Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Индивидуальный жилой дом определение градостроительный кодекс 2022». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Дачную амнистию продлили до 1 марта 2031 года. Это значит, что жилые и садовые дома можно оформлять упрощённо, не получая уведомление о соответствии параметров строительства. Дачная амнистия затрагивает земли с назначением ИЖС и ЛПХ (в границах населенного пункта), садовые участки и КПХ (крестьянско-фермерское хозяйство).
Таунхаусам присвоили правовой статус
До 2022 года в жилфонд включали только жилой дом, комнату и квартиру. С 1 марта 2022 года правовой статус присвоили домам блокированной застройки (таунхаусам, лейнхаусам, дуплексам). Это жилой дом, блокированный с другим жилым домом/домами, стоящими в одном ряду, с общей боковой стеной (стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.
Раньше такие объекты ставились на кадастровый учёт как квартиры или части дома, теперь их регистрируют как «дом блокированной застройки».
Таунхаус должен отвечать условиям:
- не более 10 блоков;
- не более 3 этажей.
Если указанные требования не соблюдаются, необходимо запрашивать экспертизу проектной документации перед строительством. Чтобы избежать юридических разногласий, реконструкцию своего блока хозяин должен согласовать с другими собственниками.
Продлена дачная амнистия и упрощена легализация старых домов
Также по дачной амнистии права на дома, построенные до 14 мая 1998 года, будет оформить гораздо проще. Часто владельцы такого жилья не могут оформить право собственности — по документам, они могут принадлежать уже не существующим совхозам или колхозам, а у хозяев может не быть никаких бумаг, подтверждающих право собственности.
Граждане, использующие такие дома для постоянного проживания, могут бесплатно получить участок, если он принадлежит государству или муниципалитету. Регистрация права собственности на участок и дом на нем будет осуществлена одновременно.
Условия оформления такого права:
- жильё должно быть в пределах населённого пункта;
- юридический собственник земли — государство или муниципалитет;
- право на владение домом подтверждается любым документом — справкой из БТИ, платёжными документами, чеками за коммунальные услуги.
Земельный участок под старым домом оформят, если уполномоченные службы подтвердят, что сооружение ещё находится на участке.
Граждане также могут упрощенно получить собственность на участки, которые были предоставлены им до 30 января 2001 года. Для этого необходимо предоставить в Росреестр любой документ, который подтверждает предоставление гражданину такого участка.
Особенности и основные отличия блокированных домов
Несмотря на то, что дома блокированной застройки относятся к многоквартирным, фактически собственники жилых помещений, расположенных там, сталкиваются с ограничениями, касающимися выдела своей доли в составе общедомовой собственности. Основным источником информации считается Жилищный кодекс (ст. 36), Градостроительный кодекс (ст. 289) и случаи из судебной практики. Объектом права собственников, проживающих на территории общей застройки, является отдельное жилое помещение — квартира, тогда как общедомовое имущество является неделимым и не считается объектом права.
Неоднозначные трактовки определений «многоквартирный дом», «квартира», «объект индивидуального строительства» в законодательстве создают трудности во время постановки на учет в БТИ и других вопросов, связанных с пользованием общедомовой собственностью. В зависимости от конкретных архитектурных особенностей, этот вид недвижимости может относиться и к многоквартирным домам и к зданиям индивидуальной застройки.
Для начала разберемся какие этажи могут быть в жилом доме и как они подразделяются:
- Мансардный этаж (мансарда) – этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной или ломаной крыши, при этом линия пересечения плоскости крыши и фасада должна быть на высоте не более 1,5 м от уровня пола мансардного этажа.
- Надземный этаж – этаж при отметке пола помещений не ниже планировочной отметки земли.
- Подвальный этаж – этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещения.
- Цокольный этаж – этаж при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений.
- Технический этаж – этаж для размещения инженерного оборудования и прокладки коммуникаций; может быть расположен в нижней (техническое подполье), верхней (технический чердак) или в средней частях здания.
Градостроительный кодекс Российской Федерации
По данному критерию дом характеризуется как отдельно стоящий. Тем самым индивидуальный жилой дом отличается от блокированных домов, с одной стороны, и многоуровневых квартир в многоквартирных домах, с другой стороны.
От указанных домов индивидуальный жилой дом отличается тем, что в нем все несущие конструкции его собственные и предназначены только для данного дома: дом стоит на собственном, предназначенном именно для него фундаменте, имеет свои стены, то есть такие, которые не являются стенами другого дома.
Индивидуальный жилой дом отличается тем, что он, во-первых жилой, а во-вторых, индивидуальный, то есть предназначенный для одной семьи.
1. В соответствии с Жилищным кодексом жилым домом признается здание, состоящее из жилых и вспомогательных помещений, которые предназначены для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в таком здании.
Основное отличие жилого дома от других зданий состоит в том, что в нем постоянно или временно проживают люди. При этом в доме протекают в совокупности такие процессы жизнедеятельности как сон, отдых, прием пищи, приготовление пищи, личная гигиена и туалет, хранение продуктов и вещей, уход за вещами, эксплуатация инженерных систем дома, работа / хобби.
2. Под семьей в юридическом смысле обычно понимают объединение лиц, которые связаны взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака, родства, усыновления или приема в семью. Это одно из общих доктринальных определений семьи (законодательно понятие семьи не закреплено), при этом не единственное и дает довольно большой простор для расширения круга лиц, которые могут подпадать под понятие «одна семья».
Этот описывает дом как отдельно стоящий. Это одно из отличий односемейного дома с одной стороны от двухквартирного дома (квартиры в многоквартирных домах), а с другой стороны, между многоуровневой квартирой в многоквартирном доме.
Индивидуальный жилой дом отличается от всех этих типов домов тем, что все несущие конструкции предназначены только для дома и являются личным имуществом конкретного дома; он стоит на собственном фундаменте и имеет стены, предназначенные только для него.
Разница между односемейным домом и другим состоит в том, что это жилой дом, а также индивидуальный дом. Это значит, что там живет всего одна семья.
Жилищный кодекс определяет дом как жилой дом, если в здании есть жилые помещения и дополнительные помещения в качестве подсобных помещений. Все эти комнаты предназначены для удовлетворения бытовых или иных потребностей, напрямую связанных с проживанием только в этом доме.
Главное преимущество индивидуального дома перед другими в том, что в нем всегда живут люди. Здесь происходят такие жизненные процессы, как прием пищи и приготовление пищи, сон и отдых, личная гигиена, туалет, хранение продуктов и вещей, уход за всеми доступными предметами, работа, хобби, использование медиа дома.
В юридическом смысле семья — это союз людей, связанных взаимными правами и обязанностями. Они возникают в результате таких процессов, как брак, родство и усыновление. Но это понятие довольно общее и далеко не единственное. Законодательство не определяет понятие семьи, и это дает большие возможности для расширения круга людей, подпадающих под понятие «одна семья».
Возможность и процедура реального раздела индивидуального жилого дома
С 01.01.2019 года вступил в силу Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», исключивший из законодательства понятия «дачный земельный участок», «жилое строение».
Новый закон предусматривает только две организационно-правовые формы: садоводческие некоммерческие товарищества (СНТ), на которых можно возводить садовые и жилые дома, хозяйственные постройки и гаражи, и огороднические некоммерческие товарищества (ОНТ), предназначенные для строительства только хозяйственных построек для хранения инвентаря, которые не подлежат государственной регистрации.
Обращаем Ваше внимание, что зарегистрированные до 01.01.2019 права граждан на хозяйственные строения и сооружения на огородном земельном участке, которые не являются самовольными постройками, сохраняются.
Здания на садовых земельных участках, учтенные в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) до 01.01.2019 с назначением жилое, жилое строение, признаются жилыми домами. Здание на садовых земельных участках, учтенные в ЕГРН до 01.01.2019 с назначением нежилое (не являющееся хозяйственными постройками и гаражами), признаются садовыми домами. Замена документов в обоих случаях не требуется, может осуществляться по желанию правообладателя без уплаты государственной пошлины.
До 01.03.2019 Федеральным законом от 03.08.2019 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 340-ФЗ) частью 7 статьи 16 предусмотрен переходный период, в соответствии с которым допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилые строения, созданные на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства.
Таким образом, если дата создания жилого строения в техническом плане будет указана до 01.01.2019, и с заявлением о проведении государственной регистрации и государственного кадастрового учета обратятся до 28.02.2019, регистрационные действия будут проведены с учетом части 7 ст. 16 Закона 340-ФЗ (по упрощенной форме).
Такой же порядок предусмотрен для объектов, созданных после 01.01.2019 года, – для их регистрации независимо от даты подачи заявления необходимо решение органа местного самоуправления муниципального образования.
ИЖС: что важно знать перед покупкой дачи
24) система коммунальной инфраструктуры — комплекс технологически связанных между собой объектов и инженерных сооружений, предназначенных для осуществления поставок товаров и оказания услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения до точек подключения (технологического присоединения) к инженерным системам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения объектов капитального строительства, а также объекты, используемые для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;
В статье 1 ГрК РФ под реконструкцией линейных объектов понимается изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.
Из сложившейся практики, можно установить, что зданием является сложное недвижимое имущество, а точнее комплекс недвижимого имущества, архитектурно-строительный объект, который создает условия для труда, социального и культурного обслуживания населения, проживания, хранения ценностей и состоит из стен, крыши, а также фундамента. Жилое строение и жилой дом отличие в регистрации Составляющими же здания являются помещения, которые могут быть как жилыми, так и нежилыми. Таким образом, мы делаем вывод, что помещение – это единица комплекса недвижимого имущества, часть здания, которая предназначена для самостоятельного использования в жилых, и иных целях, находящаяся в собственности физических, юридических лиц, государства или его субъектов.
Неизвестно какая часть граждан успела воспользоваться предоставленной возможностью, так как с введением в действие нового Жилищного Кодекса РФ, с 1 марта 2005 года Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» утратил силу. Правовая возможность отнесения пригодных для постоянного проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках к жилищному фонду была восстановлена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 №7-П. Судом было рассмотрено заявление семей военнослужащих из Краснодарского края, обжаловавших положения абзаца второго статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», запрещающего регистрацию по месту жительства в жилых строениях, возведенных на землях в составе садоводческого товарищества.
не устанавливая ограничений по признаку признания помещения жилым. Жилым помещением, в соответствии со ст. 15 Жилищного кодекса РФ. признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. К жилым помещениям относятся жилые дома (и их части), квартиры (и их части), комнаты. В случае, если помещение формально не признавалось жилым, в нем невозможно получить регистрацию.
Дом все равно будет относиться к самовольным постройкам на территории для ведения садоводства. «Дачная амнистия» является исключением. — Вопросы по обеспечению коммунальных услуг и достаточной мощности электричества для жилого дома в дачном поселке будут стоять весьма остро. Могут присутствовать ограничения мощности по техническим условиям, проблемы с проведением водоснабжения и канализации, отоплением.
Свой отпечаток вносит и региональная законодательная и нормативная базы, которая в некоторых случаях имеет противоречия с федеральной базой. По нормативным техническим документам должна быть заложена концепция издания всех обязательных строительных и проектных требований в документах одного федерального министерства для улучшения качества издаваемых документов.
И действительно, наличие определенных послаблений при строительстве объектов ИЖС и неопределенность их характеристик привели к массовым злоупотреблениям застройщиков и череде громких скандалов, когда под видом объектов ИЖС возводились многоквартирные дома и целые комплексы таунхаусов.
- Астахов П.А. Большая правовая энциклопедия / П.А. Астахов. М.: Эксмо, 2010. 976 с.
- Большой толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. М.: АСТ; Астрель, 2008. 1268 с.
- Грудцына Л.Ю. Защита жилищных прав по новому Жилищному кодексу / Л.Ю. Грудцына. М.: Эксмо, 2005. 192 с.
КонсультантПлюс: примечание.
Монография Е.А. Киндеевой, М.Г. Пискуновой «Недвижимость: права и сделки. Новые правила оформления. Государственная регистрация. Образцы документов» включена в информационный банк согласно публикации — «Юрайт», 2004.
- Киндеева Е.А. Недвижимость: права и сделки (новые правила оформления, государственная регистрация, образцы документов) / Е.А. Киндеева, М.Г. Пискунова. М.: Юрайт-Издат, 2008. 935 с.
- Мельников Н.Н. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ / Н.Н. Мельников; отв. ред. Н.Н. Мельников // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.01.2018).
- Нагаев Р.Т. Недвижимость. Энциклопедический словарь (землеустройство и кадастр недвижимости; градостроительство и архитектура; экономика недвижимости и земельное право): Учеб. пособие / Р.Т. Нагаев. М.: Экономика, 2008. 1200 с.
- Тихомирова Л.В. Юридическая энциклопедия / Л.В. Тихомирова, М.Ю. Тихомиров; под ред. М.Ю. Тихомирова. 5-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2007. 972 с.
УВЕДОМЛЕНИЕ О ПОСТРОЕННЫХ ОБЪЕКТАХ ИЖС
В случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции подает в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление об окончании строительства или реконструкции (далее — уведомление об окончании строительства).
Уведомление об окончании строительства должно содержать:
- сведения, которые были указаны в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта;
- сведения о параметрах построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства;
- сведения об уплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав на возведенные или реконструированные объекты;
- сведения о способе направления застройщику уведомления о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
В случае отсутствия в уведомлении об окончании строительства необходимых сведений, предусмотренных ГрК РФ, и/или отсутствия документов, которые должны быть к нему приложены, и/или в случае, если уведомление об окончании строительства поступило после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, и/или уведомление о планируемом строительстве таких объектов индивидуального жилищного строительства ранее не направлялось (в том числе было возвращено застройщику в соответствии с частью 6 статьи 51.1 ГрК РФ), уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства возвращает застройщику уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление об окончании строительства считается ненаправленным.
Форма уведомления об окончании строительства объекта ИЖС, как и иные предусмотренные последними рассматриваемыми изменениями формы уведомлений, наконец-то утверждены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Приказом от 19 сентября 2018 г. N 591/пр, а зарегистрированы в Минюсте России только 27 сентября 2018 г. N 52269, собственно после этой даты и появились на официальном сайте нормативно-правовых актов в качестве утвержденных.
В форме необходимо указать следующие сведения:
1) о застройщике объекта ИЖС — физическое или юридическое лицо, его данные;
2) о земельном участке, на котором расположен построенный, реконструированный объект ИЖС (в том числе сведения о наличии прав третьих лиц на такой участок);
3) о самом объекте капитального строительства, в том числе сведения:
- о его разрешенном использовании (в соответствии с выпиской ГРН на земельный участок);
- количестве надземных этажей (здесь необходимо иметь в виду, что указание цокольного этажа может как входить в надземные этажи, так и не входить, в зависимости от того, насколько он возвышается над поверхностью земли);
- высоте объекта капитального строительства — ИЖС (при указании этого параметра необходимо учитывать предельную высоту объекта ИЖС, установленную ГрК РФ в последних изменения);
- об отступах от границ земельного участка до объекта капитального строительства (здесь нужно учитывать предельные параметры отступов, указанных в градостроительном плане земельного участка, а также реально спроектированные для конкретного объекта);
- площади застройки земельного участка (эти данные указываются при проектировании строительства объекта ИЖС или подготовке схемы планировочной организации конкретного земельного участка);
4) схематичное изображение построенного или реконструированного объекта ИЖС (такую схему может подготовить специалист, уполномоченный на выполнение работ по подготовке схем планировочной организации земельных участков).
Таким образом, для подготовки рассматриваемого уведомления, во-первых, необходимо подготовить ряд специальных вышерассмотренных документов, а во-вторых, указать в нем только необходимую и предельно точную информацию в соответствии с требованиями действующего градостроительного законодательства, для чего придется обращаться к специалистам.
Конечно, возможно попробовать самостоятельно все подготовить и/или заполнить, но, как показывает практика, уведомления о соответствии в этом случае получить от уполномоченного на выдачу разрешений на строительство органа сложно.
К уведомлению об окончании строительства должны прилагаться следующие документы:
- технический план объекта индивидуального жилищного строительства (для последующей регистрации прав на возведенный или реконструированный объект);
- в случае, если земельный участок принадлежит двум и более гражданам, — заключенное между ними соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенный или реконструированный объект индивидуального жилищного строительства (в соответствии с требованиями гражданского законодательства и правильным внесением сведений об объекте ИЖС в государственный реестр недвижимости).
Технический план объекта ИЖС могут подготовить кадастровые инженеры. Обращаться необходимо к таким кадастровым инженерам, которые официально уполномочены на проведение соответствующих кадастровых работ, их список имеется на сайте Росреестра.
На основании данных технического плана при регистрации права собственности будут вноситься сведения в государственный реестр недвижимости о построенном и/или реконструируемом объекте ИЖС.
Технический план может быть подготовлен в том числе в форме электронного документа и заверен усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Также технический план может быть помещен на временное хранение в электронное хранилище, ведение которого осуществляется органом регистрации прав.
СНОС В ЗОНЕ С ОСОБЫМИ УСЛОВИЯМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ
Зона с особыми условиями использования территорий определяется законодательством как охранная, санитарно-защитная зона, зона охраны или защитная зона объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (далее — объекты культурного наследия), водоохранная зона, зона санитарной охраны, зона охраняемого объекта, приаэродромная территория и иная зона, устанавливаемая в соответствии с законодательством РФ.
Самыми распространенными охранными и защитными зонами, с которыми встречаются застройщики объектов ИЖС, являются следующие зоны:
- придорожные, железнодорожные и приаэродромные территории;
- трубопроводные зоны (газопровод, водопровод, водоотведение);
- линии электропередачи, телефонные линии;
- зоны многоэтажной застройки.
Виды охранных и защитных зон определяются Земельным кодексом РФ, устанавливаются такие зоны в документах территориального планирования административно-территориальных единиц (например, город, сельский округ, субъект РФ, далее — АТЕ), генеральных планах, в правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории АТЕ.
Документом, в котором определены все возможные охранные и защитные зоны применительно к конкретному земельному участку, является Градостроительный план земельного участка. Только нужно иметь в виду, что в сведения ГПЗУ тоже периодически вносятся изменения, это связано с вновь устанавливаемыми охранными и защитными зонами, изменениями в вышеперечисленные документы территориального планирования (Генпланы, ПЗЗ), поэтому неправильно руководствоваться, в том числе при сносе объекта, ранее полученным ГПЗУ.
Объект ИЖС, расположенный в границах зоны с особыми условиями использования территории, подлежит сносу или приведению в соответствие с ограничениями использования земельных участков, установленными в границах такой зоны, только в случае, если режим указанной зоны не допускает размещения такого объекта.
В случае сноса объекта ИЖС (за исключением ОКС, в отношении которого принято решение о сносе самовольной постройки либо ее приведении в соответствие с установленными требованиями) или его приведения в соответствие с ограничениями использования земельного участка, установленными в границах зоны с особыми условиями использования территории, осуществляется на основании решения собственника объекта ИЖС самостоятельно либо на основании соглашения о возмещении убытков, которые причинены ограничением его прав в связи с установлением такой зоны с особыми условиями использования территории.
Указанное соглашение о возмещении убытков заключается собственником объекта ИЖС:
- с правообладателем здания или сооружения, в связи с размещением которого установлена такая зона;
- в случае установления зоны с особыми условиями использования территории в отношении планируемого строительства или реконструкции здания или сооружения с застройщиком;
- при отсутствии указанных правообладателя или застройщика или в случае установления зоны с особыми условиями использования территории по основаниям, не связанным с размещением здания или сооружения, с органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории.
В случае недостижения соглашения о возмещении убытков снос такого объекта капитального строительства или его приведение в соответствие осуществляется исключительно на основании решения суда.
Индивид жилой дом градкодекс 2021г понятие
1. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
4. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Комментарий к статье 3
1. Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений (далее — градостроительные отношения).
(Часть дополнена с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 22 июля 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ.
2. К отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, эксплуатации зданий, сооружений, сноса объектов капитального строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии, техническими регламентами.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 210-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 28 ноября 2011 года N 337-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ.
3. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
1. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.
2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в градостроительных отношениях выступают соответственно органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Комментарий к статье 5
1. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (далее также в настоящей статье — проекты) в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и с учетом положений настоящего Кодекса проводятся общественные обсуждения или публичные слушания, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
2. Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
3. Участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются граждане, постоянно проживающие в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которых подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территориальной зоны земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, граждане, постоянно проживающие в границах земельных участков, прилегающих к земельному участку, в отношении которого подготовлены данные проекты, правообладатели таких земельных участков или расположенных на них объектов капитального строительства, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, в отношении которого подготовлены данные проекты, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 39 настоящего Кодекса, также правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия на окружающую среду в результате реализации данных проектов.
Как получить разрешение на строительство на участке ИЖС
Процедура получения разрешения на ИЖС включает в себя несколько этапов. Пакет документов (см. перечень ниже) и заявление на получение разрешения на индивидуальное жилищное строительство подаются в департамент архитектуры местного самоуправления, расположенного по месту нахождения выбранного земельного участка. Заявление рассматривается в течение 7 рабочих дней, затем застройщику-заявителю выдается либо письменное разрешение на ИЖС (срок его действия составляет 10 лет) либо мотивированный отказ, оспорить который можно в судебном порядке. По окончании строительства на участке ИЖС застройщик получает разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. В список необходимых документов для получения разрешения на строительство ИЖС входит (для большинства стандартных ситуаций):
- градостроительный план земельного участка по материалам межевания;
-
материалы, содержащиеся в проектной документации;
- правоустанавливающие документы на земельный участок;
Разрешение на строительство ОКС
На основании ст. 51 на строительство ОКС, кроме случаев, указанных в п. 17 данной статьи, необходимо брать разрешение. Оно может быть выдано только при соблюдении правил землепользования и строительства (кроме тех объектов, на которых не распространяются (или не установлены) требования, указанные в градостроительном регламенте).
На территории аэродромов устанавливаются ограничения в использовании ОКС, то есть любой объект там не построить.
Разрешения брать не нужно:
- для строительства или реконструкции ИЖС, жилого дома, гаража, садовых домов, вспомогательных построек на ЗУ;
- капремонта и реконструкции ОКС (если она не приведет к изменению его назначения);
- строительства буровых скважин, газопроводов, согласно государственным техническим проектам;
- в др. случаях, указанных в п 17 ст. 51 ГрК РФ.
Понятие технологического проектирования промышленных и линейных объектов предлагается ввести в Градкодекс РФ
Андрей Белюченко в ходе заседания заявил, что Минстрой России рассмотрел предлагаемый законопроект и поддерживает инициативу по введению в Градкодекс понятия технологического проектирования. По его мнению, изменения позволят исключить практику разработки и принятия различных отраслевых требований по проектированию промышленных объектов.
«Вместе с тем, на наш взгляд, необходимо расширить понятие технологического проектирования таким образом, чтобы оно относилось не только к транспортной отрасли и энергетике, но и к остальным отраслям промышленности, таким как нефтегазовая, химическая и другие. В частности, такие объекты, как буровые платформы, искусственные острова, гидросооружения имеют более особенную специфику, чем многие другие промышленные объекты», — отметил директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры.