Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за нарушение требований охраны труда». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано чёткое пояснение по вопросу охраны труда. Под охраной труда в РФ принято понимать целую систему сохранения жизни и здоровья работников (сотрудников) компании, предприятия в процессе их трудовой деятельности.
Административная ответственность — это вид ответственности за нарушение Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) и принятых в соответствии с ним нормативный документов.
К административной ответственности за нарушение законодательства об охране труда привлекаются руководители, должностные лица и другие ответственные работники.
″ Что делать специалисту по охране труда в случае, когда его привлекают к административной ответственности?
Есть три варианта развития событий:
1. Оплатить штраф в случае, если признаете, что допустили нарушение.
2. Оплатить штраф, но попросить администрацию предприятия компенсировать оплаченный Вами штраф в случае, если Вы уверены, что Вас оштрафовали за те нарушения, которые не прописаны в Ваших должностных инструкциях. Такая практика достаточно часто встречается.
3. Обратиться к руководителю инспектора, который Вас проверял, либо обратиться в суд в случае, если Вы полностью не согласны с теми нарушениями, которые Вам предъявляют.
Глава 51 Трудового кодекса содержит статьи 328-330, которые регламентируют особенности труда работников транспорта:
- При приеме на работу. Если она связана непосредственно с движением транспорта, обязателен медосмотр и профессиональный отбор (обучение) сотрудников.
- Работа, связанная с управлением ТС или их движением, исключает совместительство и выполнение при этом аналогичных функций.
- Особенности рабочего времени, труда, отдыха работников транспорта устанавливает соответствующий федеральный исполнительный орган. Разработанные документы не должны противоречить ТК РФ, ухудшать положение работников, по сравнению с его нормами. Запрещается принятие таких документов без учета мнения профсоюза.
Сюда же можно отнести такие нарушения, как отсутствие стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда, а также допущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда (ст. 212 ТК РФ).
Указанные нарушения грозят:
- неосознанным нарушением работником требований охраны труда, невыполнением требований техники безопасности;
- несчастным случаем на производстве;
- предписанием государственного инспектора труда об устранении нарушения;
- административной ответственностью по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда;
- судебным спором с пострадавшим и/или наказанным за нарушение охраны труда работником.
Чаще всего подобные нарушения выявляются на промышленных предприятиях.
Обратите внимание: с 01.01.2014 вместо аттестации рабочих мест по условиям труда нужно проводить специальную оценку условий труда работников (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Аттестация проводится в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов. По результатам аттестации может быть изменено санитарно-бытовое и медицинское обеспечение работников, обоснованно установлены ограничения труда для отдельных категорий работников, определены вредные факторы рабочих мест и, соответственно, работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, предоставлены льготы, предусмотренные ТК РФ (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, повышенная оплата труда и т.д.). Кроме того, результатами аттестации рабочих мест работодатель сможет подтвердить соответствие организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Аттестации подлежат все рабочие места работодателя, за исключением рабочих мест, на которых работники заняты исключительно на персональных компьютерах и/или эксплуатируют копиры настольного типа для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в технологическом процессе производства (ст. 212 ТК РФ, приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда»).
Нарушения работодателей грозят:
- предписанием контролирующего органа;
- административной ответственностью при установлении нарушения государственным инспектором труда или прокуратурой;
- иском в суд по инициативе контролирующего органа.
Положение об особенностях режима рабочего времении времени отдыха водителей автомобилей
I. Общие положения
1. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее – Положение) разработано в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г . № 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Трудовой кодекс Российской Федерации).
2. Настоящее Положение устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, индивидуальным предпринимателям и иным лицам, осуществляющим перевозочную деятельность на территории Российской Федерации (далее – водители).
Все вопросы рабочего времени и времени отдыха, не предусмотренные Положением, регулируются законодательством Российской Федерации о труде.
В случаях, предусмотренных Положением, работодатель устанавливает особенности режима рабочего времени и времени отдыха водителей с учетом мнения представительного органа работников, а в случаях, предусмотренных коллективным договором, соглашениями, – по согласованию с представительным органом работников.
3. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм Положения.
4. Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
5. На междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения.
II. Рабочее время
6. В течение рабочего времени водитель должен исполнять свои трудовые обязанности в соответствии с условиями трудового договора, правилами внутреннего трудового распорядка организации и графиком работы (сменности).
7. Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.
Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 7 часов.
8. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.
На перевозках пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ, учетный период может устанавливаться продолжительностью до 6 месяцев.
Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.
Суммированный учет рабочего времени вводится работодателем с учетом мнения представительного органа работников.
9. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.
10. В случае, когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.
Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
11. При суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.
12. Водителям, осуществляющим перевозки для учреждений здравоохранения, организаций коммунальных служб, телеграфной, телефонной и почтовой связи, аварийных служб, технологические (внутриобъектные, внутризаводские и внутрикарьерные) перевозки без выхода на автомобильные дороги общего пользования, улицы городов и других населенных пунктов, перевозки на служебных легковых автомобилях при обслуживании органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей организаций, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов в случае, если общая продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не превышает 9 часов.
13. Водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.
Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы.
Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а общая продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать продолжительности ежедневной работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения.
Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей.
Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.
14. Водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день.
Решение об установлении ненормированного рабочего дня принимается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.
1. Нормативные акты, регулирующие труд работников, эксплуатирующих автотранспорт
Современный процесс производства и реализации продукции (работ, услуг) невозможен без использования автотранспорта. Нередко именно от него зависит конечный финансовый результат работы организации.
Крупные предприятия, как правило, решают транспортные проблемы, создавая специализированные транспортные цеха, в которых имеется грузовой, легковой автотранспорт, автобусы, специальные машины, а также своя железнодорожная ветка.
Небольшие организации обычно используют автомобильный транспорт, обладающий наибольшей мобильностью и маневренностью. Требуемое количество единиц автотранспорта (как правило, две – три) может быть арендовано или находиться в собственности организации. В некоторых случаях для решения транспортных проблем может привлекаться личный автотранспорт сотрудников организации.
Общественные отношения в области дорожного движения регулируются большим количеством нормативных правовых актов. В частности, Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»: Федеральным законом от 24.07.1998 № 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»; Законом РФ от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции»; Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090; Постановлениями Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», от 31.07.1998 № 880 «О порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации», от 04.01.2000 № 2 «Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков»; другими нормативными правовыми актами, имеющими отношение к деятельности, направленной на сокращение уровня аварийности на автомобильном транспорте.
Нормативное регулирование охраны труда работников автотранспорта
Труд водителей автотранспорта, а также работников, которые ремонтируют и обслуживают автомобили, регламентируется целым рядом нормативных документов. Автомобиль является источникам повышенной опасности, поэтому, управляя им, водитель подвергается большим психологическим и физическим нагрузкам. Неправильная организация режима труда и отдыха водителя, небрежность в техническом обслуживании автомобиля могут привести к непоправимым последствиям.
Организация охраны труда работников, эксплуатирующих автотранспорт, должна основываться на требованиях следующих нормативно-правовых актов:
1) Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные Постановлением Минтруда России от 12.05.2003г. № 28 ;
2) Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004г. № 15 ;
3) Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2005 – 2007 годы (заключено 29.12.2004) .
Основным нормативным правовым актом, регулирующим охрану труда работников автомобильного транспорта, являются Межотраслевые правила от 12.05.2003г. № 28 (далее – Межотраслевые правила), которые представляют собой весьма объемный документ, подробно излагающий государственные нормативные требования охраны труда работников автомобильного транспорта.
Межотраслевые правила распространяются на всех работодателей независимо от отраслевой принадлежности, которые:
1) являются автотранспортными организациями;
2) имеют автотранспортные цеха и участки, предоставляющие услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств;
3) являются предпринимателями, осуществляющими перевозки грузов и пассажиров;
4) являются грузоотправителями и грузополучателями (в случаях погрузки, разгрузки и перевозки грузов автомобильным транспортом).
2. Особенности использования труда водителей автотранспортных средств
Важнейшей функцией руководителя любой организации является правильный подбор персонала, грамотное и полное документирование трудовых отношений с работниками.
Транспортные средства – это источник повышенной опасности, поэтому лица, претендующие на работу, связанную с управлением транспортными средствами, должны пройти профессиональный отбор.
В гл. 51 ТК РФ предусмотрены особенности регулирования труда работников транспорта. Статьей 328 ТК РФ установлено, что к гражданам, поступающим на работу, связанную с движением транспортных средств, предъявляются особые требования, касающиеся профессиональной подготовки и состояния здоровья, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
Принимая водителя на работу работодатель заключает с ним письменный трудовой договор, знакомит с должностной инструкцией (образец такой инструкции приведен в Приложении № 1 к настоящему разделу), а также с внутренними локальными актами, регулирующими вопросы организации его трудовой деятельности, в т.ч. охраны труда.
При приеме на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, работодатель обязан потребовать от работника документы, подтверждающие уровень его профессиональной подготовки (диплом, удостоверение и т.д.). Кроме того, администрации любого предприятия (организации), в обязательном порядке необходимо при приеме на работу кандидатов на должность водителей потребовать от них представления медицинской справки о пригодности к выполнению работ, связанных с управлением транспортным средством.
Условия получения права на управление транспортными средствами определены в Федеральном законе от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ст. ст. 25-27). Право на управление транспортными средствами предоставляется гражданам РФ, достигшим установленного возраста, не имеющим ограничений к водительской деятельности, после получение права на управление транспортными средствами.
В зависимости от вида транспортного средства, допускаются к управлению:
1) мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами (категория «А») – лица, достигшие 16-летнего возраста;
2) автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8 (категория «В»), а также автомобилями, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг , за исключением относящихся к категории «Д» (категория «С»), – лица, достигшие 18-летнего возраста;
3) автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест (категория «Д»), – лица, достигшие 20-летнего возраста;
4) составами транспортных средств (категория «Е») – лица, имеющие право на управление транспортными средствами категорий «В», «С» или «Д», – при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;
5) трамваями и троллейбусами – лица, достигшие 20-летнего возраста.
Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:
1) истечение установленного срока действия водительского удостоверения;
2) ухудшение здоровья водителя, препятствующее безопасному управлению транспортными средствами, подтвержденное медицинским заключением;
3) лишение права на управление транспортными средствами.
Медицинские осмотры
В ч. 2 ст. 328 ТК РФ в качестве обязательного требования приема на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, установлено прохождение предварительного медицинского осмотра.
Куда обращаться за помощью
Алгоритм защиты прав зависит от наличия или отсутствия трудовых отношений с работодателем. Для того, чтобы восстановиться на рабочем месте или взыскать задолженность по зарплате после увольнения, работнику необходимо обращаться в суд. В дальнейшем можно возпользоваться помощью юристов.
Если трудовой договор не расторгнут, но права гражданина были нарушены, стоит подготовить жалобу в одну из следующих инстанций:
Комиссия по трудовым спорам | Данный орган есть не на всех предприятиях. Более того, его права чересчур ограничены законом. |
Государственная трудовая инспекция | Сообщить о проблеме можно в режиме онлайн на официальном сайте организации. Сотрудники инспекции подготовят ответ на обращение работника в течении 30 дней. Помимо стандартного консультирования по трудовым спорам, заявитель имеет возможность инициировать проверку нарушений. |
Прокуратура | Обратиться в органы прокуратуры можно по месту жительства или, воспользовавшись услугой интернет-приемной. Все обращения граждан подлежат немедленной проверке. |
Роспотребнадзор | У данной службы ограниченный круг полномочий. Обращение в Роспотребнадзор будет целесообразным только в случае нарушения санитарно-эпидемиологических норм на предприятии. |
Судебные органы | В случае наличия уголовных правонарушений — обращение в суд является единственным способом защиты прав. |
Все наказания приведены в 5.27.1 КоАП. Вот кто попадет под санкции:
- сотрудники предприятия и организации;
- должностные лица, обязанные осуществлять контрольные функции;
- юридическое лицо или ИП.
Покажем в таблице виды ответственности за нарушение требований охраны труда в законодательстве о труде, применяемое наказание, субъект ответственности и регулирующую норму права.
Вид ответственности | Вид наказания | Кто привлекается | Чем регулируется |
---|---|---|---|
Дисциплинарная |
|
|
Ст. 193 ТК. |
Материальная |
|
Работники предприятия. | Ст. 238, 240, 247 ТК. |
Гражданско-правовая | Возмещение имущественного и морального вреда пострадавшей стороне. | Должностные лица, нарушившие права и причинившие вред другим субъектам. |
Ст. 59 ГК. |
Административная |
|
|
Ст. 5.27.1 КоАП РФ. |
Уголовная |
|
Ответственные за ОТ. | Ст. 143, 219 УК РФ. |
Штрафы за нарушение требований правила охраны труда на автомобильном транспорте:
Основание для наказания | В отношении кого применяют | Вид наказания | Размер штрафа | Основание |
Нарушение требований охраны труда | Организация (юридическое лицо) | Предупреждение или штраф | От 30 000 до 50 000 руб. | Часть 1 статьи 5.27 КоАП |
Должностное лицо | От 1 000 до 5 000 руб. | |||
Индивидуальный предприниматель | От 1 000 до 5 000 руб. | |||
Водитель | Штраф | От 1 000 до 3 000 руб. | Часть 2 статьи 11.23 КоАП | |
Повторное нарушение требований охраны труда | Организация (юридическое лицо) | Штраф | От 50 000 до 70 000 руб. | Часть 2 статьи 5.27 КоАП |
Индивидуальный предприниматель | От 10 000 до 20 000 руб. | |||
Должностное лицо | Дисквалификация от одного года до трех лет или штраф | От 10 000 до 20 000 руб. |
Меры наказания за упущения в вопросах безопасности
Специалисты говорят, требования по охране труда и пожарной безопасности созданы на крови. Это так, каждый пункт дописывается на основании характерных недостатков, выявленных в результате расследования несчастного случая с тяжелыми последствиями.
Согласно ст. 419 ТК РФ на любого трудящегося, независимо от статуса, налагаются штрафы, за выявленные нарушения в сфере охраны труда. В целях профилактики, контроля и предотвращение трудовых увечий разработаны нормативы безопасных трудовых процессов.
В трудовом коллективе каждый выполняет обязанности, предписанные должностными инструкциями. Чем больший ущерб предприятию и здоровью людей нанесен в результате недобросовестного выполнения обязанностей, тем жестче наказание ответственного за нарушение охраны труда.
Нормативные обоснования
Трудовой кодекс РФ – основная документальная база для нормирования охраны труда, что отражено в таких статьях:
- ст. 212 говорит об обязанностях работодателя перед персоналом по обеспечению трудовых условий, которые будут безопасными для сотрудников;
- ст. 419 подробно расписывает виды ответственности для работодателя и лиц, обеспечивающих охрану труда на предприятии;
- ст. 90, 192 говорят о формах дисциплинарной ответственности;
- ч.5 ст. 189 утверждает особые положения охраны труда, закрепленные федеральным законодательством для отдельных категорий работников;
- ст. 11 ТК РФ показывает степень материальной ответственности сторон по трудовому договору.
Кроме Трудового кодекса, права работника на охрану труда регулируются КоАП РФ (ст. 5.27). Согласно этому нормативному акту устанавливается административная ответственность работодателей и должностных лиц.
Ответственность «рублем»
Материальная ответственность – это возмещение ущерба, нанесенного вследствие виновных действий, какая бы сторона, работник или работодатель, ни нанесла этот ущерб.
Поскольку мы говорим о работодательской ответственности, рассмотрим, в каких случаях работник может получить компенсацию за нарушение охраны труда:
- Работодатель незаконно не позволяет работнику выполнять его обязанности. В этом случае работнику должна быть выплачена недополученная им заработная плата.
- Работодатель причинил ущерб имуществу сотрудника. Компенсация рассчитывается исходя из рыночных цен на день совершения нарушения. Ущерб можно возместить не только деньгами, но и в натуральной форме, если работник на это согласен.
- По вине работодателя работник ухудшил здоровье. Будет оплачено лечение и восстановление здоровья, если страховка не покроет этих затрат.
- Работодатель не совершил положенные выплаты вовремя. Если нарушены сроки уплаты зарплаты, отпускных, увольнительных и т.п., эти выплаты придется возместить с процентами за просрочку.
Уголовная ответственность в сфере охраны труда
Самые строгие кары нарушителям правил охраны труда предусмотрены как раз в уголовной области права, ведь несоблюдение этих требований может привести к значительным повреждениям здоровья людей и даже к их гибели. Руководитель попадет под уголовную ответственность, если одновременно соблюдены 2 условия:
- в результате нарушения сотрудник получил тяжелую (именно тяжелую, легкие травмы не требуют уголовного расследования) или смертельную травму;
- следственный комитет признал руководителя ответственным за нарушение гостребований по охране труда, в результате чего имел место несчастный инцидент.
Наказание на специалиста по охране труда и/или руководителя организации налагается в зависимости от наступивших последствий и особенностей самого несчастного случая:
-
Из-за несоблюдений требований по охране труда здоровью причинен тяжкий вред. В этом случае ответственность может быть следующей:
- штраф до 400 тыс. руб. или зарплаты виновного за полтора года;
- исправительные или принудительные работы сроком до 1-2 лет;
- лишение свободы на 1 год с ограничением права заниматься той или иной деятельностью или без такого ограничения.
-
По неосторожности лица, ответственного за охрану труда, погиб 1 человек. Суд может присудить виновному:
- принудительные работы до 4 лет;
- лишение свободы до 4 лет с лишением права занимать определенную должность до 3-летнего срока.
- По причине недостаточной охраны труда погибло 2 и более людей. Наказание еще более ужесточается:
- принудительные работы до 5 лет;
- лишение свободы до 5 лет с лимитом на соответствующую деятельность до 3 лет.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Серьезные наказания предусмотрены УК РФ также за нарушения правил соблюдения противопожарной безопасности, что тоже относится к нормам охраны труда (ст. 219 УК РФ).
Сотрудник того или иного предприятия, попадая в рабочую сферу, в обязательном порядке должен ознакомиться с правилами и требованиями по охране труда. Ничего важнее жизни не существует, поэтому нельзя пренебрегать правилами по охране труда на транспорте. Всякая работа,которая связана с транспортом, влечет за собой много опасностей. И неважно работаете вы в автомобиле, на железной дороге или на территории где имеется транспорт.
Добросовестный работодатель никогда не подпустит к работе человека, который не прошел инструктаж. Когда человек прослушал материал об охране труда, обязательно должен расписаться в специально отведённой книге. Этот журнал относится к строгой документации. Если вы прошли все круги бюрократии, то вы охраняетесь законом. Работодатель заключает с вами договор. Вас обязательно страхуют от несчастных случаев, оговариваются все виды компенсации. В свою очередь работник берет на себя ряд обязательств. Прежде всего, он отвечает за транспортное средство, на котором работает.
Охрана труда на транспорте это свод правил и требований, которые делают рабочий процесс безопасным и продуктивным, что в свою очередь, выгодно как работодателю, так и наемным сотрудникам.
Нормативные обоснования
Трудовой кодекс РФ – основная документальная база для нормирования охраны труда, что отражено в таких статьях:
- ст. 212 говорит об обязанностях работодателя перед персоналом по обеспечению трудовых условий, которые будут безопасными для сотрудников;
- ст. 419 подробно расписывает виды ответственности для работодателя и лиц, обеспечивающих охрану труда на предприятии;
- ст. 90, 192 говорят о формах дисциплинарной ответственности;
- ч.5 ст. 189 утверждает особые положения охраны труда, закрепленные федеральным законодательством для отдельных категорий работников;
- ст. 11 ТК РФ показывает степень материальной ответственности сторон по трудовому договору.
Кроме Трудового кодекса, права работника на охрану труда регулируются КоАП РФ (ст. 5.27). Согласно этому нормативному акту устанавливается административная ответственность работодателей и должностных лиц.