Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как заключить договор на оказание услуги по вывозу ТБО». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Между предприятием и рег. оператором заключается публичный договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услуги регионального оператора. Рег. оператору достаточно договор на оказание услуг по обращению с ТКО опубликовать в прессе.
Обязанность по обеспечению учета ТКО
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
статья 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»
В соответствии с формой типового договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, потребитель (лицо, заключившее договор с рег. оператором) обязан:
обеспечивать учет объема и (или) массы твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 505 “Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов”;
подпункт б) пункта 13
Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов утверждены постановлением Правительства РФ от 03.06.2016 № 505.
В целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил.
пункт 7 раздела II “Коммерческий учет объема и (или) массы твердых
коммунальных отходов”
Коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется (пункт 5 Правил):
а) расчетным путем исходя из:
нормативов накопления твердых коммунальных отходов, выраженных в количественных показателях объема;
количества и объема контейнеров для накопления твердых коммунальных отходов, установленных в местах накопления твердых коммунальных отходов;
б) исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.
пункт 5 Правил
Таким образом, собственники ТКО обязаны осуществлять коммерческий учет ТКО по одному из вышеперечисленных способов.
ВС РФ : вывоз ТКО нужно оплачивать даже за пустующие квартиру или дом
Верховный суд России отказался признать незаконным подход к оплате услуг по вывозу ТКО для собственников, в квартирах или домах которых никто не живёт и по факту услуга не оказывается. Владелец такого жилья пытался через суд принудить регоператора сделать перерасчёт платы за ТКО, но проиграл дело.
Собственник дома в Угличе подал в суд иск с требованием, чтобы регоператор по обращению с ТКО сделал перерасчёт платы за услуги. Истец проживает в квартире в МКД, а своим домом не пользуется, не сдаёт в аренду и фактически платит за вывоз несуществующего мусора.
Суды всех инстанций отказали собственнику, сославшись на п. п. 93, 148.44 ПП РФ № 354. Эти нормы прописывают порядок перерасчёта платы за коммунальную услугу в случае временного отсутствия жителей в квартире или доме, а не при постоянном неиспользовании жилья. Владелец дома подал административный иск в ВС РФ, попросив признать недействительными эти пункты.
Верховный суд России в решении от 23.04.2021 по делу № АКПИ21-129 отметил, что оспариваемые нормы соответствуют требованиям жилищного законодательства и НПА в области обращения с отходами. В силу ч. 5 ст. 30 ЖК РФ, собственник помещения или дома обязан оплачивать услугу по обращению с ТКО. Даже если никто не живёт в квартире или доме, владелец всё равно платит за ЖКУ (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).
ВС РФ не принял во внимание ссылку истца на судебную практику, в которой есть решения в пользу собственников помещений, а не регоператоров. Практика судов не доказывает незаконность оспариваемых норм ПП РФ № 354. Оспариваемые положения ясные и определённые, приняты кабмином в рамках его полномочий. Иного НПА, имеющего большую юридическую силу, не существует.
Ранее ВС РФ уже рассматривал похожий иск: владелец помещения в МКД оспаривал п. 148.36 ПП РФ № 354, согласно которому регоператор рассчитывал плату за вывоз ТКО в пустующей квартире по числу её собственников. Узнайте, какие выводы сделал ВС РФ в этой ситуации.
Как видно по предыдущему примеру, регоператор добровольно сделает перерасчет платы за вывоз ТКО за период временного отсутствия жильцов только в том случае, если в регионе плата начисляется по количеству проживающих (а не по метражу жилья).
Но и здесь не все так гладко. Согласно п. 148 (36) уже упомянутых Правил № 354, если в жилом помещении никто не зарегистрирован (ни постоянно, ни временно), то плата за вывоз мусора начисляется по числу его собственников.
С этим правилом пришлось столкнуться жительнице Алтайского края, когда за принадлежащую ей на праве собственности квартиру выставили задолженность по оплате вывоза мусора за целый год.
Это при том, что квартира пустовала (собственница подтвердила, что все это время проживала по другому адресу). Регоператор ссылался на тот самый п. 148 (36) Правил № 354 и отказывался делать перерасчет.
Тогда женщина обратилась в Верховный суд РФ, требуя отменить действие спорного пункта как противоречащего закону. В высшей инстанции не усмотрели нарушения закона, но сделали важное заявление:
Отказ регоператора можно обжаловать в суде (ВС РФ, дело № АКПИ19-967).
Таким образом, в указанных случаях можно освободиться от платы за вывоз мусора. Но, к сожалению, пока только через суд.
Отходы — это мусор. Но деньги — не «мусорные»!
Как дачникам по уму и по закону решить вопрос с вывозом мусора
Дачный сезон в этом году начался поздно. У садоводов полно дел, и среди прочего нужно выстроить отношения с региональным оператором по вывозу мусора.
Само понятие «единый региональный оператор» связано с Федеральным законом о вывозе мусора и так называемой «мусорной реформой». Закон вступил в силу 1 января 2019 года, однако регионы оказались не готовы к таким большим изменениям. (К примеру, новая норма права предусматривает раздельный сбор мусора — много вы видели в Ставрополе оборудованных для этого площадок?)
Тем не менее закон есть, и он накладывает на дачников новые обязательства, о которых те зачастую толком не знают. Не случайно сегодня в судах по всей стране рассматриваются сотни дел по искам регоператоров к садовым обществам.
Итак, коротко о том, как разобраться с дачным мусором по закону.
Что делать, если региональный оператор утратил свой статус
В разделе IV правил, утв. постановлением № 1156, перечислены основания, по которым региональный оператор (далее — РО) может утратить свой статус:
- РО в течение года 2 раза или больше нарушил установленные правила обращения с ТКО или условия заключенного с жильцами договора (эти нарушения должны быть отражены в акте);
- в результате нарушения правил или договора по вине РО было причинен вред здоровью или жизни граждан (в течение года 2 раза и более);
- РО имеет долг перед местным оператором больше 1/12 от необходимой валовой выручки (определяет орган исполнительной власти конкретного субъекта);
- РО нарушил схему потоков ТКО от места их образования до полигона;
- нарушение соглашения с уполномоченным органом конкретного субъекта РФ в части предоставления безотзывной гарантии по своим обязательствам в соответствии с правилами проведения отбора по конкурсу региональных операторов.
Как правило, размер оплаты устанавливается по количеству жильцов, прописанных в доме. В многоквартирных домах установленная по количеству жильцов плата распределяется управляющей компанией на каждую квартиру.
Подобный вид распределения платы, безусловно, вызывает законное недовольство жильцов, потому что проживающая в квартире пожилая чета, чьи дети разъехались, но остались прописанными, будет платить за вывоз мусора больше, чем их сосед, в чьей квартире проживают восемь не прописанных квартирантов.
Другим вариантом распределения платы является вариант начисления, исходя из доли в общей собственности. Данный способ тоже нельзя считать справедливым, поскольку больше будут вынуждены платить не те, кто производит больше мусора, а те, кто владеет большей жилой площадью.
Для владельцев домов цена договора устанавливается, исходя из действующих тарифов на вывоз мусора.
Дзен! Дзен! Дзен! На нашем Яндекс Дзен канале ещё больше особенных юридических материалов в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас →
Вносим изменения в ПЗ и ПГ
Итак, заключение с 01 января 2021 года контракта на оказание услуг по обращению ТКО является ОБЯЗАННОСТЬЮ отходообразователей.
Таким образом, заказчик должен включить закупку на оказание услуг по обращению с ТКО в план закупок и план-график 2021 года с отнесением планируемых платежей по контракту на 2021 год.
Через день после публикации плана-графика в ЕИС, заказчик размещает извещение о закупки у единственного поставщика по п. 8 ч. 1 ст. 93 с обязательным приложением к нему проекта контракта, который предоставляют региональные операторы, и обоснованием Н(М)ЦК.
Контракт можно заключать спустя 5 дней со дня размещения вышеназванного извещения. Отсюда вывод: вносить изменения в ПЗ и ПГ надо как можно раньше, чтобы уложиться в сроки и заключить контракт уже в этом году.
Обязательства производителя и исполнителя
Федеральный закон «Об отходах производства» вменяет в обязательство каждой компании заключить договор на организованный вывоз твердых бытовых отходов и строительного мусора с территории. Проверка наличия данного документа – обязательный этап инспектирования, выполняемого органами Роспотребнадзора.
Договор на вывоз производственного мусора – официальный документ, подтверждающий выполнение санитарно-эпидемиологических норм.
В обязанности владельца компании входит:
- Оформление и заключение договора на вывоз мусора с подрядной организацией, специализирующейся на вывозе мусора;
- Предоставление договора по требованию специалистов Роспотребнадзор;
- Выполнение требований по регулярному вывозу отходов с предприятия.
Любые нарушения правил вывоза ТБО, а также отсутствие договора караются штрафными санкциями. В свою очередь компания исполнитель – подрядчик, с которым Вы должны заключить договор на вывоз мусора, должна обеспечить со своей стороны следующее:
- Сбор мусора;
- Транспортировка и вывоз отходов;
- Размещение мусора на санкционированных свалках;
- Переработка промышленных отходов.
Заключить договор на вывоз мусора «СЭС-ДОК»
Компания «СЭС-ДОК» — лицензированная организация, оказывающая корпоративным клиентам услуги по санитарно эпидемиологическому аудиту, в числе наших услуг:
- Формирование и подготовка отчетной документации, необходимой для ведения предпринимательской деятельности или прохождения проверки Роспотребнадзора;
- Заключение договора с ответственными и надежными подрядчиками, не вызывающих вопросов у СЭС и Роспотребнадзора;
- Контроль и сопровождение документации.
Опытные и квалифицированные сотрудники нашей компании хорошо знакомы с нюансами заполнения и формирования документации для Роспотребнадзора.
- Стоимость заключения договора на вывоз мусора узнайте по телефону 8(495)181-42-48
- Срок подготовки документа – 1-2 дня.
В Минприроды предложили штрафовать бизнес за неоплату вывоза отходов
Строительство мусоросжигательных заводов повысит цену проезда в метро Бизнес
В соответствии со ст. 8.2 Кодекса об административных правонарушениях выброс отходов в неположенном месте влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от 10 тыс. до 30 тыс. руб., на юрлиц — от 100 тыс. до 250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Но доказать, что компании сбрасывают свой мусор в контейнеры жилых домов, крайне сложно.
В декабре 2020 года министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин потребовал от глав регионов принять меры для стабилизации ситуации в отрасли обращения с отходами и не допустить банкротств мусорных операторов из-за неплатежей. По его данным, уровень неплатежей юридических лиц за вывоз мусора достигает 70%. На прошлой неделе министр призвал «обратить повышенное внимание на собираемость платежей с юридических лиц», отметив, что ведомство «прорабатывает механизм введения серьезных санкций» против «уклонистов». Суть санкций он не раскрыл.
Для того чтобы не допустить срыва выполнения показателей мусорной реформы, Минприроды с 13 по 19 февраля провело серию совещаний с участием «Российского экологического оператора» (РЭО, оператор реформы), региональных властей от Якутии до Дагестана и компаний-операторов, следует из сообщений ведомства. Представители Дагестана на одном из таких совещаний заявили Кобылкину, что при наличии на территории самого низкого в России тарифа собираемость за вывоз отходов у населения составляет 50–60% от плановой, с юридических лиц — 25%. Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев также обозначил проблему высокой доли незаключенных договоров на вывоз мусора между юридическими лицами и региональными операторами.
К чему приводит незаключение договоров на вывоз мусора
Экс-глава РЭО Денис Буцаев в ноябре 2020 года предлагал сделать автоматическим присоединение юридических лиц к договорам для того, чтобы региональные операторы по обращению с отходами «не бегали за каждой компанией и не просили ее подписать договор». «РЭО будет выступать за переход к письменным формам договоров с юрлицами, как это сейчас предусмотрено в водоснабжении и теплоснабжении. За незаключение таких договоров должна быть предусмотрена ответственность в КоАП. Если правительство поддержит соответствующие изменения в законодательстве, то они могут быть рассмотрены Госдумой в этом году», — сказал РБК заместитель гендиректора РЭО Вячеслав Духин.
Генпрокуратура проверит сообщения об опасности мусоросжигательных заводов Общество
Директор регионального «ЭкоСтройРесурса» (работает в Самарской области) Михаил Захаров сказал РБК, что из-за отсутствия регулирования оборота промышленных отходов юрлица массово уклоняются от заключения договоров с регоператором на вывоз ТКО. «Они утверждают, что образуют промышленные, а не коммунальные отходы», — жалуется он. По словам Захарова, пользуются услугами мелких компаний по вывозу мусора, рекламирующих услуги на досках объявлений, а те в свою очередь образуют несанкционированные свалки.
Председатель совета директоров компании — регионального оператора ГК «Чистый город» (обслуживает пять регионов Южного федерального округа) Полина Вергун отмечает, что региональный оператор должен получать оплату за вывоз каждого кубометра отходов. Если мусор бизнеса оказывается на контейнерных площадках жилых домов, оператор вынужден вывозить его бесплатно, что влечет за собой убытки. Кроме того, регулирующие органы рассчитывают доходность регоператоров от 100% собираемости платежей с населения. «Практика показывает невозможность достижения такого процента собираемости платежей даже по истечении нескольких лет — максимум 80–90%. Это приводит к убыткам до 20% от выручки», — сказала она.
Первый вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин заявил РБК, что введение штрафов за незаключение договоров с региональными операторами нарушает принцип свободы договора, установленный Гражданским кодексом. По его мнению, это «очередная надуманная проблема». «Современные технические средства позволяют реализовать тотальный контроль [за вывозом отходов]. А штрафы нужны для того, чтобы появилась возможность их применять избирательно», — отметил он.
Что должен содержать договор на вывоз мусора
Не каждый договор будет без вопросов принят Роспотребнадзором, СЭС. Правильно оформленный документ содержит информацию:
- о заказчике и исполнителе: адреса пунктов вывоза, документ о подтверждении полномочий, копии регистрационных документов, банковские реквизиты и т. д.;
- о сроках, периодичности вывоза мусора — для договоров на регулярной основе;
- о стоимости услуги, способе, графике оплаты;
- о классе отходов: все отходы делятся на 5 классов в зависимости от степени опасности, для работы с опасными отходами исполнителю требуется особое разрешение, специальное оборудование;
- об объёме ТБО (ориентировочно), подлежащих вывозу и утилизации;
- о месте, куда вывозятся отходы, способе их складирования, утилизации;
- об ответственности сторон в случае неисполнения обязательств;
- о сроках действия Договора.
Типовой договор на вывоз ТКО
разработан для новой сферы правоотношений как ориентир, который позволит быстрее достигнуть целей реформы ТКО. Регулирование специфичных отношений в сфере обращения с ТКО и ТБО предопределяет минимальный перечень положений, которые обязательно должны войти в форму договора на вывоз ТКО:
- предмет договора;
- планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов;
- периодичность и время вывоза твердых коммунальных отходов;
- места приема и передачи твердых коммунальных отходов, маршрут в соответствии со схемой обращения с отходами;
- предельно допустимое значение уплотнения твердых коммунальных отходов;
- способ коммерческого учета количества твердых коммунальных отходов;
- сроки и порядок оплаты услуг по договору;
- права и обязанности сторон по договору;
- порядок осуществления региональным оператором контроля деятельности оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющего деятельность
- по транспортированию твердых коммунальных отходов;
- ответственность сторон.
Оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, должен владеть мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Порядок сбора и вывоза мусора
Способ вывоза мусора, актуальный для многоквартирного дома, не всегда подходит для использования в частном секторе. Всего существует три схемы сбора отходов:
Схема сбора |
Особенности применительно к ИЖС |
Отходы собирают в контейнеры, установленные на специально выделенной площадке |
Минусы: невозможно контролировать, кто выбрасывает мусор, поэтому контейнерами пользуются даже те, кто не платит за услуги. Увеличится оплата, так как придется включать в тариф работы по уборке площадок (в частном секторе нет дворников), покупку контейнеров |
Домовладельцы сами покупают пластиковые бачки, складируют мусор в местах недалеко от проезжей части |
Домовладелец покупает личный контейнер и выставляет его у дороги. Минус: дополнительные затраты, большая вероятность того, что емкость украдут |
Пакетный сбор: мусор тарируют в полиэтиленовые пакеты, мешки, и выставляют вдоль дороги, где курсирует мусоровоз. Отходы вывозят в установленные дни |
Отсутствует необходимость в создании площадки и покупке контейнеров, в связи с этим отсутствуют неприятные запахи. Сбор проводится по графику в определенные часы и дни недели. Можно выставить мусор недалеко от дома. |
Как начисляется оплата
Согласно установленным требованиям договор о предоставлении услуг по вывозу ТКО и других видов отходов между региональным оператором и владельцем дома составляется на основании документа, подтверждающего право собственности на недвижимое имущество.
Это обязательное условие. Без свидетельства или выписки подписать договор невозможно, а его отсутствие чревато штрафами.
В России применяют три способа начисления оплаты за услуги по вывозу мусора:
- По площади дома: согласно тарифам, установленным в регионе за 1 м2площади;
- По количеству проживающих;
- По объему мусора.
По первому варианту оплату начисляют в следующих субъектах РФ:
- Московская обл.;
- Ленинградская обл.;
- Тюменская обл.;
- Амурская обл.;
- Иркутская обл.;
- Пермский край;
- Г. Москва
- Г. Санкт-Петербург.
Формула расчета: сумма к оплате = S х тариф |
Можно ли не заключать договор
Заключение договора на вывоз мусора из частного дома входит в обязанности хозяина. Даже если собственник не ставил лично подпись под документом, он считается заключенным с того момента, как будет произведена хотя бы одна оплата по счету в квитанции.
Отказаться от заключения договора невозможно. Отсутствие соглашения рассматривают как правонарушение, за которое положено административное наказание. Суммы взысканий:
- 5 000 рублей – отсутствие договора у собственника жилья;
- 50 000 рублей – штраф для должностного лица;
- 300 000 рублей – штраф юрлицам.