Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем отличие амнистии от помилования?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Судимость – это последствие обвинительного приговора суда, которое учитывается во многих жизненных ситуациях. Так, например, наличие судимости является препятствием к замещению ряда должностей, а в некоторых случаях – к оформлению опекунства или усыновлению ребенка.
Амнистия, помилование и судимость: взаимосвязь
Кроме того, судимость в случае повторного совершения преступления может стать основанием для признания виновного рецидивистом, а это неизбежно скажется на тяжести наказания. К тому же рецидив учитывается при определении вида исправительного учреждения – «опытные» преступники, как правило, отбывают наказание в колониях строгого и особого режимов, тогда как на первый раз есть шанс отделаться колонией-поселением.
Закон предусматривает 2 способа прекращения судимости и, как следствие, аннулирование всех связанных с нею правовых последствий – погашение или снятие. Первое происходит автоматически по прошествии определенного времени после отбытия наказания, второе возможно до наступления этого момента, то есть досрочно, на основании судебного решения, а также вследствие актов амнистии и помилования.
Амнистия, помилование, судимость не случайно объединены в одной главе Уголовного кодекса. Несмотря на наличие принципиальных различий между амнистией и помилованием, оба действия направлены на достижение аналогичных целей. Амнистия и помилование являются актами гуманизма в отношении лиц, нарушивших нормы УК, и часто заключаются в освобождении последних от назначенного судом наказания, что, в силу части 3 статьи 86 УК РФ, аннулирует судимость.
Документ о помиловании
Документ о помиловании является специальным актом высшего должностного лица страны — Президента Российской Федерации, содержит индивидуально-применительные нормы юридического характера, частично или же полностью, безусловно или условно освобождающие конкретное лицо, которое было осуждено за совершение преступления, от наказания (это имеет отношение и к дополнительному, и, конечно, к основному наказанию), сокращающие назначенного наказания, или заменяющее его на другое более мягкого вида, а также освобождения досрочного характера данного лица от уголовно-правовых последствий осуждения.
Помилование происходит самим Президентом Российской Федерации на основании статьи 89 пункта «в» Конституции.
До 2002 года ходатайство о помиловании разбиралось Комиссией по определенным вопросам помилования при Президенте России после вынесения приговора обвинительного характера вместе с назначением конкретного наказания по отношению к лицу, которое совершило преступление. Специальным указом Президента Российской Федерации от 2001 года 28 декабря № 1500 «О комиссиях, которые занимаются вопросами помилования на территории субъектов Российской Федерации» Комиссия по вопросам помилования при Президенте России упразднена.
На данный момент осуществляет свою работу комиссия по вопросам помилования в субъектах Российской Федерации. Что же касается порядка по предоставлению ходатайства о помиловании, то он претерпел определенные изменения.
Освобождение от дальнейшего отбывания наказания вследствие документа о помиловании может быть условным. Говоря другими словами, по отношению к лицу, которое было помиловано может назначаться определенный испытательный срок, на протяжении которого освобожденный от наказания обязан своим совершенно правильным поведением доказать, что теперь и впредь он ведет только правильный, то есть законопослушный образ жизни. В случае, если лицо, которое ранее было условно помиловано до момента истечения испытательного срока совершит новое преступление (по неосторожности или же умышленно), то наказание назначается в соответствии с правилами общего характера — по совокупности приговоров. Обязанности возлагаемые на помилованное лицо во время периода испытательного срока закрепляются в самом документе о помиловании. Сокращение или замена данного наказания более мягким его видом, носит безусловную направленность.
Освобождение от ответственности уголовного характера устраняет порочащее лицо состояния судимости (об этом говорится в 86 статье Уголовного Кодекса).
Кто имеет в 2019 году право на подачу прошения о помиловании
Подать прошение Президенту имеет право любой осужденный–гражданин РФ, независимо от тяжести определенного судебным постановлением наказания. Также такое прошение могут подать родные, коллеги и друзья осужденного.
Однако такую инициативу в первую очередь должен проявить сам осужденный, подав на имя Президента соответствующее прошение, которое должен составить адвокат по уголовным делам, имеющий необходимую квалификацию и опыт. Если осужденный этого не делает, ходатайства близких, родственников, коллег и друзей рассматриваться не будут. Их прошения могут только прилагаться к ходатайству осужденного о помиловании.
Если по каким-либо причинам поданное осужденным прошение будет отклонено Президентом России, то повторное его рассмотрение возможно только через календарный год, кроме ситуаций, когда возникают весомые обстоятельства.
Сама по себе процедура помилования через прошение от осужденного достаточно длительная и сложная, но это реальная возможность получить смягчение или освобождение от наказания и пренебрегать ею не следует.
Кому можно рассчитывать на амнистию
Возможность выйти на свободу досрочно, может быть предоставлена осуждённым следующих категорий:
- беременные женщины;
- женщины, у которых на попечении имеется хотя бы один ребёнок;
- инвалиды 1 и 2 групп;
- ветераны Великой Отечественной войны;
- лица, болеющие туберкулезом в хронической форме;
- получившие срок по легким статьям;
- осуждённые, страдающие онкологическими заболеваниями;
- лица пенсионного возраста;
- женщины, которые были осуждены за нетяжкие преступления;
- осуждённые, не достигшие совершеннолетия.
Кроме того, на амнистию или на сокращение срока наказания могут рассчитывать граждане, отбывающие наказание впервые, а также те заключённые, у которых имеются государственные награды или заслуги перед государством.
Никогда не попадают под амнистию лица, совершившие особо тяжкие преступления: участники террористических организаций, убийцы, насильники и педофилы.
Согласно ч.2 ст.84 УК РФ Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.
Согласно ч.1 ст.86 УК РФ Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости
. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
То есть, по одному составу вы были оправданы, а по другому амнистированы и освобождены от уголовной ответственности, соответственно судимости у вас не возникает по обоим составам, то есть фактически вы не судимы.
Первое из различий между амнистией и помилованием заключается в объекте прощения; таким образом, если в случае амнистии прощается преступление (которое также включает в себя наказание), то в случае помилования прощается только наказание (но не преступление).
Кроме того, следует указать, что в случае помилования обычно прощается «центральное» наказание, но не дополнительные.. Чтобы лучше понять это, давайте приведем пример: давайте вспомним случай с каталонским протоколом (движение за независимость); если заключенный помилован, прощаются годы лишения свободы (центральное наказание), но не годы дисквалификации (дополнительное наказание). Однако каждый случай требует своего изучения и своих спецификаций.
Разграничение понятий «помилование» и «амнистия» в уголовном праве
Понятие «амнистия» в уголовном праве трактуется как одно из средств, реализующее принцип гуманизма в уголовно-правовой политике и уголовном законодательстве России.
Обычно создание актов об амнистии обусловлено конкретным знаменательным событием в жизни РФ.
Помимо этого издание акта об амнистии может быть связано с изменениями в социальной или экономической политике государства, которые существенно влияют на процесс определения приоритетов уголовно-правовой политики и уголовного законодательства.
Объявление амнистии производится Государственной Думой России, которая принимает постановление об объявлении амнистии, и устанавливает порядок применение данного постановления. Текст постановления помимо всего прочего содержит список лиц, которых касается амнистия и тех, кому данное постановление не относится.
Итак, акт об амнистии может освободить от уголовной ответственности лиц, которыми совершены какие-либо преступления. Эта категория лиц может быть как полностью освобождена от наказания, так и частично.
Это может быть сокращение срока наказания, освобождение от дополнительных видов наказания, замена на более мягкий вид наказания. Помимо этого акт об амнистии может снять судимость с тех, кто уже отбыл наказание. Акт амнистии является бессрочным, т.е.
под сферу его действия подпадает категория лиц, совершивших преступление до момента объявления амнистии.
В случае вступления в силу акта об амнистии до того как начнется судебное разбирательство, то процесс освобождения подозреваемого или обвиняемого реализуется посредством закрытия уголовного дела, либо окончания уголовного преследования. Подозреваемый или обвиняемый может быть против прекращения уголовного преследования – при подобных обстоятельствах процесс уголовного разбирательства продолжается как обычно.
Если вступление в силу акта об амнистии происходит в процессе судебного разбирательства, но подозреваемый или обвиняемый не согласен с прекращением уголовного преследования, то судом продолжается разбирательство уголовного дела в прежнем порядке до момента его окончания.
Если же обвинительный приговор оглашен и имеются основания для применения амнистии, то осужденный, согласно части 8 статьи 302 УПК РФ, освобождается от наказания. При этом лицо, которое освобождено от уголовной ответственности, обязано возместить вред, полученный вследствие его противоправных действий.
Особо следует отметить, что лица, приговоренные судом к смертной казни, амнистии не подлежат.
Акт верховной власти, предусматривающий полное или частичное освобождение осужденного от наказания либо сменяющий его на более мягкое, является помилованием. Как правило, акт помилования производится главой государства, и всегда имеет индивидуальный характер, т.е. реализуется в отношении конкретного человека.
Право подавать прошение о помиловании закреплено частью 3 статьи 50 Конституции России. При этом подавать ходатайство о помиловании имеет право только сам осужденный. После подачи ходатайства оно должно быть зарегистрировано сотрудником администрации учреждения, исполняющего наказание, в особом журнале и направлено в Министерство юстиции РФ.
Отказа в направлении ходатайства быть не может.
Ходатайство должно содержать приложение, включающее копию приговора, справку о состоянии здоровья, подтверждение возмещения ущерба, представление администрации, характеристику осужденного и другие необходимые документы.
При условии соответствующего оформления пакета документов на помилование из Территориального органа Министерства юстиции ходатайство направляется в Комиссию по вопросам помилования, где готовится заключение о целесообразности помилования.
Впоследствии его получает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, в обязанности которого входит подготовка представления о целесообразности помилования и передача его президенту России.
Указ, подписанных главой государства в не более двух дней после издания передается во все необходимые инстанции.
Если ходатайство о помиловании было отклонено президентом России, то возможность повторной подачи у осужденного появляется только через 12 месяцев. Исключением могут быть только случаи появления особых обстоятельств, влияющих на применение акта помилования.
Следует отметить, что акт помилования реализуется в индивидуальном порядке, то есть имеет отношение к конкретному человеку или нескольким лицам. Помилование, в отличие от амнистии, может быть использовано лицом, осужденным за преступление любого характера, т.е.
акт помилования исключает постатейные ограничения. Также особенность помилования заключается в том, что оно может быть применено только к лицам, которые отбывают наказание, либо его отбыли.
Это значит, что помилование не применяется к обвиняемым и подозреваемым, и не может быть основанием для освобождения от уголовной ответственности.
Акты амнистии и помилования не устраняют преступность и наказуемость деяния, не могут отменить или подвергнуть сомнению приговор суда и не являются реабилитацией, а применяются только к справедливо осужденным лицам.
Отношение большинства россиян к амнистиям
Общество в России неоднозначно относится к амнистии. Сами заключённые бывают рады возможности преждевременно выйти на свободу, но большинство их соотечественников опасается, что если преступники выйдут на волю раньше срока, то в стране может ухудшится криминогенная обстановка. Ведь, по их мнению, криминальные элементы потоком хлынут в кварталы, в которых проживают добропорядочные граждане. Также многие россияне полагают, что человек, который долгое время провел за решеткой, не сможет быстро привыкнуть к жизни в обычном человеческом обществе. Он будет вызывающе себя вести и даже может взяться за старое:
- снова начать воровать;
- хулиганить;
- пытаться ограбить или отобрать силой как-то иначе то, что принадлежит другим людям;
- будет строить планы мошеннических комбинаций.
В какой-то мере это соответствует действительности: нередко бывшие преступники и вправду не умеют делать ничего другого. У них уже сложились криминальные жизненные навыки, а психическое состояние оказывается настолько искажено, что таким людям проще снова отправиться за решетку, чем стать полезными членами общества. Да и само заключение в местах лишения свободы — это не средство системного перевоспитания, а именно наказание. Не удивительно, что субъект, проведший за решеткой многие годы, выйдя на волю, испытывает тягу к преступной деятельности и при первой же возможности совершит очередное правонарушение.
Возможно, по этой причине пока и не прозвучало призывов со стороны Президента России, адресованных Государственной Думе по поводу необходимости объявления очередной амнистии, приуроченной к праздникам. Но существует несколько категорий граждан, которых нет смысла держать в заключении.
- Если человек совершил нетяжкое преступление, то держать его в местах лишения свободы попросту негуманно.
- Когда преступление было совершено случайно, а осуждённый искренне раскаялся. Если обстоятельства сложились бы по-другому, он бы не совершал этого правонарушения и остался бы законопослушным гражданином.
- Осуждённый стал инвалидом в заключении или же являлся им ещё до заключения;
- Люди пенсионного возраста считаются неопасными, а потому могут быть выпущены на свободу досрочно.
- Кроме того, правозащитники пытаются убедить Президента России и в том, что следовало бы проявить снисходительность к женщинам, если только те не являются закоренелыми преступницами.
Характеристика амнистии как уголовно-правовой категории: понятие, сущность, правовая регламентация
Одной из наиболее важных задач современного развития российского государства является укрепление правопорядка и совершенствование правовой политики.
Опыт нашего государства и зарубежных стран свидетельствует о том, что лишь усилением уголовной репрессии проблему преступности не решить. Необходима четко выверенная, социально обусловленная и понятная населению дифференциация воздействия на преступников, сочетающая в себе как меры принуждения, так и меры поощрения за позитивное поведение лиц, отбывающих наказание. В числе указанных мер важное место занимают такие уголовно-правовые институты, как амнистия, помилование и судимость.
Правовая природа амнистии такова, что она может быть одновременно и видом освобождения от уголовной ответственности, и видом освобождения от уголовного наказания.
Конституционные нормы о помиловании получают дальнейшую конкретизацию в уголовном, уголовно-исполнительном и уголовно-процессуальном законодательстве. Так, в ст. 85 УК РФ указано, что помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица.
Из законодательства следует, что помилование отличается от амнистии как по субъекту принимаемых решений, так и по объекту этого решения: оно осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица, совершившего преступление. Юридический статус последнего («осужденный») определяет отличие помилования от амнистии также по характеру (видам) уголовно-правовых последствий. Согласно ч. 2 ст. 85 УК РФ актом помилования: 1) лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания, либо 2) назначенное наказание может быть сокращено или 3) заменено более мягким видом наказания, 4) может быть снята судимость с лица, отбывшего наказание. Иными словами, при амнистии круг возможных юридических решений значительно шире, поскольку амнистии могут подвергаться не только осужденные, но и иные категории лиц, совершивших преступление.
В действующем законодательстве и современной юридической литературе понятия «амнистия» и «помилование» употребляются для обозначения различных по правовой природе институтов. Между тем прежде они охватывались одним термином — «помилование».
Оно могло быть индивидуальным и амнистией (всепрощением).
Известно, что еще в трудах известного итальянского просветителя XVIII в. и представителя классической школы криминологии Чезаре Беккариа выделялось две разновидности помилования — прощение и милость. Следовательно, понятие «помилование» рассматривалось как более общее (родовое) и в законодательстве зарубежных стран того периода.
Законодательное определение помилования в современном праве России отсутствует. «Помиловать» в русском языке означает «оказав снисхождение, ослабить или отменить наказание», а миловать — «щадить, прощать кому-то вину ». Характерно поэтому, что предлагаемые в теории права определения помилования обычно опираются на термины «благодеяние», «милосердие», «прощение», выделяя при этом его юридические признаки. Так, по мнению А.С. Михлина, помилование — это «не только акт милости, это еще и акт доверия», в результате которого осужденный должен искупить свою вину честным трудом и не совершать новых преступлений. Помилование именуется актом милосердия и в некоторых определениях Конституционного Суда РФ , содержащих изложение его правовых позиций по этому вопросу.
Таким образом, при характеристике помилования нередко преобладают либо социальные, либо сугубо юридические оценки, подчас игнорируя его действительную социально-правовую природу. Это не всегда способствует установлению реальных оснований помилования.
Так, иногда его рассматривают как реализацию метода правового поощрения и делают из этого соответствующие выводы. Между тем поощрение в праве представляет собой юридическую награду за заслугу, которой считается социально активное поведение поощряемого.
Исходя из этого высказывается мнение, что предпосылками помилования является позитивное посткриминальное поведение осужденного, выраженное в признании им своей вины, возмещении причиненного им ущерба, удовлетворении гражданского иска и т.п. Такие качества положительно характеризуют личность осужденного, однако не могут считаться основанием помилования. Оно является исключительным правом Президента РФ, выступает актом милосердия, поэтому законодательно не ограничено какими-либо рамками. Само ходатайство осужденного о помиловании не может безусловно свидетельствовать о признании им вины и подлинном раскаянии. Конституция РФ предоставляет каждому осужденному право просить о помиловании, однако при этом не гарантирует каждому право быть обязательно помилованным. Это ходатайство может быть Президентом РФ отклонено, а его решение не подлежит обжалованию в судебном порядке.
Помилование нельзя рассматривать и как акт правового компромисса. Известно, что компромисс представляет собой взаимную уступку противоположных сторон. Элемент «уступки» при помиловании можно усматривать со стороны Президента РФ, главы государства , как «милующего» субъекта. Нередко отмечается, что помилование составляет «изъятие из законов общих правил о неотвратимости ответственности и наказания». Однако при помиловании никакой уступки со стороны осужденного не предполагается, он лишь пользуется конституционным правом просить о помиловании (ч. 3 ст. 50).
Таким образом, помилование как исключительное правомочие главы государства не может быть отнесено к какому-либо из рассмотренных ранее правовых институтов. Оно имеет иную (особую) социально-правовую природу, поэтому их критерии и рамки не применимы к оценке оснований помилования. Очевидно по этой причине они законодательно не определены.
Помилование осуществляется Президентом РФ в отношении индивидуально-определенного лица. В соответствии с ч. 3 ст. 50 Конституции РФ и ст. 85 УК РФ таковым является осужденный за преступление.
Осужденным считается обвиняемый, в отношении которого вынесен обвинительный приговор (ч. 2 ст. 47 УПК РФ). В литературе обращается внимание на то, что Президент вправе осуществить помилование независимо от стадии уголовного процесса , а не только в отношении осужденных, отбывающих наказание или лиц, его отбывших.
Социальная оценка акта о помиловании как акта милосердия представляется правильной и соответствует принципу гуманизма. Она влияет на регламентацию форм (видов) смягчения уголовно-правовой участи осужденного и их реализацию в каждом конкретном случае. Это позволяет определить помилование следующим образом: помилование представляет собой акт милосердия, осуществляемый Президентом РФ в рамках его конституционных полномочий, применяемый по отношению к индивидуально-определенному лицу, осужденному за совершение преступления и заключающийся в смягчении его уголовно-правовой участи в виде освобождения от дальнейшего отбывания наказания, сокращения или замены назначенного наказания более мягким его видом, либо в снятии судимости.
Осуществление помилования — исключительная прерогатива Президента РФ, его конституционное правомочие, которое не может быть ограничено другими федеральными законами и иными нормативными рамками. Вместе с тем глава государства вправе урегулировать порядок реализации своих полномочий подзаконными актами. Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации » регламентированы цели таких комиссий, их задачи и состав. Основными задачами являются предварительное рассмотрение ходатайства о помиловании осужденных, подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации, осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением указов Президента РФ по вопросам о помиловании.
Данным Указом утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайства о помиловании в Российской Федерации, где расписана предварительная процедура осуществления помилования.
Вместе с тем в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, отраженной в его Определении от 4 декабря 2007 г. № 957-0-0 подчеркивается, что существующий порядок не препятствует осужденным обращаться к Президенту РФ с ходатайствами о помиловании, минуя его направление в данную комиссию. Иными словами, Президент РФ не связан с установленной им самим процедурой осуществления помилования. Так, судя по сообщениям средств массовой информации, обращение осужденного М. Ходорковского соответствующей комиссией по вопросам помилования предварительно не рассматривалось.
В Определении Конституционного Суда РФ от 15 января 2009 г. № 283-0-0 по жалобе А.В. Дудика отмечается, что акт о помиловании действует самостоятельно, реализуется вне рамок отправления правосудия по уголовным делам. Из этого следует, что указы Президента РФ о помиловании не подлежат обжалованию в судебном порядке.
Помилование без волеизъявления самого осужденного не должно осуществляться.
Однозначно оценить общественное мнение об амнистии достаточно сложно, так как в современной России, как и в Советский период к подобным процедурам относились с неким недоверием. Многие ученые и политики активно выступают против амнистии, так как велика вероятность того, что на свободе окажется огромное количество лиц с антисоциальной мотивацией. Это означает, что они вновь начнут совершать подобные или даже более тяжкие преступления. К тому же амнистия ставит под сомнение справедливость уголовного закона, согласно которому перед законом равны абсолютно все категории граждан.
Негативное отношение к амнистии возросло после того, как в 1953 и 1957 году были на свободу отпущены опасные преступники, в связи с чем в стране резко увеличилось количество тяжких преступлений. Зачастую их совершали ранее амнистированные лица.
Но нельзя не отметить и положительные стороны амнистии. Она реализует принцип гуманизма, что в сфере уголовного права является неотъемлемым принципом. Исследования показывают, что современные амнистии считаются более эффективными, а рецидив (доля повторно совершенных преступлений) среди тех, кто был досрочно освобожден, не превышает 5%.
Амнистия применяется на основании нормативно-правового акта и предполагает для индивидуально-неопределённого круга лиц, совершивших преступление, следующие положения:
Обратите вниманиеРазница между ограничением свободы и ее лишением — в правах, которые имеют осужденные. Так, ограничение свободы предполагает нахождение гражданина по месту постоянного жительства на территории РФ, без возможности выезда за пределы страны. Наказание в виде лишеня свободы гражданин отбывает в тюрьме или колонии. Подробнее читайте тут
- Освобождение от уголовной ответственности. Может применяться, если акт об амнистии вступил в силу до того, как суд начал рассматривать дело обвиняемого. Если это произошло уже во время судебного разбирательства, то суд рассматривает дело до конца, а после обвинительного приговора освобождает лицо от наказания.
- Освобождение осуждённых от отбытия наказания (лица, которые уже отбывают наказание и попадают под действие амнистии, освобождаются от оставшейся части наказания).
- Уменьшение срока наказания. В данном случае возможно назначение наказания ниже минимального срока, предусмотренного статьёй УК за конкретное преступление.
- Изменение вида наказания на более мягкое, например, тюремное заключение заменяется ограничением свободы. Определить какое наказание более мягкое можно в соответствии со ст.44 УК, там перечислены все виды уголовных наказаний, начиная с самого мягкого (штрафа).
- Освобождение осуждённых от дополнительного наказания, например, лишение права выполнять определённую работу. При этом основное наказание может остаться для отбытия в полной мере.
- Досрочное снятие судимости.
В акте об амнистии чётко указывается, на какие категории граждан он распространяет действие, например, женщины, несовершеннолетние, инвалиды и т.д. Кроме этого в акте всегда перечисляются лица, к которым амнистия не может применяться, даже если они попадают в первую группу. Как правило, это осужденные, грубо нарушающие порядок отбывания наказания, преступники, виновные в совершении особо тяжких преступлений.
Правовая реабилитация в уголовном процессе
Согласно конституционным правам граждан, каждый имеет право возместить вред, который был нанесен ему государством в связи с незаконным действием или бездействием, исходящим от органов исполнительной власти или иных должностных лиц. УПК РФ создал институт реабилитации, который занимается восстановлением прав незаконно обвиненных и заключенных граждан. Главное отличие амнистии и помилования от правовой реабилитации – доказанный факт невиновности. Прекращение уголовного преследования в этом случае происходит вследствие оправдательного приговора или прекращения дела в связи с отсутствием состава преступления и прочих причин, доказывающих непричастность лица к уголовному деянию.
После признания права на реабилитацию и уведомления об этом невиновного он вправе подать обращение с требованием возместить ущерб, нанесенный несправедливым решением, в судебном порядке. Это еще одно отличие амнистии и помилования от правовой реабилитации: последняя полностью восстанавливает права гражданина, признавая факт невиновности и несправедливого обвинения, а также позволяет добиться материально-имущественной компенсации нанесенного вреда. Амнистия и помилование же являются формами проявления гуманизма по отношению к преступникам, чья виновность не ставится под вопрос.
Амнистия. Помилование. Судимость (ст.ст. 84-86)
С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.
Издание актов амнистии является проявлением принципа гуманизма российского права. Актами амнистии уголовный закон не отменяется и не изменяется. Не ставится под сомнение справедливость и законность вынесенного судом и вступившего в законную силу приговора. Они призваны облегчить участь лиц, совершивших преступления, и осужденных. При этом характер и обстоятельства совершенных преступлений, как правило, свидетельствуют о небольшой степени общественной опасности деяния и виновного.
На основании акта амнистии прекращаются производством определенные категории дел, находящихся в стадии предварительного расследования, а также дел, расследование по которым закончено, но не рассмотренных судом (ст. 5 УПК РСФСР). Прекращение уголовного дела по акту амнистии не допускается в случаях, когда обвиняемый возражает против этого (ч. 5 ст. 5 УПК РСФСР). Если в ходе последующего судебного разбирательства будет установлена виновность такого лица, дело в отношении него прекращается по основаниям, указанным в соответствующем акте амнистии. Не допускается прекращение по акту амнистии уголовного дела, которое находится в стадии судебного разбирательства. В этом случае суд выносит обвинительный приговор с освобождением осужденного, подпадающего под амнистию, от наказания (ч. 4 ст. 5 УПК РСФСР).
В акте амнистии указываются ограничения в применении амнистии к определенным категориям лиц. Порядок применения амнистии определяется в отдельном постановлении.
К лицам, которым наряду с наказанием были назначены принудительные меры медицинского характера, акт амнистии применяется только после окончания курса лечения (от алкоголизма, наркомании).
Акт амнистии носит нормативный характер. Юридическим основанием для исполнения акта амнистии в отношении конкретного лица является один из следующих документов: постановление о прекращении уголовного дела, обвинительный приговор с освобождением виновного от наказания, определение суда второй инстанции о прекращении уголовного дела, постановление учреждения или органа, ведающего исполнением наказания, об освобождении от дальнейшего отбывания наказания.
По общему правилу акт амнистии распространяется на преступления, совершенные до его принятия. Иное специально оговаривается в акте амнистии. В этих случаях он может распространяться на преступления, совершенные в течение определенного времени после принятия акта амнистии.
Амнистия объявляется в виде постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Осуществление помилования является прерогативой Президента Российской Федерации (п.
«в» ст. 89 Конституции Российской Федерации). Правовая регламентация этого акта милосердия верховной власти содержится в УК (ст. 85). В помиловании, как и в амнистии, проявляется гуманизм российского права.
В соответствии с законом помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного, персонифицированного лица (ч. 1 ст. 85 УК) или группы обозначенных поименно лиц. Акт помилования распространяется только на лицо, осужденное за совершение преступления (ч. 2 ст. 85 УК). Помилование не может применяется в виде освобождения от уголовной ответственности.
Уголовно-правовые последствия применения помилования для лица могут выражаться в освобождении от дальнейшего отбывания наказания, в сокращении назначенного наказания, в замене наказания более мягким видом наказания, в снятии судимости (ч. 2 ст. 85 УK).
При осуществлении права на помилование Президент Российской Федерации не связан ограничениями ни по кругу лиц, ни по категориям преступлений, ни по видам наказаний. Помилованным может оказаться любое лицо, даже осужденное за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, при особо опасном рецидиве, к наказанию в виде пожизненного лишения свободы. Смертная казнь (до установления Конституционным Судом Российской Федерации запрета на ее применение) могла быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет (ч. 3 ст. 59 УК).
При отказе в удовлетворении ходатайства о помиловании возможно повторное обращение.
Помилование объявляется Указом Президента Российской Федерации.
В различных государствах существуют такие проявления гуманизма к преступникам, как помилование и амнистия. Количество лиц, осужденных к различным наказаниям, в России очень велико, а потому вопрос их постепенного освобождения будет оставаться для нас актуальным ещё очень долгое время. Стоит разобраться, в чём сходства и различия данных понятий, когда они применяются и к кому.
Что такое помилование
Речь идет о форме милосердия, которая направлена на лиц, осужденных за совершение уголовного преступления и отбывающих наказание. В отличие от амнистии, помилование не распространяется на подозреваемых и подследственных лиц. Данная процедура распространяется только на осужденных.
Помимо отличий, у данных процедур имеются и определенные сходства. Например, как помилование, так и амнистия предполагает полное прощение преступника без оспаривания факта его виновности и изменения приговора.
Решение о помиловании также принимается на основании принципов гуманизма, но в данном случае учитываются особенности поведения конкретного заключенного. И если амнистия лишь косвенно затрагивает личностные характеристики, то решение о помиловании зависит от них напрямую.
Данная правовая процедура обычно предполагает следующее:
- смягчение наказания;
- полное освобождение заключенного;
- уменьшение срока заключения;
- снятие судимости.
Потребность в амнистировании
Существует четыре главных причины, по которым может быть принято решение об издании амнистии.
- Нельзя быть уверенным в том, что человек, совершивший преступление, не вернётся на старый путь. Но при этом амнистия даёт осуждённым шанс вернуться полезным членом общества в социум.
- Строить новые тюрьмы дорого и сложно, а старые могут быть переполнены. При этом правительство ни одной страны в мире не признается в необходимости создания новых мест заключения. Ведь это будет означать, что для роста преступности создаются благоприятные условия и число правонарушителей стремительно увеличивается. Если же модернизировать старые тюрьмы, то это также потребует выделения немалых бюджетных средств, так как непросто бывает обеспечить даже элементарные потребности заключённых.
- Из-за безработицы в стране, которая особенно остро проявляется в периоды кризиса, осуждённые не могут полноценно трудиться и получать за это достойную зарплату. Между тем честно заработанные деньги оказались бы для них неплохим подспорьем после выхода на свободу и помогли бы бывшим заключённым встать на ноги.
- В либеральном обществе становится накладным содержать колонии и тюрьмы (для сравнения, в сталинскую эпоху заключённые, содержащиеся в нечеловеческих условиях, сами по себе были экономически выгодным рабочим ресурсом). Чем меньше преступников отбывает тюремные сроки в МЛС, тем больше денежных средств государство сможет потратить на другие цели.