Штраф за парковку на газоне в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за парковку на газоне в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В классической ситуации нарушение правил фиксирует инспектор ГИБДД. Он вручает водителю постановление о штрафе. Это стандартный лист, на котором указан номер, присутствует ссылка на нормативно-правовой акт, нарушение которого было допущено. Дополнительно фиксируются сведения об автомобиле, размер денежного взыскания и дата происшествия.

Штраф за парковку на газоне в Москве

Рассмотрим на примере Москвы, как искать информацию о штрафах в нормативных документах. Искомый нормативный документ в данном случае — это Кодекс города Москвы об административных правонарушениях.

Для разных субъектов федерации (регионов) названия документов могут звучать по-разному, но в целом они довольно похожи. И чаще всего в названии встречается фраза «закон об административной ответственности».

Примечание. Казалось бы, все просто. Нашел закон, посмотрел штраф и узнал, сколько стоит парковка на газоне. Однако нужно учитывать один важный момент. Проверьте, является ли документ действующим и обратите внимание на дату его публикации.

Обратимся к статье 17 закона г. Москвы «О защите зеленых насаждений»:

За нарушение требований по защите зеленых насаждений граждане, должностные и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом города Москвы об административных правонарушениях.

Т.е. штрафы надо искать именно в Кодексе города Москвы об административных правонарушениях. Данный документ содержит несколько статей, связанных с газонами и зелеными насаждениями:

Статья Нарушение Штраф
8.25 Размещение транспортного средства на газоне или иной территории, занятой зелеными насаждениями 5 000 — для граждан
30 000 — для должностных лиц
300 000 — для юридических лиц
4.18
часть 2
Повреждение зеленых насаждений автомобилем 4 000 — 4 500 — для граждан
50 000 — для должностных лиц
300 000 — для юридических лиц
8.8
часть 1
Загрязнение территории города Москвы, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств, мойка транспортных средств вне специально отведенных мест, стоянка на проезжей части дворовых территорий, препятствующая механизированной уборке и вывозу бытовых отходов, а также размещение разукомплектованных транспортных средств независимо от места их расположения, кроме специально отведенных для этого мест предупреждение или 1 000 — 3 000 — для граждан
5 000 — 10 000 — для должностных лиц
10 000 — 20 000 — для юридических лиц
8.8
часть 3
Размещение транспортных средств на детских площадках предупреждение или 3 000 — 5 000 — для граждан
15 000 — 20 000 — для должностных лиц
100 000 — 200 000 — для юридических лиц

Размер штрафа за парковку на газоне

КоАП РФ предусматривает административный штраф за парковку на газоне в 2023 году. И хотя в Кодексе понятие газона отсутствует, за езду по газону и за парковку на зеленой зоне водителям грозит наказание по статье 12.19 КоАП РФ «Нарушение правил остановки или стоянки транспортных средств». Размер штрафа за стоянку на газоне во дворе или на улице составляет:

  • в общем случае 500 руб (ч. 1);
  • для Москвы и Спб 2500 руб (ч. 5).

При этом следует иметь в виду, что если наказание по аналогичному нарушению предусмотрено КоАП субъекта РФ, то действуют нормы последнего, при этом они могут включать в себя понятие газона. Так, ст. 8.25 КоАП Москвы предусматривает штраф при размещении ТС на газоне или другой территории, занятой зелёными насаждениями. Сумма штрафа за парковку на газоне:

  • для физических лиц 5 тыс руб;
  • для должностных лиц 30 тыс руб;
  • для юридических лиц 300 тыс руб.

Аналогичные норма действует в северной столице: ст. 32 Закона СПб от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге» предусматривает административную ответственность за парковку автомобиля на газоне в виде штрафа:

  • для физлиц от 3 тыс до 5 тыс руб;
  • для должностных лиц от 5 тыс до 40 тыс руб;
  • для юрлиц от 150 тыс до 500 тыс руб.

В какой орган можно подать жалобу

Чтобы опротестовать наложенное взыскание, признанный виновным водитель может обратиться:

  • к должностному лицу, подчиненный которого составил постановление;

  • в суд.

При обращении к вышестоящему должностному лицу необходимо составить жалобу, в которой следует отразить:

  • ф.и.о., адрес, паспортные данные заявителя;

  • факты произошедшего события;

  • данные лица, составившего протокол;

  • реквизиты (дата и номер) документа, которым водитель привлекается к ответственности;

  • основания для отмены вменяемого штрафа;

  • дату и подпись заявителя.

Обжаловать предписание можно как в ходе личной явки к начальнику ГИБДД (главе администрации), так и путем почтового направления заявления.

Параллельно с оспариванием штрафа в госоргане, можно инициировать судебную процедуру рассмотрения возражений.

Если сумма штрафа будет меньше 50 тыс. рублей, жалоба подается в мировой суд, если больше – в районные суды по месту жительства заявителя. При подаче жалобы на госслужащих, пошлину в суд платить не надо.

Парковка на газонах Москвы и МО

В Москве и Московской области действуют два основных закона, регулирующих сохранение окружающей природы:

  • о защите зеленых насаждений;
  • о благоустройстве.
Читайте также:  Программа молодая семья Ставрополе и Ставропольском крае в 2023 году

Кроме того, в столице принят свой Кодекс об административных правонарушениях, где понятие «газона» отнесено к зеленым насаждениям, порча которых (в том числе и стоянка на них автомобилей) влечет ответственность. Более того, Москва, пожалуй, является единственным городом, где штрафы за подобные нарушения выписываются на основании данных уличного наблюдения.

До недавнего времени (июнь 2016 года) функции по наложению штрафа за стоянку на зеленых насаждениях в виде посаженной травы были у сотрудников Объединения административно-технических инспекций (ОАТИ). В настоящее время этим правом обладают инспекторы МАДИ (Московская административная дорожная инспекция). «Дорожники» активно штрафуют нарушителей за парковку на газоне.

  • Для гражданина сумма штрафа составляет 5000 рублей,
  • Для должностного лица – 30 000 рублей,
  • Организации обязаны будут уплатить 300 000 рублей в доход государства.

В 2016 году в Москве введена система отслеживания тех, кто заехал на газон: информация о правонарушении автоматически попадает в программу, которая самостоятельно составляет постановление об административном нарушении. При этом штраф будет выписан столько раз, сколько фактов нарушения было зафиксировано системой «Мобильный инспектор». Так, если ежедневно водитель оставляет свое авто на месте, где присутствует зеленое насаждение, протоколы будут составляться каждый день.

Практика парковки на газонной траве в Белгороде

В городе Белгород штрафы за парковку на газоне отменены после инициативы одного из водителя. Так, им было обжаловано привлечение к административной ответственности по одной из статей местного закона «О благоустройстве», где был прямо предусмотрен запрет остановок на газонах наряду с детскими площадками, местами бытовых отходов и т.д., а также ответственность за нарушение этого запрета.

Во второй инстанции административное решение осталось в силе. Верховный суд РФ напомнил основные законы, в соответствии с которыми можно вести речь об ответственности водителя:

  • Закон «О безопасности дорожного движения»
  • Правила Дорожного Движения РФ;
  • КОАП РФ.

По мнению судей Верховного Суда, городские власти не могут устанавливать ответственность за те действия водителя, которые в указанных нормативных актах федерального уровня не предусмотрены. Действительно, в соответствии со ст. 6 Закона «О безопасности дорожного движения», единые правила, стандарты и требования по вопросам обеспечения безопасного движения на дорогах устанавливаются только на федеральном уровне. При этом региональные законы могут в какой-то степени «дублировать» статьи, но не создавать те, которых нет в федеральных законодательных актах.

В итоге пункт закона «О благоустройстве» г. Белгорода», в котором говорится о запрете стоянке на газонах, признан недействительным.

Что направлять в суд и как быстро можно отменить штраф за парковку на газоне?

После того как определен суд, которому по территориальности подсудно дело, а срок на обжалование не пропущен (в случае, если пропущен дополнительно составляется ходатайство о восстановлении пропущенного срока) следующий шаг — это составление жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.25 КоАП г. Москвы. Требования к самой жалобе установлены КоАП РФ и их достаточно много, коротко рассказать обо всех невозможно. Важно знать, что такая жалоба может быть подписана либо директором организации, либо представителем по доверенности, либо адвокатом по ордеру, документы подтверждающие полномочия (доверенность) обязательно нужно прикладывать к жалобе. Срок рассмотрения самой жалобы в суде установлен кодексом и составляет – «не более 2 месяцев», другими словами с момента принятия судом к производству жалобы, решение может быть принято и через неделю, а может через 6 недель, но не более 2-ух месяцев. Пока постановление о привлечении юридического лица за парковку на газоне обжалуется оно не имеет законной силы, из чего следует что применить какие-либо меры по взысканию (блокировка р/с, списание денежных средств с расчетного счета организации и т.д.) невозможно. Самое главное в жалобе это доказательства. Самый надежный способ изменить наказание с 300 000 рублей (150 000 рублей для СМП) на 5 000 рублей – это доказать в суде, что нарушение правил парковки (стоянка на газоне) было совершено физическим лицом, которое, например, взяло автомобиль в аренду у ООО (ПАО и пр.) и ответственность нести должно именно оно. Менее очевидный, но применяемый в случае невозможности пойти по вышеописанному простому пути способ – это поиск процессуальных нарушений в процессе привлечения юридического лица к административной ответственности. КоАП РФ содержит в себе массу требований к порядку привлечения (право на защиту, право на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, право на составление протокола о нарушении в присутствии юр. лица и т.д.), достаточно часто в деле получается найти формальное нарушение Кодекса и признать постановление незаконным по этим основаниям.

Какие процессуальные нарушения часто допускает МАДИ по ст. 8.25 ЗГМ 45?

Процессуальные нарушения при привлечении к административной ответственности достаточно распространены и часто в суде могут иметь решающее значение, так как нарушение установленного законом порядка привлечения к ответственности нарушает права привлекаемого лица и влечет безусловную отмену штрафа. Согласно действующему законодательству, гражданину (юр. лицу, ИП и т.д.) дано право на защиту, которое он вправе реализовывать в том числе в момент составления протокола об административном правонарушении т.е. присутствовать при его составлении, заявлять ходатайства, отводы, представлять доказательства и т.д. Данная норма права не распространяется только на нарушения, зафиксированные с помощью систем автоматической фиксации нарушений (например камеры на дорогах) — т.е. специальных сертифицированных технических средств автоматической фиксации нарушений, и вызывать нарушителя для составление протокола не обязательно только в этом случае. Однако большинство протоколов по ст. 8.25 КоАП г. Москвы составляется после жалоб «инициативных» граждан, которые фиксируют нарушения на камеру своего мобильного телефона и отправляют в приложение ПАК ПМ (Программно-аппаратный комплекс «Помощник Москвы»).

«ПАК ПМ» (Программно-аппаратный комплекс «Помощник Москвы») и мобильный телефон гражданина не являются специальным сертифицированным техническим средством автоматической фиксации правонарушений!

Из вышеизложенного следует сделать вывод о том, что когда Вы сразу получаете готовое постановление со штрафом, а на составление протокола об административном правонарушении в МАДИ Вас не вызывали, был нарушен порядок привлечения к административной ответственности, а Вы лишены права на защиту. Что бы доказать этот факт, в суде необходимо заявить соответствующее ходатайство об истребовании материалов административного дела из МАДИ (сам суд ничего запрашивать не станет по своей инициативе). Из полученных по ходатайству материалов будет видно, что протокол составлен в отсутствии привлекаемого лица, какие-либо повестки о вызове на составление протокола в материале отсутствуют. Практика показывает, что такой способ защиты в судах г. Москвы отлично работает.

Читайте также:  Наследование по праву представления

○ Определение газона по закону.

В условиях недостаточности парковочных мест на дороге или дворовых территориях очень часто можно увидеть машины, запаркованные вблизи детских площадках на зеленых или не очень участках. Впоследствии такие автолюбители порой находят в своих почтовых ящиках постановление о наложении штрафа за парковку на газоне.

Это частенько вызывает возмущение, обычно они утверждают: «там, где я стоял и травы, то не было!». Так, что на самом деле такое «газон»? Скажем сразу, что искать определение в КоАП РФ или ПДД не стоит, его там просто нет. Единственное внятное определение кроме энциклопедического «газону» дано в ГОСТ 28329-89 п.38:

  • «Газон — Травяной покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав, являющийся фоном для посадок и парковых сооружений и самостоятельным элементом ландшафтной композиции.»

Потому придется спуститься на уровень местных источников, ведь регулирование этих вопросов передано органам региональной власти. А тут принципиальное разнообразие. Ведь в зависимости от этих определений и штрафы придут за стоянку на голом по факту куске земли или только за наезд на аккуратно подстриженную травку.

Так для жители Санкт-Петербурга могут найти определение газона, а примечании к ст. 32. закона спб №273-70 от 31.05.2010г.

  • «Под газоном понимается не имеющая твердого покрытия поверхность земельного участка, имеющая ограничение в виде бортового камня (поребрика, бордюра) или иного искусственного ограничения, покрытая травянистой и (или) древесно-кустарниковой растительностью естественного или искусственного происхождения либо предназначенная для озеленения.»

Напомним, что это уже не первая попытка на законодательном уровне урегулировать проблему. А проблема заключается в следующем. В федеральном законодательстве нет ответственности за остановку и стоянку на газоне. У нас даже нигде не сформулировано, что считать газоном. Между тем, некоторые автомобилисты действительно паркуются на газонах, чем наносят вред озелененным территориям, портят вид и мешают окружающим. А поэтому местные власти начали придумывать собственные законы и наказания для таких водителей. Причем штрафы устанавливают драконовские. Причем в каждом регионе эти штрафы свои собственные. Так, например, в Москве за стоянку на газоне для физического лица штраф 5 тысяч рублей. Для юридического — 300 тысяч.

Но очень многие автомобилисты берут машины в аренду, пользуются каршерингом, берут автомобили на тест-драйв. В итоге, штраф 300 тысяч выносится юридическому лицу, а по факту его должно оплачивать лицо физическое, то есть водитель, который пользовался автомобилем в момент нарушения. Кроме того, зачастую водители просто не могут понять, чем отличается газон от обочины дороги. В результате возникает масса споров и судебных разбирательств. Как отмечают депутаты в пояснительной записке, в городах неуклонно возрастает количество транспорта, что порождает его временное размещение на участках с зелеными насаждениями, газонах, клумбах, детских и спортивных площадках. Такие действия приобрели массовый характер, создают неудобства для проживания граждан, приводят к порче транспортными средствами зеленых насаждений и объектов благоустройства.

До недавнего времени одним из способов решения этой проблемы было установление в законодательстве субъектов РФ ответственности за такую парковку. Однако сложилась судебная практика о признании таких нормативных положений противоречащими федеральному законодательству. Суды полагают, что в этих случаях региональный законодатель вторгается в область правоотношений, урегулированных на федеральном уровне, то есть превышает свои полномочия, установленные статьей 1.3.1 Кодекса об административных правонарушениях.

Какие ещё есть методы воздействия?

  • Ограждение вокруг газона. Если газон находится на придомовой территории (общее имущество МКД), при желании собственники квартир могут решить вопрос об установке вокруг газона небольшого заборчика или высадке кустарников. По остальным газонам можно писать предложения по установке ограждений в местную администрацию — например, в Санкт-Петербурге через сайт Наш Петербург.
  • Штрафы за другие нарушения. Если в вашем регионе вдруг не оказалось статьи за парковку на газоне или её отменили, внимательно перечитайте региональный закон или кодекс об административных правонарушениях. Возможно, там есть штрафы за повреждение зелёных насаждений или нарушение правил благоустройства по части порчи газонов. Требуйте привлечения нарушителя к ответственности по альтернативной подходящей статье.

Влияние погодных условий

Любой водитель летом без труда определит участок, на котором посажена трава. Поэтому заезжая на газон, он совершает преднамеренное правонарушение, зная, что за этим последует соответствующее наказание.

Зимой ситуация обстоит сложнее. Дорога закрыта слоем снега, поэтому гражданин не видит, куда именно ставит машину. Водители считают, что в таком случае они смогут доказать свою невиновность, избежать назначения взыскания.

Вместе с тем, в законах не указано, что наказание за нарушение зависит от погодных условий. Запрет на парковку на газоне связан с тем, что машина причиняет сильный вред покрытию и это происходит даже зимой. Следовательно, к нарушителю могут применить санкции.

Какой штраф за парковку на газоне в РФ в 2022 году

Сообщается, что для физических лиц штраф за парковку на газоне составляет пять тысяч рублей. Юридические лица и владельцы транспортных средств, находящихся в лизинге, должны будут заплатить еще больше — до 300 тысяч рублей. При этом законность штрафа за парковку на газоне все еще остается спорной — это нарушение и наказание за него не прописаны в действующем Кодексе об административных правонарушениях. Однако до конца текущего года может быть принята новая редакция КоАП, после чего ситуация со штрафами за газон в таком случае должна поменяться. Пока постановления как на 5, так и на 300 тысяч рублей, все еще можно отменить в суде.

Читайте также:  Пособие по инвалидности — за что назначается, как получить

Россияне могут обжаловать штраф за парковку на газоне. В первую очередь гражданам нужно убедиться, что фотофиксация нарушения транспортного средства на газоне была выполнена с помощью средства «Программно-аппаратный комплекс Помощник Москвы» (ПАК ПМ). Сегодня только с помощью этого приложения осуществляется фотофиксация нарушения.

Далее нужно обращаться в суд, минуя подачу жалобы вышестоящему лицу. Это можно сделать в том числе и через МАДИ. Дальше нужно дождаться регистрацию жалобы и проконтролировать, чтобы МАДИ раньше времени не направляла штраф к судебным приставам.

Сегодня подать жалобу на постановление можно разными способами. Один из них — отправить документ в суд напрямую, через экспедицию суда с пометкой о приме, либо по почте. В этом случае суд будет требовать у МАДИ все материалы дела. Второй способ — подать жалобу через орган, выдавший постановление, то есть через МАДИ. Сотрудники инспекции будут обязаны передать все материалы в суд уже с полным составом бумаг.

Наказание за стоянку на газоне в других регионах

Другие регионы штрафуют нарушителей за парковку на газоне по своему местному законодательству.

  • в Новгородской области водителей штрафуют 3-5 тысячами рублей, должностных лиц – 20-50 тысячами рублей, и юридических – 50-200 тысячами рублей;
  • в Нижегородской области обычного гражданина накажут 1-2 тысячами штрафа, а должностных лиц – 2-5 тысячами рублей;
  • в Красноярском крае санкции для обычных граждан – 2-4 тысячи рублей;
  • в Пермском крае обычных граждан штрафуют на 2-3 тысячи рублей;
  • в Самарской области взыскание составляет 1-3 тысячи рублей;
  • в Тюменской области взыскание составляет 1-5 тысяч рублей;
  • в Томской области – 1 тысячей штрафа;
  • в Костромской области в первый раз водителя предупредят, а второй раз оштрафуют на 5 тысяч рублей;
  • Екатеринбург наказывает граждан 3-5 тысячами рублей, должностных лиц – 40-60 тысячами рублей, а юридических – взысканием до 500 тысяч рублей.

Чтобы узнать, какой размер взыскания предусмотрен за стоянку на газоне в вашем городе – изучите местное законодательство, которое обычно размещено на сайтах местных администраций.

Что считается газоном при стоянке автотранспорта?

Понятие «газон» отображено в ГОСТе 28329-89, где под данным термином считается земельная делянка, с искусственным травяным покрытием, являющимся основанием для создания парков (п. 38 ПДД). Такие участки предназначены для благоустройства в населенных пунктах. Газоны создаются в парках, в скверах, и служат для прогулок. При этом, такие газоны не всегда ограничены бордюром, не обеспечивая прямого разобщения с дорожным покрытием. Учитывая, что газон не является элементом дороги и, чаще всего, отделен от нее бордюром, то заезд автомашины на газон считается нарушением ПДД.

Надо отметить, что термин «газон» отсутствует в КоАП и ПДД. Несмотря на это, для обеспечения благоустройства в населенных пунктах, Правилами предусмотрены определенные требования по соблюдению парковки ТС. В одном из пунктов ПДД предусмотрено ограничение остановки на газоне.

Штраф за парковку на газоне во дворе дома

Сегодня нередко можно столкнуться со стоянкой ТС на внутридомовых площадках многоэтажных зданий, в том числе на газонах, в результате чего осуществляется повреждение травяного покрытия, ухудшая ландшафт двора. Нередко трава, прилипшая к колёсам ТС, загрязняет асфальтные дорожки, нарушая целостность покрытия и т.д.

В отношении таких нарушителей накладываются стандартные меры санкций, размер которых составляет от 500 до 5000 рублей. В некоторых случаях нарушителя заставляют восстановить испорченный газон.

Контроль за соблюдением порядка во дворах осуществляют представители муниципальных структур, так как инспекторы ГИБДД редко проведывают придомовые дворы. В то же время, сопротивляться таким явлениям могут жители домов, выражая претензии водителям или направляя жалобу в муниципальные ведомства.

В 2021 году разбор жалоб возложен на:

  1. Инженерную службу района.
  2. Управляющие компании.
  3. Специальную комиссию, регулирующую законодательные нормативы по соблюдению парковки ТС.
  4. Работников районных УВД.

— Выделенные полосы для общественного транспорта, для такси — станет ли их больше? Это вообще эффективная мера?

— Это крайне эффективная мера. С введением выделенной полосы городской транспорт становится более востребованным. Как только вводим выделенную полосу, сразу же на 30% увеличивается скорость автобуса или электробуса, на 30-40% снижается аварийность на этом маршруте, и количество пассажиров сразу же растет на 15-20%.

У нас нет плана ввести «выделенки» везде. Мы будем вводить их там, где действительно это необходимо, где большое количество наземного городского транспорта, где есть большой поток пассажиров.

Сейчас в городе 127 выделенных полос общей протяженностью 434 км. Большинство выделенных полос доступны и для такси, и для школьных автобусов, и для всех видов городских и частных перевозчиков, которые работают у нас на маршрутах.

Если человек видит, что автобусы один за другим объезжают все пробки и проезжают, пока он сидит в пробке в личной машине, это повод решить: может, в какие-то дни недели тоже пользоваться городским транспортом, оставить свою машину дома.

Будущее — за электродвигателем

— Сколько сейчас электробусов в городе? Есть ли план, чтобы весь наземный транспорт стал электрическим?

— В будущем он точно будет электрическим, мы в этом не сомневаемся. Сейчас в Москве почти 1050 электробусов. В январе будет объявлен конкурс на покупку тысячи электробусов — по 500 в 23-м и 500 в 24-м, с контрактом жизненного цикла на 15 лет. Общая сумма контракта составит около 70 миллиардов, огромная цифра.

У электробусов очень высокое качество. Им внутри не нужна дизельная печка, они обогреваются от батареи. Емкость аккумулятора с момента, когда мы начали покупать электробусы, увеличилась на 50%.

Конструкция электробусов надежнее, чем у дизельных автобусов. Все потому, что в электробусе значительно меньше вращающихся, трущихся, подвижных деталей. Это позволяет выдерживать коэффициент технической готовности не ниже 0,9.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *