Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила автомобильных перевозок групп детей автобусами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Минимального порога по возрасту малыша закон не устанавливает. Это означает, что детское кресло на переднем сидении можно расположить уже с самого рождения ребенка. Но нужно учитывать, что само автокресло должно соответствовать возрасту.
Передние подушки безопасности и дети
Если вы разместили детское кресло на переднем сидении, стоит обратить внимание на подушку безопасности. Распространено мнение, что срабатывание подушек безопасности во время ДТП однозначно улучшает безопасность пассажиров, независимо от их роста и веса. Некоторые думают, что наличие подушек безопасности обеспечивает безопасность ребенка даже без применения дополнительных, устройств, которые предусматривают ПДД. Соответствуют ли эти убеждения истине? Факты говорят об обратном.
Во время аварии подушка безопасности не улучшает безопасность малыша, находящегося на переднем сидении. Резкое раскрытие подушки способно даже нанести дополнительные травмы ребенку.
После крепления детского кресла на переднем сидении необходимо проконтролировать, чтобы механизм выброса подушки безопасности был отключен. Особенно важен этот совет для родителей, фиксирующих на переднем сидении люльку для младенцев. Она размещается спинкой вперед, что сокращает пространство между ребенком и подушкой безопасности. Такое близкое соседство усиливает удар при раскрытии подушки во время ДТП.
Штраф за перевозку детей без кресла
Действующая Конституция РФ и правила дорожного движения делают основной упор на приоритетности здоровья, жизни, прав и законных интересов граждан. На практике такой подход предполагает пропорциональное и соразмерное ограничение прав и свобод граждан государства.
В рамках вопроса транспортировки малышей в машинах описанные выше приоритеты выражаются в использовании разнообразных административных мер ответственность для физических лиц и организаций.
Перевозка малышей в машине без специальных кресел предполагает меры ответственности. Наиболее распространенной мерой представляется штраф 3000 рублей (для физических лиц).
Отдельно стоит отметить ответственность за оставление малыша в авто. За такое деяние также накладывается штраф в соответствии с действующим законодательством.
Отсутствие автокресла является признаком состава преступления, квалифицирующим применение ч. 1 ст. 238 УК РФ. Это касается водителей такси, перевозящих малышей без специализированного оборудования. В эту же группу нарушений относят транспортировку пассажиров на транспортных средствах, имеющих неисправности тормозной или рулевой системы.
Дополнительные правила
Изначально правила перевозки детей в автомобиле были недостаточно проработаны. Например, все дети до 12 лет должны были находиться в специальном удерживающем устройстве вне зависимости от их веса и роста. Это создавало массу неудобств и разночтений в ПДД. На данный момент появилось множество уточнений, которые стоит знать любому водителю:
-
Теперь правила размещения детей зависят от их возраста и роста, а также места, на которое вы планируете посадить несовершеннолетнего. Если по каким-то причинам подобрать подходящее кресло или бустер невозможно, ребенка старше 7 лет можно сажать на заднее сиденье и пристегивать обычным ремнем.
-
Появилось слово «включительно». Если ребенку уже исполнилось 12 лет, вам не требуется детское автокресло на переднем сиденье автомобиля для перевозки.
-
Если ребенка планируется перевозить на грузовом автомобиле, где предусмотрены только передние сиденья, в салоне необязательно размещать бустер или автокресло. Ребенка от 7 до 11 лет здесь можно пристегивать только ремнями. Для пассажиров младше придется покупать специальное удерживающее устройство.
-
В автомобилях, где не предусмотрено ни ремней, ни детских автокресел, ребенка можно перевозить так же, как и взрослых. Однако риск для его здоровья и жизни будет выше.
-
На заднем сиденье мотоцикла детей младше 12 лет перевозить нельзя вообще, даже в шлеме. Маленький ребенок не может держаться достаточно крепко.
-
Мопеды, трактора и другие транспортные средства, кроме легковых и грузовых автомобилей, оснащать детскими автокреслами не нужно.
-
В первой редакции правил, касающихся перевозки детей в автомобилях, использовать в салоне дозволялось только те устройства, которые можно пристегнуть с помощью ремней безопасности. Однако современные кресла, автолюльки и бустеры имеют систему ISOFIX, которая надежно удерживает устройство на месте. Система ISOFIX жестко сцепляет детские удерживающие устройства со стационарным сидением автомобиля. Такую конструкцию не нужно дополнительно пристегивать ремнем.
Правила перевозок детей в салоне автомобилей стали гораздо яснее, а их неукоснительное выполнение теперь не требует массы дополнительных расходов. Ознакомившись с ними внимательно, вы сможете перевозить детей с комфортом и безопасно, не опасаясь штрафов.
Можно ли сажать ребенка вперед
В российских правилах дорожного движения нет запрета на перевозку детей в автокреслах и бустерах на переднем пассажирском сиденье. Если водитель хочет посадить ребенка рядом с собой, ему придется установить детское удерживающее устройство, а также внимательно прочитать инструкцию в графе рекомендаций по работе подушек безопасности. Некоторые производители автокресел и автолюлек рекомендуют отключать переднюю пассажирскую подушку безопасности, потому что она в случае аварии может травмировать ребенка. Чаще всего такое требование встречается в инструкциях автолюлек для грудных детей, которые устанавливаются против хода автомобиля.
Некоторые автомобили даже оснащаются креплениями системы ISOFIX на переднем сиденье (например, почти все модели Skoda), что значительно упрощает установку детского кресла, лучше его фиксирует, тем самым повышая безопасность ребенка спереди. Все остальные методы перевозки детей на переднем кресле, будь то люлька от коляски, различные переноски и конверты, недопустимы и могут привести не только к штрафу для водителя, но и к серьезным травмам ребенка.
Закон о правилах перевозки детей: постановление 1177
Перевозка детей группами регулируются нормами, утвержденными Постановлением Правительства от 23.09.2020 года № 1527. Здесь перечислены требования к:
- условиям перевозки детских коллективов;
- транспорту, допускаемому к таким перевозкам;
- водителю, имеющему право управлять автотранспортом для групповых детских перемещений;
- сотруднику, сопровождающему группу детей.
Дети, не достигшие 18-летнего возраста, должны перемещаться на транспорте в составе коллектива только в сопровождении взрослого человека. Если группа достаточно большая, взрослых должно быть в необходимом количестве.
Чаще всего такие поездки осуществляются в целях экскурсии или переезда к необходимому месту, например, на спортивные соревнования. Обычно это происходит на автобусах. При этом к транспорту предъявляются строгие требования, в том числе к его исправности. Проверка и устранение проблем должны производиться заранее, чтобы не допустить аварийных ситуаций во время передвижения.
Особое внимание уделяется здоровью водителя, который обязан пройти предрейсовый осмотр медицинским работником. Не допускается водитель к перевозке групп детей, если при проверке обнаружится:
- повышение артериального давления;
- признаки недосыпания;
- состояние опьянения.
Организованная транспортировка детей должна осуществляться автобусом, на крыше которого установлен и включен маячок желтого или оранжевого цвета. Если количество автобусов в составе колонны составляет не менее трех, то она должна сопровождаться автотранспортом ГИБДД. Предварительно необходимо подать заявку на сопровождение не позднее, чем за 10 дней до предполагаемой поездки. Перевозка на одном или двух автобусах требует извещения инспекции за два дня до даты перемещения.
Виды приспособлений для перевозки
Существует несколько видов фиксирующих приспособлений для провоза детей в автомобилях, автобусах. К ним относится автокресло, полукресло (бустер), автолюлька, крепящиеся внутри салона ремешками, скобами. Кресло и бустер разрешено использовать на переднем и заднем сидении, люльку — только на заднем. Самым безопасным местом, согласно статистическим данным, считается центральная часть заднего сиденья.
Чтобы в последующем не менять устройства, можно сразу приобрести универсальное, форма и размер которого регулируют с помощью специальных деталей. Если кресло установлено рядом с водителем, то подушку безопасности лучше отключить, поскольку при активации она может навредить малышу. Подушку не отключают при провозе подростка старше 12 лет.
В стране невыученных автобусов
Согласно постановлению правительства, для автобусов массой до 5 тонн, которые отправляются или прибывают в Москву, Московскую область, Санкт-Петербург, Ленинградскую область, этот запрет вступит в силу уже с 1 июля этого года. Для автобусов массой более 5 тонн с пунктами отправления или прибытия в этих же регионах — с 1 октября.
Для автобусов, у которых пункты отправки и назначения находятся в других регионах, сроки более поздние. Автобусы старше 10 лет массой до 5 тонн не смогут использоваться при детских перевозках с 1 апреля 2021 года. Массой более 5 тонн — с 1 октября следующего года.
Напомним, что столь суровые требования к возрасту автобусов связаны исключительно с обеспечением безопасности перевозок детей. Аварии часто происходят из-за неисправности транспорта. А чем старше машина, тем выше риск, что у нее что-то выйдет из строя. А у нас, по данным ГИБДД, более половины автобусов старше 10 лет.
Однако именно это требование правил организованной перевозки групп детей вызвало огромное количество споров. К моменту их принятия перевозчики не готовы были обеспечить таким транспортом всех желающих. Поэтому срок вступления в силу ограничения возраста автобусов был отложен на неопределенный срок. И вот теперь этот срок установлен.
Правовые аспекты эксплуатации транспорта в рубрике «Юрконсультация» разъясняют эксперты «РГ»
Надо сказать, что требования к детским перевозкам сейчас довольно строги. Они включают в себя не только требования к автобусам, но и к водителям, к сопровождающим, ограничивают и время поездки. И все эти требования вполне обоснованны. Но дальнейшее совершенствование нормативных актов приводит иногда к тупиковым ситуациям.
Так, например, из-за вступившего в силу нового ГОСТ, который отменил старый, сложилась ситуация, когда к перевозке групп детей по факту допускаются автобусы, которые наш автопром пока еще не производит.
Дело в том, что требования к организованным детским перевозкам распространяются и на школьные автобусы. Доставка детей к школам и детским садам между поселениями осуществляется бесплатно и лежит на учредителях этих организаций. Это в крупных городах такие перевозки не востребованы. А в деревнях это единственный способ дать детям образование.
Правила использования детских кресел и ремней безопасности
Обновленные правила перевозки детей в легковом автомобиле предписывают, что ТС, в котором будет ехать ребенок до 12-ти лет, ростом ниже 150 см, должно быть оснащено ремнем безопасности и ДУУ, отвечающим стандарту ECE R44/04 или ECE R129, в техрегламенте также часто обозначают – «Постановление No44 ЕЭК» или «Правила ЕЭК ООН No 44-04».
Данный стандарт подразделяет ДУУ на 5 групп (зависит от веса):
- Группа 0. Автолюльки предназначены для грудных детей и до достижения ими веса 10 кг. Дети в них могут находиться спиной или боком относительно направления движения, с пристегнутым ремнем безопасности.
- Группа 0+. Автолюльки для детей массой до 13 кг, в которых дети располагаются лицом назад.
- Группа 1. Автокресла для перевозки детей весом 9-18 кг. Возможны два варианта расположения спиной вперед и спиной назад.
- Группа 2. ДУУ для пассажиров, вес которых 15-25 кг. Способ расположения — лицом вперед.
- Группа 3. В таких ДУУ можно перевозить детей весом 22-36 кг лицом вперед.
Конструкция ДУУ рассчитана на размещение в них несовершеннолетних детей ростом до 150 см, весом до 36 кг с пристегнутым ремнем безопасности. Если ребенок крупный, но ему еще нет 12 лет, то он может ездить без использования автокресла, но пристегнутым ремнем, на заднем сидении.
Главное правило для всех без исключения водителей – ребенок в возрасте до 7 лет может находиться в передвигающемся автомобиле исключительно будучи пристегнутым и сидя в специализированном детском автокресле.
Причем кресло обязано отвечать всем требованиям правил безопасности и возрастным характеристикам ребенка. Избежать штрафа также дадут возможность определенные другие устройства, к примеру, специализированные люльки (для самых маленьких) и бустеры (для детей постарше), однако с условием, что они оборудованы штатной системой фиксации с помощью ремней безопасности.
Причем эксперты настоятельно не советуют пользоваться альтернативными вариантами, поскольку всевозможные тесты доказали их низкую эффективность в аварийной ситуации, в то время как надежная фиксация туловища и головы в грамотно подобранном автомобильном кресле серьезно увеличивает шансы ребенка на выживание даже в серьезных авариях.
Как же перевозить детей?
Правила перевозки детей и ужесточение наказания за их несоблюдение не вызвали понимания среди большинства организаторов поездок детей. Это понятно. Раньше организовать поездку было просто и быстро. Достаточно было позвонить в автопарк и сделать заказ.
Однако не редкостью становились случаи, когда детям выделялся старый автобус, не выдерживающий никакой критики и ломающийся в пути. Дети терпели большие неудобства: жару без кондиционеров, холод без печки, жажду — если мама не догадывалась положить бутылку с водой, голод — при отсутствии сухого пайка. Таким образом, поездки, особенно дальние, превращались для детей в настоящую пытку.
Сейчас требования к перевозке детей кажутся несоразмерно строгими и очень волокитными. Однако к ним нужно привыкнуть. Оформив несколько раз поездку по всем правилам, испытав комфорт и удовольствие от поездки, организаторам-педагогам и воспитателям самим не захочется терпеть какие-то ни было лишения в дороге. И так, в конечном итоге, будет лучше для всех.
Перевозка сторонним транспортом
Правила ПДД касаются как семейных путешествий, так и поездок с использованием стороннего транспорта. Вызывая такси, стоит предупредить оператора о том, что кроме взрослых в число клиентов входит юный пассажир. Это позволит прислать на вызов оборудованный детским автокреслом автомобиль. Перевозить малыша на руках запрещено.
Сложнее обстоят дела с частными перевозчиками. Они не обязаны оборудовать свое авто детской фиксирующей системой, поэтому родителям придется найти автокресло самостоятельно (можно взять его напрокат или одолжить у знакомых, если модель соответствует возрасту/весу сына или дочери). Не стоит забывать об административной ответственности за нарушение правил – для юридических лиц штраф составляет 100 000 руб., для физических 3 000 руб.
Перевозка детей регламентирована п. 22.9 ПДД. Если ранее для всех пассажиров до 12 лет действовали общие правила, то с июля 2017 года в России введены разграничения в зависимости от возраста, которые действуют и в 2019 году. Во время поездки в автомобиле, оснащенном ремнями безопасности или системой ISOFIX, обязательно находиться детям:
- До семи лет: в детском удерживающем устройстве (ДУУ), которое соответствует параметрам возраста/роста/веса.
- 7-11 лет (включительно): на переднем сиденье только в ДУУ или на заднем сиденье без него, пристегнувшись автомобильным ремнем. В первом случае рекомендуется отключить пассажирские подушки безопасности, которые при срабатывании могут быть причиной травм.
Запрет на оставление детей в автомобилях
Первое изменение внесено в пункт 12.8 ПДД:
12.8. Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.
Запрещается оставлять в транспортном средстве на время его стоянки ребенка в возрасте младше 7 лет в отсутствие совершеннолетнего лица.
После вступления в силу данного документа водители не имеют права оставлять детей дошкольного возраста (младше 7 лет) в автомобиле без присмотра совершеннолетних (лиц, старше 18 лет).
Обратите внимание, данный запрет относится только к стоянке транспортного средства, во время остановки (на время, не превышающее 5 минут) можно оставить ребенка и без присмотра. Различия понятий остановка и стоянка подробно рассмотрены в отдельной статье.
Требования к виду удерживающего устройства в зависимости от возраста и веса пассажира
К каждому виду удерживающего устройства установлены свои требования:
Вид ДУУ | Категория | Возраст пассажира, лет | Вес пассажира, кг |
Люлька | 0-1,5 | 0 — 10 | |
Люлька | 0+ | 0-1,5 | 0-13 |
Кресло | 0+ | 0-4 | 0-13 |
Кресло | 1 | 9 мес. – 4 | 9-18 |
Кресло | 2 | 3-12 | 15-25 |
Кресло | 3 | 3-12 | 25-36 |
ФЭСТ | 3-12 | от 9 | |
Бустер | 2 | 7-12 | 15-25 |
Бустер | 3 | 7-12 | 25-36 |
Права пассажиров автобусов, троллейбусов и трамваев
В Международный день защиты детей Ространснадзор уточняет ключевые требования, на которые необходимо обращать внимание учебных и спортивных заведений при выборе перевозчика для осуществления организованной перевозки групп детей по заказу
Начались долгожданные летние школьные каникулы — период массового перемещения детей в лагеря отдыха и обратно, на экскурсии, спортивно-массовые, оздоровительные и другие мероприятия.
В целях обеспечения безопасности при организованных перевозках групп детей автобусами в Российской Федерации Ространснадзор уточняет ключевые требования, на которые необходимо обращать внимание учебных и спортивных заведений при выборе перевозчика для осуществления организованной перевозки групп детей по заказу, в том числе:
— перевозчик должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица либо индивидуального предпринимателя;
— перевозчик должен иметь лицензию на деятельность по перевозке пассажиров и иных лиц автобусами, также автобус перевозчика должен быть внесен в реестр лицензий. Данные сведения размещаются на сайте Ространснадзора и его территориальных управлений;
— ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров и багажа должна быть застрахована. Сведения о наличии страховки можно проверить на сайте Национального союза страховщиков ответственности;
— перевозчик должен заключить с заказчиком перевозки договор фрахтования, либо оформить заказ-наряд, в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
— перевозчиком должен быть проведен соответствующий инструктаж и предрейсовый медицинский осмотр водителю автобуса, который будет осуществлять перевозку детей, а также проверено техническое состояние транспортного средства перед рейсом, с проставлением соответствующих отметок в путевом листе;
— перевозчиком должно быть подано уведомление о планируемой перевозке групп детей в территориальное подразделение ГИБДД МВД России.
Ространснадзор уточняет ключевые требования при выборе перевозчика для организованной перевозки детей по заказу:
— перевозчик должен быть зарегистрирован;
— перевозчик должен иметь лицензию, а автобус должен быть внесен в реестр лицензий;
— ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажиров и багажа должна быть застрахована;
— перевозчик должен заключить с заказчиком договор фрахтования либо оформить заказ-наряд;
— водитель должен пройти инструктаж и предрейсовый медосмотр, должно быть проверено техсостояние автобуса перед рейсом, а соответствующие отметки проставлены в путевом листе;
— нужно уведомить ГИБДД МВД о планируемой перевозке групп детей.
Детям разрешили ездить бесплатно? Госдума приняла очень спорный закон
Для организованной перевозки группы детей новые правила лицензирования установлены ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в который с 1 марта 2019 года были внесены соответствующие изменения. С этого момента получение лицензии обязательно при осуществлении организованной перевозки детей, а также в случае доставки школьников до места учёбы и домой. Кроме этого, деятельность осуществляющего перевозку детей предпринимателя регулируется нормами ФЗ№ 196 «О безопасности дорожного движения» и ФЗ № 259, утвердившего Устав автомобильного транспорта, который устанавливает правила транспортировки пассажиров и багажа.
В процессе оформления лицензии информация о перевозящем людей автобусе включается в специальный реестр лицензий и транспортных средств, для чего подаётся отдельное заявление.
- Федеральный закон № 99, гл.2, от 4 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- Федеральный закон № 259, ст. 3.2, от 8 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»;
- Постановление Правительства РФ от 1 октября 2020 г. № 1586 “Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом”
- Постановление Правительства РФ от 7 октября 2020 г. № 1616 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами»
- Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2020 г. № 1527 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами»
- Приказ Минтранса России от 31 июля 2020 № 283 «Об утверждении Порядка аттестации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения на право заниматься соответствующей деятельностью»
- Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2020 № 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»