев, когда он обязан исполнять подобную работу.

Что касается уведомления о вероятном появлении конфликта интересов в письменной форме, то степень личной выгоды служащего, согласно действующему законодательству, должна определяться только самим должностным лицом. Непринятие им мер по урегулированию подобной проблемы влечет за собой его увольнение.

Конфликт интересов на государственной службе

Признак реального конфликта интересов проявляется в ситуации, когда человек работает в отделе кадров государственного предприятия и оформляет на службу своих родственников или родственников кого-либо, работающего на данном предприятии, с целью получения финансовой выгоды.

Другие примеры:

  • Государственный служащий является посредником в оказании услуг или выполнении работ между фирмами, в которых работают его близкие родственники. При этом в отношении фирмы, которая продает данные услуги, используются отдельно взятые функции государственного управления.
  • Госслужащий оказывает платные услуги государственной организации, в которой он несет службу.
  • Государственный служащий участвует в тендере на закупку товаров в фирме, директором которой является близкий его родственник.
  • Государственный служащий участвует с использованием функций государственного управления в выполнении работ для банковских структур, в которых у него есть сбережения.

В жизни никто не застрахован от участия, прямого или косвенного, в конфликте интересов. Самыми важными моментами остаются объективная оценка своих действий и знание законодательства Российской Федерации.

Как определить личную заинтересованность

Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ).

Указанные критерии применимы к государственному служащему, а также состоящим с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей).

Сюда можно отнести граждан или организации, с которыми он связан имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Аналогичным образом данное определение личной заинтересованности применяется для целей Федерального закона № 79-ФЗ (часть 3 статьи 19) и Федерального закона № 25-ФЗ (часть 2 статьи 14.1), то есть, также распространяется на государственных гражданских и муниципальных служащих.

Межличностный конфликт — что это в психологии

Разногласия могут возникать по различным причинам. Их настолько много, что перечислить все не представляется возможным. Среди них можно выделить самые потенциальные:

  • Наряду с полученным заказом, возникает возможность выполнить дополнительную работу или оказать услуги, за которые взимается дополнительная плата;
  • Личный интерес может возникать при владении активами предприятия, ценными бумагами и т.д.;
  • Ситуация может возникнуть во время получения подарков за оказанные услуги или финансовых «благодарностей»;
  • Часто ситуация возникает во время судебных тяжб, при разделе имущества и т.д.;
  • Оказание услуг бывшими сотрудниками государственных или иных структур;
  • Превышение должностных полномочий;
  • Оказание услуг по проведению различных работ людям, состоящим в родственных связях с государственными служащими, без заключения договора, вне очереди, с заниженной себестоимостью товаров и др.;
  • Невыполнение должностной инструкции или нарушение должностных обязанностей во время выполнения предмета Договора;
  • Несоблюдение закона государственным служащим, нарушение прав отдельно взятых граждан;
  • Проведение публичных тендеров с фирмами, директорами которых являются близкие родственники государственных служащих. Такие тендера проводятся с целью «отмывания» денег и открытия новых финансовых потоков, которые могут не облагаться налогами;
  • Несанкционированная помощь в решении какого-либо вопроса, за которую взимается плата.

Случаи, связанные с имуществом и судами

Ситуация может складываться таким образом, что сам госслужащий так или иначе управленчески связан с учреждением, перед которым у него или его родных есть обязательства имущественного характера.

Важно! Для того чтобы урегулировать очевидный конфликт, нужно обязательно завершить все возможные обязанности по отношению к учреждению – расплатиться с любыми долгами, аннулировать аренду и так далее. Если это по каким-то причинам не представляется возможным, то информацию представляют, как и в других случаях, нанимателю и своему начальству.

В этой ситуации начальство обычно выносит вердикт об отстранении сотрудника от выполнения им своих обязанностей по отношению к искомой организации. Это будет продолжаться до тех пор, пока он несет имущественные обязанности.

Читайте также:  Санитарные правила устройства и содержания кладбищ

Конфликт интересов на муниципальной службе

В 2008 году в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» от 02.03.2007 г. № 25-ФЗ была внесена статья 14.1, посвященная особенностям конфликта интересов применительно к муниципальной службе. Эта же статья содержит понятие служебного конфликта, которое почти слово в слово совпадает с формулировкой закона «О государственной гражданской службе РФ». Единственное различие содержится в субъекте применения – госслужащий на гражданской службе или муниципальный служащий.

В дальнейшем нормативное разрешение противоречия интересов на госслужбе получило развитие с разработкой и внедрением в жизнь Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ. Особенности конфликта интересов конкретизированы в статье 10 этого нормативного акта.

Так же как и в законе «О государственной гражданской службе РФ», в законе «О муниципальной службе в РФ» и в законе «О противодействии коррупции» частная выгода работника муниципальной службы определяется как корыстная заинтересованность в получении каких-либо благ, препятствующая добросовестному выполнению возложенных на него профессиональных служебных задач.

Какие могут возникать типовые ситуации, представляющие собой конфликт интересов?

По закону госслужащий обязан в письменном виде уведомить свое непосредственное начальство и представителей тех лиц, которым оказываются услуги, о ситуациях, имеющих потенциальную возможность возникновения КИ. Степень личной заинтересованности остается полностью на совести служащего, он же несет все последствия юридического характера.

Если же госслужащий, участвующий в ситуации конфликта интересов, не предпринимает никаких мер, чтобы бороться с ним, не предотвращая конфликтную ситуацию, то это правонарушение. В качестве наказания может последовать ряд мер, в том числе увольнение служащего с госслужбы.

Важно! Если имело место нарушение дисциплинарного характера либо же административное правонарушение, то по месту работы проводится инициированная руководством служебная проверка, после чего назначается взыскание. Помимо этого, сведения о нарушении могут переданы в органы правопорядка.

Что должен сделать HR при обнаружении конфликта интересов: пошаговый алгоритм

Руководитель, который обнаружил проблему, должен незамедлительно принять меры, чтобы в последующем не допустить конфликта интересов. Придерживайтесь пошагового алгоритма, если впервые столкнулись с подобным и не знаете, как действовать в данной ситуации.

Шаг 1. Проведите расследование

Прежде чем наказывать работника, спровоцировавшего конфликт интересов, постарайтесь узнать причины, которые побудили его поступить так. Учитывайте, что иногда сотрудниками манипулируют лидеры организации: они заставляют подчиненных действовать в чужих интересах.

Шаг 2. Проинформируйте работодателя

Известите нанимателя или вышестоящего руководителя о возникшем конфликте интересов или о возможности его появления.

Шаг №3. Разработайте план действий

Если работодатель не дал указаний, как поступить с сотрудником, который создал ситуацию, разработайте план действий самостоятельно и согласуйте его с нанимателем.

Шаг №4. Примите меры

В государственных организациях предотвратить или урегулировать конфликт интересов можно, изменив положение служебного или должностного лица, вплоть до того, что вы полностью отстраните его от обязанностей. В частных компаниях наказание подбирают индивидуально. Это может быть выговор, понижение в должности, невыплата переменной части заработной платы или увольнение. При выборе наказания, опирайтесь на причиненный ущерб. Учитывайте требования закона, если решили принять радикальные меры относительно сотрудника, спровоцировавшего конфликт интересов.


Эксперты «Системы Кадры» подскажут, в каких случаях можно прекратить трудовые отношения с работником
Шаг №5. Проинформируйте о результатах нанимателя

Отчитайтесь перед руководителем о результатах проделанной работы, принятых мерах. Если сотрудника уволили, согласуйте с нанимателем кандидатуру, которую можно переместить на свободную должность из кадрового резерва

. Приступите к поиску нового специалиста, если нет достойного претендента.

Важно!

Если в результате принятия неверных решений компания понесла серьезные убытки, попросите работника компенсировать их. Объясните ему, что добровольное урегулирование конфликта интересов — лучший вариант для обеих сторон. В случае его отказа обратитесь за помощью в правоохранительные органы, инициируйте судебное разбирательство.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *