Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ГБУЗ ЯНАО «Красноселькупская ЦРБ» (далее — Больница) провела специальную оценку условий труда, по результатам которой был определен итоговый класс биологического фактора производственной среды и трудового процесса — 3.1 (прим: вредные условия труда 1 степени). В связи с этим такие гарантии как ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени и право на досрочное назначение страховой пенсии были исключены из коллективного договора. Далее Больница уведомила своих работников об изменении условий их трудовых договоров по причинам, связанным с изменением организационных условий труда, на основании ст. 74 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ). Работникам Больницы сообщили, что спустя два месяца с момента получения указанного уведомления они будут лишены права на дополнительный отпуск за вредные условия труда. В случае несогласия им может быть предложена иная работа, а в случае отказа от такой работы трудовой договор будет прекращен в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.
Работники (сотрудники рентгенологической службы, процедурного кабинета, отделения скорой помощи, инфекционного отделения) с позицией Больницы не согласились и пошли в суд с требованием о признании недействительными (незаконными) результатов СОУТ и соответствующих изменений, внесенных в коллективный договор.
Суд первой инстанции полностью поддержал работников. Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции в части признания недействительными изменений коллективного договора, в этой части в удовлетворении исковых требований отказал. Суд кассационной инстанции полностью поддержал позицию апелляционного суда.
Кто и как определяет?
Надо отметить, что время воздействия фактора при СОУТ не влияет только на три показателя – химический, биологический и ультрафиолетовое излучение. В остальных случаях оно учитывается напрямую. Например – в тяжести труда (рабочая поза, статические нагрузки), в напряженности рабочего процесса (работа с оптикой, нагрузка на голосовой аппарат, виброакустика, микроклимат, световая среда и др.).
Отсюда вопрос: кто и как должен определять время воздействия вредных факторов. И главное – кто несет за это ответственность?
По закону, только на нестационарных рабочих местах время выполнения каждой технологической операции (соответственно время воздействия вредных факторов) определяется экспертом оценивающей организации – на основании локальных нормативных актов, путем опроса работников и их непосредственных руководителей, а также путем проведения хронометража (Федеральный закон 426-ФЗ). Но разве эксперт сторонней организации может это сделать лучше, чем само предприятие? Конечно нет.
Для всех остальных рабочих мест эта работа проводится работодателем, и данные передаются в организацию, проводящую СОУТ. Значит, ответственность ложится на того, кто готовил эту важную информацию.
Результаты СОУТ затрагивают финансовые интересы, и чем результаты лучше (т. е. чем меньше зафиксированной «вредности»), тем меньше затраты на предоставление работникам соответствующих гарантий и компенсаций и тем меньше дополнительные взносы в различные фонды. Это и подталкивает недобросовестных руководителей к возможной фальсификации информации, предоставляемой оценивающим организациям.
Как определять время воздействия вредных факторов? Какой-либо единой утвержденной методики определения на сегодня не существует, поэтому каждая организация выбирает свой способ. Их много: опрос работников и их руководителей, хронометраж, фотография рабочего дня, составление карты или структур затрат рабочего времени. Неважно, каким способом будет учтено время, главное, чтобы это было объективно.
Все эти процедуры осуществляют службы работодателя. А результаты СОУТ затрагивают финансовые интересы, и чем результаты лучше (т. е. чем меньше зафиксированной «вредности»), тем меньше затраты на предоставление работникам соответствующих гарантий и компенсаций и тем меньше дополнительные взносы в различные фонды. Это и подталкивает недобросовестных руководителей к возможной фальсификации информации, предоставляемой оценивающим организациям.
Заблуждение 1. «Оценка профрисков – дело добровольное»
Аргументы работодателей
Закон не устанавливает порядок и четкие требования к оценке уровня профессиональных рисков. В Трудовом кодексе написано, что порядок процедуры устанавливает Минтруд с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 14 ст. 209 ТК). До сих пор такого документа нет. Электронный сервис Онлайнинспекция.рф подтверждает, что в законе нет четких требований к проведению оценки профрисков. Поэтому требование об обязательном проведении процедуры ничем не обосновано, и штрафовать за ее отсутствие ГИТ не вправе.
Можно ли признать отсутствие оценки профрисков малозначительным нарушением?
Скорее нет, чем да. Несвоевременная оценка профрисков может привести к аварийным ситуациям и травмированию работников. Роструд признает оценку профрисков базовой процедурой в СУОТ (п. 9.4 Приказа № 77). Поэтому при расследовании несчастных случаев инспектор ГИТ в первую очередь обратит внимание на то, выявил ли работодатель опасность, которая была реализована. Если в ходе расследования выяснят, что оценку профрисков не проводили, представители госорганов расценят это как фактор, отягощающий вину работодателя. Также комиссия по расследованию вправе признать отсутствие оценки профрисков и информирования
работников о возможных опасностях причиной несчастного случая.
На конференции Международной организации труда оценку профрисков, борьбу с профрисками и опасностями, а также развитие культуры безопасности через информирование и консультации работников назвали основополагающими принципами государственной политики в области охраны труда (ч. 3 ст. 3 Конвенции № 187 «Об основах, содействующих безопасности и гигиене труда»). В России закон обязывает работодателя принимать меры по выявлению и оценке
профрисков, в том числе информировать работников об уровнях профессиональных рисков на их рабочих местах (решение Промышленного районного суда города Смоленска от 02.03.2020 № 12-72/2020). Судебные решения подтверждают, что отсутствие оценки профрисков нельзя признать малозначительным деянием (решение Тульского областного суда от 18.12.2019 № 21-349/2019; решение Калужского районного суда Калужской области от 06.02.2020 № 12-56/2020). Однако если из-за отсутствия процедуры никто не пострадал, не было угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, судьи могут заменить штраф на предупреждение. При этом будут учитывать и другие обстоятельства, отягощающие административную ответственность, в том числе, были ли у работодателя ранее штрафы по статьям 5.27 и 5.27.1 КоАП. Учтите, что представители Минтруда, Роструда и сложившаяся судебная практика подтверждают, что управление профрисками – обязательная процедура для каждого работодателя. Поэтому рекомендуем не ждать, когда произойдет несчастный случай, а следовать требованиям Трудового кодекса и организовать на своем предприятии процедуру, руководствуясь Типовым положением о СУОТ.
Если руководством организации будут обеспечены безопасные условия на рабочих местах, подтвержденные результатами проведенной специальной оценкой условий труда или решением государственной экспертизы условий труда, утвержденные действующим Кодексом, компенсационные выплаты, и гарантии сотрудникам за работу на местах с опасными или вредными условиями труда не устанавливаются.
Каждый из специалистов компании имеет право на ознакомление с достоверной и актуальной информацией, касающейся условий и охраны труда на его рабочем месте, возникающих производственных рисках, и их степени, о предпринимаемых мерах, направленных на защиту от воздействия на организм опасных, вредных производственных факторов, возникающих на рабочем месте. Также сотрудник должен иметь возможность своевременно знакомиться с положенными ему компенсациями, гарантиями, получать средства индивидуальной защиты, своевременно получать информацию об использовании устройств, аппаратов, оборудования или комплекса приборов, устройств и оборудования, выполняющих дистанционное аудио или видеонаблюдение за производственным процессом, с целью обеспечения требований безопасности на рабочем месте.
Предоставить всю интересующую рабочего информацию обязан владелец организации, а также соответствующие государственные учреждения, общественные организации, в случае, если они обладают подобной информацией.
Руководство предприятия обязано немедленно оповестить сотрудника о результатах специальной оценки условий труда и присуждении его рабочему месту опасного класса.
Основные полномочия сотрудника федеральной инспекции труда согласно ст. 356 ТК РФ
Федеральная инспекция труда, в соответствии с возложенными на нее обязанностями, выполняет следующие задачи:
- предоставляет в территориальный орган по аккредитации предоставления о прекращении действия аттестата аккредитации компании, выполняющей СОУТ и допускающей нарушение определенных законодательством труда норм и требований специальной оценки условий труда;
- направляет в соответствующий регулирующий орган, выполняющий функции по разработке и реализации федеральной политики и нормативно-правовому контролю в сфере труда предложение, с просьбой аннулирования сертификата эксперта, разрешающего проведение мероприятий по СОУТ. Причиной в данном случае являются периодически допускаемые экспертом нарушения существующего законодательства о специальной оценке условий труда.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте
Работодатель обязан обеспечить каждому работнику безопасные для жизни и здоровья условия труда. Специальную оценку условий труда обязаны поводить все без исключения организации, предприятия и ИП, имеющие работников, за исключением вакантных рабочих мест, а также надомных и дистанционных работников. Освобождены от проведения СОУТ и работники религиозных организаций.
Экспертиза рабочих мест проводится независимой организацией, которая должна входить в специальный реестр Минтруда России. Процедура СОУТ заключается в выявлении наличия или подтверждения отсутствия вредных или опасных производственных факторов. В случае предполагаемой вредности, проводится комплекс мероприятий (замеров, исследований) для определения степени вредоносности. В результате рабочему месту присваивают класс опасности. В зависимости от этого класса определяются мероприятия и компенсации работникам, дополнительные выплаты, обязательность спецодежды и т.д.
Как применить отчет по специальной оценке условий труда?
Нельзя просто убрать результаты СОУТ в шкаф на 5 лет. Специальная оценка служит основанием для назначения дополнительного отпуска, сокращенной рабочей недели или дополнительных выплат. Все эти изменения необходимо включить в трудовые договоры, а для этого необходимо составить дополнительные соглашения для всех работников.
Для некоторых должностей могут быть назначены медосмотры или психологические освидетельствования, которые финансируются работодателем. Данными из отчета можно воспользоваться при закупке нового оборудования со сниженным вредным воздействием на людей и окружающую среду. Зная вредные факторы производства, отдел кадров сможет подбирать более подходящих кандидатов на определенные должности. Также специальная оценка условий труда может выявить неэффективность средств индивидуальной или коллективной защиты, а их замена может даже снизить класс условий труда для рабочего места.
Сроки проведения спецоценки.
Пожалуй, один из основных вопросов, интересующий многих работодателей, которые еще не провели спецоценку условий труда на рабочих местах, – когда же они должны это сделать?
Обратимся сначала к п. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ), согласно которому она проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным законом.
Причем в силу п. 4 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в случае, если до дня вступления в силу этого закона, то есть до 01.01.2014, в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации. При этом результаты последней используются так же, как и результаты спецоценки, в целях, названных в ст. 7 Закона № 426-ФЗ.
Однако из правила есть исключения.
1. Работодатель должен провести внеплановую специальную оценку условий труда в случаях, установленных ст. 17 Закона № 426-ФЗ:
- ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест (п.1 ч. 1);
- получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой спецоценки в связи с выявленными в ходе проведения надзора за соблюдением трудового законодательства нарушениями требований Закона № 426-ФЗ и других требований охраны труда (п. 2 ч. 1);
- изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 3 ч. 1);
- изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 4 ч. 1);
- изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников (п. 5 ч. 1);
- произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов (п. 6 ч. 1);
- наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой спецоценки условий труда (п. 7 ч. 1).
Срок проведения внеплановой проверки составляет 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 2, 4 – 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.
К сведению
До 01.05.2016 срок проведения внеплановой проверки для всех случаев составлял шесть месяцев.
2. В отношении рабочих мест, указанных в ч. 7 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, спецоценка условий труда проводится с учетом особенностей, установленных Минтрудом по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности. До установления таких особенностей применяется общий порядок, предусмотренный Законом № 426-ФЗ.
Обратите внимание
Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей, утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 № 290.
Отметим также, что согласно ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018.
Поэтапная процедура спецоценки не может проводиться в отношении рабочих мест | ||
---|---|---|
Работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей, с учетом которых досрочно назначается пенсия по старости |
В связи с работой на которых в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда |
На которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда |
Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.
Важно: Аналогичные рабочие места
Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:
|
24 Марта 2020
ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года
Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается
ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая
Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ
Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ
18 Марта 2020
Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок
На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!
Когда нужна повторная спецоценка, а когда экспертиза
Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.
Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.
В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).
ТРЕТИЙ ШАГ: подписание договора на выполнение спецпроверки трудовых условий
Проведением специальной оценки условий труда совместно с комиссией от организации занимаются специализированные лаборатории. Выбирать проверяющих по принципу, чьи услуги обойдутся дешевле, не стоит. В этой сфере достаточно неблагонадежных организаций и мошенников. Поиск лучше осуществлять в реестре аккредитованных лабораторий по проведению СОУТ.
Типичные ошибки в организации и проведении спецоценки условий труда
Некоторые лаборатории выполняют теоретическую оценку, опираясь на производственную документацию, изучая технические паспорта оборудования и фотоснимки рабочей среды. Выезд на предприятие они не осуществляют, предлагая скидку. Это очень плохой способ экономии.
Работники компании, которые ежедневно трудятся в условиях, которые могут оказаться на деле вредными и требующими компенсации за вред здоровью, могут подать письменную жалобу в трудовую инспекцию. Руководителю не только придется потратиться на повторную проверку, но и выплатить штраф за нарушение правил проведения СОУТ.
Типичной ошибкой может стать умышленное занижение показателей трудовой среды. В последующем работодатель сможет сэкономить на льготных выплатах. Но когда факт подлога вскроется, ответственность не заставит себя долго ждать.
Чем грозит ненадлежащая спецпроверка?
Трудовая инспекция очень легко определит нарушения в проведении СОУТ после изучения протокола оценки. Первый фактор, указывающий на низкое качество анализа условий труда и заинтересованность проверяющего в подыгрывании работодателю, класс условий труда.
Всего выделяют 4 класса.
- Оптимальный – нет опасности для здоровья сотрудников.
- Допустимый – неблагоприятное воздействие присутствует, но минимизируется за счет применения средств индивидуальной защиты, дополнительных перерывов на отдых, современного оснащения помещения.
- Вредный – имеет несколько подклассов, чем выше ступень, тем вреднее процесс производства.
- Опасный – сотрудникам полагается ранний выход на пенсию и ряд льгот.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ: регистрация работодателя в системе ФГИС
С 2020 года в трудовом законодательстве были проведены некоторые изменения, после чего стала обязательной регистрация каждой процедуры СОУТ в реестре ФГИС. Теперь предприятие должно получить специальный идентификационный номер перед организацией и проведением специальной оценки условий труда. Номер выдается в течение пяти рабочих дней с момента заключения договора на выполнение СОУТ. Он будет фигурировать в итоговом отчете.
Идентификационный номер можно посмотреть на официальном портале Министерства труда в реестре. Также подрядчик, выполняющий СОУТ должен отправить идентификатор заказным письмом или на электронную почту с обязательным заверением электронной подписью.
ВАЖНО! Если в базе Минтруда не будет обнаружен идентификационный номер процедуры СОУТ, то выполненная спецоценка условий труда будет считаться недействительной. Что повлечет за собой штраф после проверки госорганами.
Вопросы судебного применения законодательства о специальной оценке условий труда
Военный прокурор предъявил иск об обязании провести специальную оценку условий труда.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ обратила внимание на целый ряд обстоятельств, которые не были учтены предыдущими инстанциями при разрешении данного спора.
Так, работодатель обязан организовать и финансировать специальную оценку условий труда. Проводится же она специализированной организацией, отвечающей установленным требованиям, на основании договора. Только работодатель может выступать заказчиком подобных услуг.
Ввиду этого необходимо было установить, кто именно является работодателем по отношению к работнику на соответствующей должности.
Следовало проверить, вправе ли прокурор предъявить подобный иск, нарушены ли права работников.
Кроме того, в отношении некоторых рабочих мест специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31.12.2018.
Для специализированной организации потребуется дополнительная информация:
- штатное расписание;
- СНИЛСы работников;
- используемое оборудование на каждом рабочем месте;
- продолжительность рабочего дня;
- график работы
- должностные инструкции на каждого работника;
- результаты производственного контроля рабочих мест (обязательное нововведение с 2020 года);
- марка автотранспортного средства, а также год выпуска, госномер и используемое топливо;
- карта фотографии рабочего времени (очень муторное занятие, не люблю им заниматься, и радуюсь, когда специализированная организация берет это на себя).
Выявление вредных и опасных факторов – это уже обязанность специализированной организации, но для понимания полной картины происходящего организовывая порядок проведения СОУТ, нужно знать и про этот момент.
После сбора информации, исследования рабочих мест и проведения замеров, специализированная организация переходит к определению степени вредности, которые, в свою очередь, делятся на 4 класса.
По окончании проведения СОУТ к каждому из классов будут применены определенные гарантии и компенсации.
Еще одной обязанностью является размещение на официальном сайте результатов СОУТ. Причем если сайта у вас на самом деле нет, то это обязательство снимается. Во всех остальных случаях оформить их на своем интернет–ресурсе вы обязаны.И сделать это необходимо в течение 30 календарных дней.
В 21 веке уже у каждой компании есть хотя бы не большой, но сайт, где необходимо размещение результатов СОУТ на сайте:
- Сводная ведомость.
- План мероприятий по улучшению условий труда.
Помимо соблюдения закона, это еще дает работодателю небольшой плюсик в карму. Грамотный соискатель, рассматривая ваш сайт, может обратить внимание на информацию о спецоценке и сделает для себя вывод, что компания серьезная, законы соблюдает и не пройдет мимо. Важно заметить, если будет прием новых сотрудников на данную должность, от руки ничего вписывать не нужно, используйте для этих целей лист ознакомления.
По окончании специальной оценки условий труда, готовится приказ о завершении, где «по полочкам» разложено, с какого числа необходимо предоставлять компенсации, кому и в каком размере. Этот документ по закону необязателен, и готовить его или нет, тут уже вам решать. Готовила я его для большей прозрачности, потому что, если организация большая, потом может начаться: «А мы и не знали».
Хочется акцентировать ваше внимание на тему “Вопросы по специальной оценке условий труда”. Они возникали у меня организовывая СОУТ на предприятии и по окончании работ. В последствии и коллеги обращались за помощью с теми же вопросами. Вот и решила помочь своим читателям и рассказать о всех проблемных ситуациях, которые могут у вас возникнуть, какие бывает ошибки при проведении СОУТ.
Предложу решение, подкрепляя свой рассказ образцами документов и нормативным подтверждением. Кроме того, часто можно реально сэкономить бюджет компании и лишний раз не «прогонять» рабочие места через СОУТ, в каких случаях, узнаете прочитав заметку до конца.
При приеме на вновь введенную должность сотрудника, где СОУТ еще не провели, естественно указывать в трудовом договоре нечего. Что делать в этом случае? Можно (хочу подчеркнуть слово «можно») указать с каким оборудованием придется работать, какие-либо особенности, описать рабочее место.
А вот гарантии и компенсации сотрудник начинает получать только с момента вступления в силу результатов СОУТ. К примеру, я с уверенностью могу сказать, что сварщикам полагается надбавка к зарплате, но выплачивать ее можно только, когда будет утвержден отчет об окончании специальной оценки условий труда.
- разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
- информирование работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
- обеспечение работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащение рабочих мест средствами коллективной защиты;
- осуществление контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;
- организация в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
- установление работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций;
- установление дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
- расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- подготовка статистической отчетности об условиях труда;
- решение вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- рассмотрение и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
- определение в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
- принятие решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
- оценка уровней профессиональных рисков;
- иные цели, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Все о проведение специальной оценки условий труда пошаговый алгоритм 2021 года
Для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия по проведению СОУТ, число членов которой должно быть нечетным. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.
- утверждает перечень рабочих мест, подлежащих СОУТ, с выделением аналогичных рабочих мест*;
- утверждает результаты идентификации вредных и (или) опасных факторов;
- принимает решение о декларировании или проведении исследований и оценки вредных и (или) опасных факторов;
- формирует перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям
- принимает решение об использовании результатов производственного контроля при проведении СОУТ (по представлению эксперта);
- принимает решение о невозможности проведения исследований в случае, угрозы для жизни работников и экспертов и отнесения условий труда к опасному классу;
- принимает решение о снижении класса условий труда по результатам оценки эффективности СИЗ на основании заключения эксперта
- подписывает и утверждает отчет о проведении специальной оценки условий труда.
.
Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.
Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.
Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:
- на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
- сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.
Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.
Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.
С 2020 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:
- в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
- в форме электронного документа, подписанного УКЭП.
Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:
- 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
- В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).