Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Непубличное ао раскрытие информации 2021». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законодательство не обязывает ЗАО, не участвующие в торгах, раскрывать информацию ежеквартальной отчетности, публиковать сообщения о важных фактах, как публичные АО. Но при этом некоторые правила касаются и их.
Ответственность за нарушение закона
Нарушение процедуры раскрытия информации публичными компаниями влечет административную ответственность.
Основной объем штрафов накладывается по статье 15.19.2 КоАП РФ за нарушения, связанные с порядком и срокам раскрытия информации. В основном, надзорный орган проверяет факт и сроки собственно раскрытия информации, нежели чем её полноту и достоверность.
К примеру, за нераскрытие или нарушение порядка и сроков раскрытия, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо раскрытие информации, вводящей в заблуждение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
ЦБ изменил правила раскрытия эмитентами информации
Акции непубличной компании не могут обращаться на бирже, их нельзя предложить для покупки неограниченному кругу лиц.
Это основной момент. Именно в этом состоит суть публичных компаний – возможность размещения акций на фондовом рынке и привлекать дополнительные инвестиции за счет увеличения собственных средств (уставного капитала).
Для выхода на фондовую биржу акции должны быть понятны для инвесторов. Это делается для повышения доверия к экономическому субъекту, а также для того, чтобы все акционеры имели равную возможность оценить перспективы корпорации, примерную стоимость ценных бумаг и влияние на нее внутренних факторов.
Факты о деятельности ПАО оперативно раскрываются всем заинтересованным лицам.
Уставом непубличной компании могут быть установлены ограничения на продажу акций.
В нем может быть установлено преимущественное право приобретения акционерами акций, продаваемых другими акционерами, по установленной цене. Преимущественное право по общему правилу действует пропорционально количеству акций, принадлежащих каждому из акционеров.
Что это значит? Например, всего размещено 100 акций по цене 1 рубль. Один из акционеров, у которого 50 акций решил их продать. У оставшихся двух акционеров по 20 и 30 акций соответственно.
Это значит, что в случае, когда оба оставшихся акционера захотят выкупить пакет продаваемых акций (50 штук), то первый сможет претендовать на 20 штук, а второй на 30 штук – пропорционально их текущему участию в капитале АО.
Уставом непубличного общества, предусматривающим преимущественное право его акционеров на приобретение отчуждаемых по возмездным сделкам акций, может быть предусмотрено также преимущественное право АО на приобретение отчуждаемых акций в случае, если его акционеры не использовали свое преимущественное право.
Совсем другое дело с публичными акционерными обществами. Они имеют право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в акции. То есть направлять эти ценные бумаги в публичную продажу, заранее не зная, кто и в каком количестве их приобретет. По этой причине акции непубличных обществ не могут обращаться на бирже, это удел акций публичных АО.
Однако, вне зависимости от того, акционером какого общества вы являетесь, для защиты своих прав нужно хорошо изучить как минимум два документа. Во-первых, федеральный закон «Об акционерных обществах», а во-вторых, Устав акционерного общества. Остается верить, что вы прислушаетесь к нашему совету и прочтете все от «корки до корки».
Подводя итог, обращаем ваше внимание на три очень важных момента:
- Владельцы акций ПАО могут продавать свои ценные бумаги самостоятельно, не спрашивая согласия других акционеров или руководства корпорации.
- Если вы решили продать акции непубличного АО, то нужно внимательно изучить Устав общества. Если в нем установлено преимущественное право акционеров на приобретение акций, то следует сообщить о своем решении руководству АО, которое известит других акционеров. Возможно, они против появления среди владельцев акций общества новых лиц и выкупят ваши акции.
- У акционеров ПАО отсутствует преимущественное право на покупку акций других акционеров. Поэтому контроль над составом акционеров отсутствует.
Новые правила раскрытия информации акционерными обществами
Согласно ст. 92 ФЗ об АО и гл. 8 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ЦБ (утв. Приказом ФСФР России от 04.10.2011 N 11-46/пз-н) указанные компании должны раскрывать следующую информацию:
1) Годовой отчет.
2) Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность.
3) Сообщение об утверждении или не утверждении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
4) Устав.
5) Изменения в устав.
6) Внутренние документы, регулирующие деятельность органов компании (изменения к ним).
7) Сведения об аффилированных лицах (изменения к ним).
8) Решение о выпуске (дополнительном выпуске) ЦБ.
9) Информация о банковских реквизитах и цене изготовления копий документов по запросу заинтересованных лиц (или отсутствие платы). Также рекомендуется указывать сведения о сотруднике компании, с которым можно связаться по вопросам раскрытия информации (ФИО, должность, номер телефона, факса, адрес электронной почты) и форму заявления на получение копий документов.
10) Правила ведения реестра акционеров (если он ведется самостоятельно). Вместе с тем, с 01.10.2014 все АО должны были передать ведение реестра регистратору.
11) Дополнительные сведения:
- о приобретении компанией более 20% голосующих акций другого АО;
- о раскрытии компанией на интернет-странице годового отчета, годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, списка аффилированных лиц;
- об изменении адреса страницы в сети Интернет, используемой компанией для раскрытия информации;
- о проведении ОСА;
Требования к срокам раскрытия и к самим документам отражены в указанном выше Положении.
Также следует помнить об обязанности АО в случае размещения ЦБ раскрывать информацию на этапах эмиссии ЦБ.
У эмитентов, у которых зарегистрирован проспект ЦБ, согласно ст. 30 ФЗ О рынке ценных бумаг существует обязанность раскрывать:
- ЕЖО;
- сообщение о существенных фактах;
- годовую и полугодовую консолидированную финансовую отчетность.
ГК РФ в новой редакции также обязывает акционеров ПАО раскрывать информацию о заключенном корпоративном договоре в пределах, в порядке и на условиях, которые предусмотрены ФЗ об АО. Соответствующие изменения ещё не внесены в специальный закон, но, исходя из проекта внесения изменений в данный нормативный акт, можно предположить, что данная процедура будет выглядеть следующим образом. Акционеры, заключившие КД, должны уведомить компанию о данном факте в течение 5 дней с момента его заключения. В данном уведомлении необходимо отразить следующие сведения:
- полное фирменное наименование компании;
- имена или наименования сторон КД;
- дата заключения КД и дата его вступления в силу.
Указанным проектом закона непубличным АО вменяется обязанность вносить в ЕГРЮЛ сведения о наличии КД, предусматривающего непропорциональный объем правомочий акционеров компании, и предусмотренном им объеме правомочий участников компании.
Банк России в своем Письме от 18 августа 2014 г. N 06-52/6680 рекомендовал компаниям, которые отвечают признакам публичности и ЦБ которых находятся в процессе размещения, раскрыть информацию о соответствии их признакам ПАО.
Компания может быть освобождена от обязанности раскрывать информацию, предусмотренную ст. 30 ФЗ о рынке ценных бумаг. Для этого АО должно обратиться с соответствующим заявлением в Банк России. Закон предусматривает возможность освобождения компании от указанной обязанности, только если будут соблюдены все из перечисленных ниже условий:
- решение о подаче указанного заявления принято большинством в ¾ голосов акционеров — владельцев голосующих акций, которые участвовали в ОСА;
- отсутствие у АО иных эмиссионных ЦБ (исключение – акции, в отношении которых осуществлена регистрация проспекта);
- ЦБ компании не допущены к организованным торгам;
- количество акционеров в компании не больше 500.
Банк России должен подготовить свое решение по заявлению компании в срок не позднее 30 дней с момента получения заявления, а если для принятия решения возникнет необходимость в проверке представленных сведений и документов, то срок может увеличиться ещё на 30 дней.
Полный перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению, а также порядок рассмотрения Банком России заявления компании отражены в Приказе ФСФР РФ от 09.12.2010 N 10-75/пз-н.
Новые сервисы для акционеров. Инновационные продукты для удобства людей.
25 мая 2020 23 561
К 1 июня списываются налоги за II квартал для малого бизнеса
18 мая 2020 15 439
Для небольших АО обязательный аудит будет отменён
21 октября 2020 17 3961
АО или ООО, что выбрать?
25 мая 2020 24 2929
Когда эмитенты должны опубликовать текст отчета за I квартал 2020 года
12 мая 2020 15 562
В ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее №39-ФЗ) выделяется понятие публичного размещения эмитентом ценных бумаг как открытой подписки. В этом контексте публичные компании-ОАО и ЗАО, которые участвуют в торгах фондами на бирже. Торгуя бумагами, АО становятся доступны широкому кругу заинтересованных лиц, поэтому информация открывается для всех желающих участвовать в торгах.
В нормах закона РФ «Об акционерных обществах» определяется, какая информация раскрывается. Порядок процедуры регулирует №39-ФЗ (большей частью, в статье 30) и Положение №06-117 от 10/10/2006г., касающееся сведений эмитентов.
Законодательство не обязывает ЗАО, не участвующие в торгах, раскрывать информацию ежеквартальной отчетности, публиковать сообщения о важных фактах, как публичные АО. Но при этом некоторые правила касаются и их.
- Должна быть раскрыта информация об изменении акций на 5, 10 и т.д. процентов. Форма подачи информации публичными и непубличными АО отличается.
- АО обязаны создать и сделать доступными для ознакомления Правила ведения реестра владельцев ценных бумаг, если таковой должен у них быть (приказ ФСФР от 2009 г.).
- Они сдают отчетность в ФСФР ежегодно до 15 февраля, которые включают сведения о АО, количестве размещенных бумаг, доле государства и муниципалитета, сведения об операциях с бумагами.
Непубличные АО с точки зрения объема раскрываемой информации делятся на:
- ОАО, не обязанных раскрывать ежеквартальные отчеты и существенные факты;
- АО, обязынных раскрывать ежеквартальные отчеты и существенные факты, но не имеющих ценных бумаг, допущенных к обращению на фондовой бирже.
На непубличные ЗАО возлагаются некоторые обязательства по раскрытию. Они должны раскрывать Правила ведения реестра владельцев ценных бумаг (Приказом ФСФР России от 13.08.2009 № 09-33/пз-н) и отчет Акционерного общества, осуществляющего самостоятельное ведение реестра, если ведут реестр самостоятельно. Акционерные общества, самостоятельно осуществляющие ведение реестра владельцев именных ценных бумаг, обязаны ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, представлять отчетность по состоянию на конец отчетного периода, в территориальные органы ФСФР России по месту своего нахождения.
Так же непубличные ЗАО должны раскрывать свои банковские реквизиты и порядок взимаемых расходов за предоставление копий документов.
С 1 января 2013 года вступили в силу требования публиковать сведения о фактах деятельности юридических лиц в специализированном федеральном информационном ресурсе, обусловленные федеральным законом от 08 августа 2011 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Вносить в Единый федеральный реестр необходимо сведения:
- подлежащие опубликованию в соответствии с ГК РФ (абз.2 п.1 ст.60 ГК РФ; П.1 ст. 63 ГК РФ);
- сведения о стоимости чистых активов АО на последнюю отчетную дату;
- сведения о стоимости чистых активов ООО, в случаях, предусмотренных федеральным законом;
- сведения о получении лицензии, приостановлении, возобновлении действия лицензии, переоформлении лицензии, об аннулировании лицензии или о прекращении по иным основаниям действия лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;
- сведения о вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения;
- сведения, внесение которых предусмотрено другими федеральными законами;
- иные сведения, которые юридическое лицо вносит по своему усмотрению.
Нарушение процедуры раскрытия информации публичными компаниями влечет административную ответственность.
Основной объем штрафов накладывается по статье 15.19.2 КоАП РФ за нарушения, связанные с порядком и срокам раскрытия информации. В основном, надзорный орган проверяет факт и сроки собственно раскрытия информации, нежели чем её полноту и достоверность.
К примеру, за нераскрытие или нарушение порядка и сроков раскрытия, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо раскрытие информации, вводящей в заблуждение, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Главное преимущество ПАО – законная возможность свободной реализации акций любым лицам без каких-либо условий и ограничений. При этом отчуждение акций не предполагает наличия официального согласия со стороны третьих лиц. Не менее важная особенность публичного АО отсутствие ограничений по количеству акционеров и максимально возможной величине учредительного капитала.
Следствием указанных обстоятельств особенностью ПАО становится возможность объединения любого и неограниченного дополнительными условиями количества акционеров, среди которых могут присутствовать как мелкие, так и крупные владельцы акций. Это позволяет привлечь в акционерное общество инвестиции в объеме, необходимом для успешного развития и ведения бизнеса.
Оборотной стороной настолько серьезных преимуществ становится повышенное внимание к ПАО со стороны регулятора. Оно выступает логичным следствием необходимости защиты интересов большого круга лиц, которые могут являться акционерами АО.
К деятельности ПАО предъявляется ряд требований. Первое и главное – раскрытие обязательной информации о деятельности акционерного общества. В ее состав входят следующие документы: годовой отчет; бухгалтерская отчетность также годовая; в ряде случаев проспект эмиссии ценных бумаг ПАО; сообщения о важных событиях в работе АО, например, общем собрании акционеров; другие документы, перечень которых определяется дополнительными нормативными актами.
Вторая группа требований касается жесткого регламентирования всех этапов деятельности ПАО, начиная с регистрации и заканчивая ликвидацией акционерного общества. Основной задачей подобного контроля выступает обеспечение открытости и прозрачности акционерного общества, размещающего акции на фондовом рынке.
Отдельно следует отметить несколько особенностей регистрации ПАО:
- для того, чтобы создать ПАО необходимо зарегистрировать непубличное АО, которое в дальнейшем должно приобрести статус публичного акционерного общества и внести изменения в устав;
- минимальная величина уставного капитала ПАО – 100 тыс. руб.;
- обязательным условием является выпуск проспекта эмиссии акций АО и листинг ценных бумаг на бирже;
В 2014 году были пересмотрены определения, касающиеся организационно-правовых форм юридических лиц. Федеральный закон № 99 от 5.05.2014 внес поправки в законодательство и упразднил понятие ЗАО. Одновременно вводилось новое разделение для хозяйственных обществ, различая их по критерию открытости для третьих лиц и возможности стороннего участия.
Публичные и непубличные акционерные общества различаются согласно статье 63.3 Гражданского кодекса. Определяющим признаком является свободный оборот акций компании, поэтому будет ошибкой механически переводить старые определения в новые (например, считать, что все ОАО автоматически становятся ПАО). Согласно законодательству:
- К числу публичных акционерных обществ относятся не только ОАО, но и ЗАО, имеющие открыто размещенные облигации или другие ценные бумаги.
- В категорию непубличных АО входят акционерные компании закрытого типа, плюс – ОАО, не имеющие акций в обороте. При этом, категория НО будет еще шире – помимо НАО, сюда входит и ООО (общества с ограниченной ответственностью).
Учитывая специфический характер ЗАО, упрощающий задачу концентрации активов в руках группы лиц, объединение его в одну группу с ООО вполне логично. Законодательная необходимость создания категории НО становится предельно понятной – это объединение в одну группу хозяйственных обществ, исключающих стороннее влияние. При этом, непубличное общество с ограниченной ответственностью без особых сложностей может быть преобразовано в НАО (обратный процесс тоже возможен).
С точки зрения законодательства, непубличная акционерная компания представляет собой особую категорию субъектов хозяйственной деятельности. К числу основных отличительных особенностей относятся:
- Ограничения по приему участников. Это могут быть только учредители. Они выступают единственными акционерами, так как акции компании распространяются только среди них.
- Уставной капитал имеет нижний предел в 100 МРОТ, который формируется за счет внесения имущества или денежных средств.
- Регистрации непубличного АО предшествует подготовка не только устава компании, но и корпоративного договора между учредителями.
- Управление НАО осуществляется с помощью общего собрания акционеров с нотариальной фиксацией решения.
- Количество сведений, которые непубличное АО должна размещать в открытом доступе гораздо меньше, чем у других видов АО. Например, непубличные акционерные общества, за небольшим исключением, освобождены от обязанности публикации годовых и бухгалтерских отчетов.
Непубличное акционерное общество – это юридическое лицо, соответствующее следующим критериям:
- минимальный размер уставного капитала – 10 000 руб. (При регистрации вносить весь объём капитала не требуется, средства можно вносить постепенно. Через 90 дней должно быть готово минимум 50%);
- количество акционеров – не более 50;
- в наименовании организации нет указания на то, что она является публичной;
- акции компании не размещаются на бирже и не предлагаются к приобретению по открытой подписке.
Согласно Закону о конкуренции, аффилированные лица могут быть у:
1. Предприятия:
— один из владельцев данного юридического лица;
— член какого-либо органа управления (например, совета директоров);
— лица, имеющие в своем распоряжении не менее 20% от всего количества решающих акций;
— организация, в которой рассматриваемый субъект получает право распоряжаться количеством голосов, превышающим 20% от общего;
— сторона, осуществляющая полномочия единоличного органа.
2. Физического лица, ведущего предпринимательскую деятельность:
— граждане, которые относятся к той же самой группе, что и данный субъект;
— организация, в которой рассматриваемый предприниматель вправе распоряжаться 20% и более от всего количества голосов, выраженных решающими акциями, вкладами, долями в уставном капитале.
3. Предпринимателей-участников финансово-промышленных групп:
— члены наблюдательных органов либо советов директоров;
— коллегиальные управленческие структуры;
— субъекты, которые осуществляют полномочия единоличных подразделений группы.
Как собрать данные и что с ними делать
Для исполнения обязанностей по ведению реестра общество вправе запрашивать информацию у участников (акционеров). Для этого проводят опросы, направляют участникам анкеты и пр.
Вот образец информации об аффилированных лицах для запроса у участников:
Запрос АО «Идеальная организация» в целях исполнения обязанности, предусмотренной Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», просит вас сообщить сведения, необходимые для установления аффилированности, а именно: 1. Обо всех организациях, в которых Вы (для граждан — Ваши супруги (родители, дети, братья и сестры)) являетесь участником, владеющим более чем 50% уставного капитала, или имеете возможность распоряжаться более чем 50% голосов от общего количества голосов. 2. Обо всех организациях, которым Вы (для граждан — Ваши супруги (родители, дети, братья и сестры)) имеете право давать обязательные указания. 3. Обо всех организациях, в которых Вы (для граждан — Ваши супруги (родители, дети, братья и сестры)) являетесь директором или иным субъектом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа. 4. Обо всех организациях, в которых на основании Вашего предложения (для граждан — супруга (родителя, детей, брата и сестры)) был избран (назначен) директор или избрано (назначено) более 50% членов совета директоров или коллегиального исполнительного органа. Кроме того: Для граждан: обо всех организациях, в которых Вы являетесь членом коллегиального органа управления или совета директоров. Для участников организаций: обо всех своих акционерах (участниках). |
Аффилированное лицо физического лица
Аффилированным лицами физ. лица, ведущего предпринимательскую деятельность, могут быть:
Лица, которые принадлежат к той же группе лиц, что и данное физическое лицо
— юридическое лицо, где физ. лицо имеет право распоряжаться 20% от общего количества голосов, доводящихся на голосующие акции или же составляющие уставный капитал вклад от доли юридического лица.
Акционерные общества регулярно предоставляют сведения о своих аффилированных лицах в Федеральную комиссию по ценным бумагам. Также, любое акционерное общество обязано готовить списки своих аффилированных лиц к ежегодной публикации в СМИ. Помимо этого, в списках должны указываться типы и количество принадлежащих аффилированным лицам акций.
Закона N 208-ФЗ и раздела VIII Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР от 04.10.2011 N 11-46/пз-н (далее — Положение N 11-46/пз-н), сохраняется и после вступления в силу изменений в ГК РФ*(2). Однако после 1 сентября 2014 года он указывает на необходимость раскрытия информации в соответствии с нормами ст. 92 Закона N 208-ФЗ и разделом VIII Положения N 11-46/пз-н только публичными акционерными обществами, одновременно говоря о том, что требования к составу информации, подлежащей обязательному раскрытию акционерными обществами, которые привели устав в соответствие с ГК РФ и не являются публичными, а также к порядку и срокам раскрытия такой информации будут установлены законодательством Российской Федерации при его приведении в соответствие с ГК РФ в редакции Закона N 99-ФЗ.
За непредставление, несвоевременное представление или представление неполной или недостоверной информации об аффилированных лицах акционерное общество несет ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях от 31.12.2001 (далее — КоАП РФ).
Статья 15.19 КоАП РФ определяет ответственность за нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством, в виде наложения административного штрафа на должностных лиц — в размере от 30 до 40 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.15.19 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области рынка ценных бумаг, — ФКЦБ.
От имени ФКЦБ рассматривать дела данной категории вправе руководитель ФКЦБ, его заместители, а также руководители региональных отделений ФКЦБ.
С.Рогоцкая
АКДИ «Экономика и жизнь»
Под аффилированными лицами понимают физических лиц и организации, которые могут повлиять на управление компанией. В ряде случаев АО и ООО обязаны извещать об аффилированных лицах.
Аффилированность — суть и применение
Подробное представление об аффилированности дает ст. 4 закона «О конкуренции…» от 22.03.1991 № 948-1, не только излагающая суть этого понятия, но и приводящая перечень лиц, считающихся аффилированными для юрлиц и ИП.
Аффилированностью этот закон называет способность юр- и физлиц оказывать влияние на деятельность (принятие решений, результаты работы) юрлиц и ИП. ГК РФ (ст. 53.2) увязывает такое влияние с наступлением правовых последствий и отождествляет аффилированность с определением «связанность».
Для юрлица аффилированными окажутся:
- физлица, входящие в коллегиальные органы управления им или руководящие единолично (в т. ч. это относится к коллегиальным и единоличным руководителям органов управления финансово-промышленной группы, если юрлицо является участником такой группы);
- лица (как юридические, так и физические), владеющие больше чем 20%-ной долей в его уставном капитале;
- юрлица или физлица, образующие общую с ним группу.
Для ИП аффилированность возникает в отношении:
- юрлиц, в которых он владеет больше чем 20%-ной долей в уставном капитале;
- юрлиц или физлиц, образующих общую с ним группу.
Общей группа считается (ст. 9 закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ) при наличии:
- у физлица или юрлица — больше чем 50%-ной доли в уставном капитале организации;
- у юрлица:
- единоличного исполнительного органа, представленного как физлиц, так и юрлицом;
- лиц (физических либо юридических), имеющих право на выдачу указаний, обязательных для исполнения им (включая рекомендации по назначению единоличного или коллегиального исполнительного органа);
- у двух юрлиц — руководства, больше чем наполовину состоящего из одних и тех же лиц;
- у физлица — супруга (супруги) и близких родственников (в т. ч. на правах усыновления);
- у лиц (физических либо юридических), уже входящих в определенную группу, — других лиц (физических либо юридических), отношения с которыми отвечают признакам вхождения в группу;
- у одного из лиц (физических либо юридических), образующих группу, — больше чем 50%-ной доли в уставном капитале организации.
Используется понятие аффилированности в самых различных правовых областях, например, таких как законодательство:
- о налогах (п. 2 ст. 269 НК РФ);
- банкротстве;
- эмиссии ценных бумаг;
- АО и ООО;
- труде (в части увольнения руководителей ФГУП);
- связи.
О том, какие основания для увольнения руководителя юрлица содержатся в ТК РФ, читайте в материале «Ст. 81 ТК РФ: вопросы и ответы».
Взаимозависимость — понятие, значимое для НК РФ
В налоговом законодательстве, несмотря на присутствие в НК РФ термина «аффилированные лица» (п. 2 ст. 269), более широко применяется понятие взаимозависимости. Расшифровку его сути и перечень ситуаций, в которых лица оказываются взаимозависимыми, содержат ст. 20 и 105.1 НК РФ.
Взаимозависимость возникает, когда лица (юридические или физические) имеют возможность самостоятельно или через своих зависимых лиц влиять на:
- условия заключаемых сделок;
- результаты заключенных сделок или итоги осуществляемой деятельности.
Влияние может осуществляться через:
- участие в уставном капитале;
- заключенное между лицами соглашение;
- иные возможности.
Взаимозависимыми следует считать:
- юрлицо и юрлиц и физлиц с долей участия в его уставном капитале, превышающей 25%;
- 2 юрлица, имеющих в каждом из них больше чем 25%-ную долю участия одного и того же лица;
- юрлицо и юрлиц или физлиц, имеющих возможность назначать его единоличный исполнительный орган или не меньше 50% состава коллегиального органа (в т. ч. через своих взаимозависимых лиц);
- 2 юрлица, у которых коллегиальный орган управления больше чем на 50% состоит из одних и тех же людей.
- юрлицо и его единоличный исполнительный орган, а также 2 юрлица, имеющих один и тот же единоличный исполнительный орган;
- юрлицо и юрлиц или физлиц, которые по цепочке (в каждой последующей организации) имеют долю участия, превышающую 50%;
- физлиц с отношениями, основанными на подчиненности;
- физлиц, имеющих супруга (супругу) или близких родственников (в т. ч. на правах усыновления), а также состоящих во взаимоотношениях опекунства.
В отношении физлица размер доли его участия в юрлице оценивается по совокупности участия не только его самого, но и физлиц, являющихся для него взаимозависимыми (супруги, близкие родственники, а также те, с которыми отношения возникли на условиях усыновления или опекунства).
Возможно признание взаимозависимыми лиц:
- добровольно объявляющих себя таковыми;
- по решению суда, в т. ч. по основаниям, не перечисленным в ст. 105.1 НК РФ.
Не признаются основанными на зависимости:
- сделки, совершение которых обусловлено преимущественным положением ее участника (участников) на рынке;
- участие государства или его субъектов в российских юрлицах.
Наличие взаимозависимости учитывается в таких вопросах налогового законодательства, как:
- сделки, подлежащие контролю (ст. 40, 45, гл. 14.2–14.5 НК РФ);
- обложение НДФЛ доходов от матвыгоды (ст. 212, 217 НК РФ);
- определение величины имущественного налогового вычета (ст. 220 НК РФ);
- восстановление амортизационной премии при досрочной (до истечения 5 лет с ввода в эксплуатацию) продаже основного средства (п. 9 ст. 258, подп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ);
- определение величины процентов по долговым обязательствам, учитываемых в расходах при расчете налога на прибыль (ст. 269 НК РФ);
- применение льготы по налогу в отношении движимого имущества, принятого на учет после 2012 года (п. 25 ст. 381 НК РФ);
- налогообложение иностранных юрлиц, работающих на территории РФ (ст. 306, 308, 309.1 НК РФ).
Подробнее о льготе по движимому имуществу читайте в статье «Налогообложение движимого имущества: изменения-2017».
Взаимозависимые лица: общие положения
Термин взаимозависимости лиц вводится Налоговым кодексом РФ (далее — НК РФ), при этом понятие расшифровывается сразу в 2 нормах:
- ст. 20 НК РФ: таковыми признаются субъекты, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия заключаемых между ними сделок и результаты экономической деятельности;
- ст. 105.1 НК РФ: таковыми признаются субъекты, особенности сложившихся отношений между которыми могут оказать влияние на условия сделок между ними, а также результат таких сделок или экономические результаты их деятельности.
Очевидно, что приведенные определения коррелируют между собой и не противоречат друг другу. Однако вторая норма дает более развернутый список характеристик, которым должны соответствовать субъекты, чтобы их признали взаимозависимыми (см. п. 2 ст. 105.1). Закрепленный в НК РФ перечень критериев взаимозависимости лиц не является исчерпывающим, и суд может признать данную связь между лицами и по иным основаниям, не упомянутым в кодексе.
При этом должна быть соблюдена следующая совокупность условий:
- наличие в законе или ином НПА формальных критериев взаимозависимости;
- наличие связи «причина — следствие» между фактом взаимозависимости и итогами произведенных данными субъектами сделок (см. определение КС РФ от 04.12.2003 № 441-О, постановление 15-го ААС от 16.09.2016 по делу № А32-46378/2015).
Кому и для чего нужна информация об аффилированных лицах
Сведения об аффилированности фирм и физлиц должны находиться в доступе (см. п.3 следующей главы), чтобы участники сделок могли проверять контрагентов. Список аффилированных компаний необходим для того, чтобы контролировать и отчитываться перед госорганами по сделкам с зависимыми лицами, не нарушать антимонопольное и антикоррупционное законодательство.
Он упрощает процедуру одобрения сделок с заинтересованностью (не требуется получать выписки из госреестров для доказательства взаимозависимости лиц). Также эти данные предоставляются собственным акционерам/участникам ООО. Еще один адресат – налоговые и другие контролирующие органы в ходе проверок (подробнее о них – в главе об ответственности аффилированных лиц).
Другое важное предназначение данной информации – внутренний контроль и защита от недружественных поглощений. Самый простой пример – сделки по покупке пакетов акций компаний-конкурентов. Допустим, ЗАО “Первый”, имеющее 30% акций ОАО “Второй”, решило приобрести еще 21% и получить контрольный пакет этой компании. Менеджмент “Второго” не горит желанием продавать ценные бумаги “Первому” и попадать в полную зависимость.
Тогда “Первый” применяет следующую схему: на сына генерального директора ЗАО “Первый” регистрируется ООО “Третий”, которое и выходит с предложением купить пакет акций компании “Второй”. Поскольку у физлица аффилированных лиц быть не может, а ООО имеет право не публиковать сведения о своих аффилированных лицах, заинтересованность ЗАО “Первый” в действиях ООО “Третий” можно проследить только через отчетность компании “Первый”.
Поэтому для менеджмента ОАО “Второй” при поступлении предложения о покупке акций важно проследить возможную аффилированность потенциального покупателя, оценив его вероятную связь со своими основными рыночными конкурентами. А если этого сделано не будет, акции купит ООО “Третий”, а затем продаст их своему аффилированному лицу – ЗАО “Первый”, произойдет недружественное поглощение.
Часто задаваемые вопросы
Афиллированные и взаимозависимые лица – в чем отличие?
Взаимозависимость лиц – это частный случай аффилированности. Используется в Налоговом кодексе РФ для описания компаний, связанных общими владельцами/менеджментом, видами деятельности и т.д. В законодательстве при всей схожести описаний есть и некоторая разница между аффилированными и взаимозависимыми лицами:
- аффилированным признается лицо, владеющее как минимум 20% акций или долей в уставном капитале другой компании; взаимозависимым – 25%;
- взаимозависимыми могут быть компании, в которых владельцами являются не только родители, усыновители и дети, но и опекуны;
- взаимозависимой компания может признать себя добровольно, аффилированной – только по объективным признакам.
Учет и отражение в отчетности информации о связанных сторонах
Начиная с отчетности за 2008 год страховщики должны применять ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», которое заменяет ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах». В статье речь идет об изменениях, вводимых новым ПБУ, раскрывается порядок формирования информации о связанных сторонах и предлагаются примеры составления пояснительной записки.
При составлении пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности за 2008 год страховые организации должны будут ввести новый раздел «Связанные стороны» вместо ранее заполнявшегося раздела «Аффилированные лица». Указанный раздел формируют все страховщики, вне зависимости от организационно-правовой формы.
Требования к учету и отражению сведений о связанных сторонах вводятся приказом Минфина России от 29 апреля 2008 г. № 48н.
Новое ПБУ 11/2008 содержит ряд нововведений и уточнений положений предыдущего стандарта. Таблица 1 приложения поможет провести сравнительный анализ ранее действовавшего и нового стандарта и без лишних затрат времени сформировать сведения о связанных сторонах.
Организация аналитического учета
Несмотря на то, что требования по раскрытию информации о связанных сторонах вступают в силу с годовой отчетности за 2008 год, страховщику уже сейчас следует построить аналитический учет таким образом, чтобы в полной мере, не нарушая требований законодательства, отразить сведения об операциях со связанными сторонами. В первую очередь следует обратить внимание на сбор информации по вновь введенным позициям.
- Операции с аффилированными лицами учитываются в прежнем порядке, как было установлено требованиями ПБУ 11/2000.
- Аналитический учет должен аккумулировать информацию, раскрываемую в отчетности, и может вестись в разрезе видов связанных сторон:
- аффилированных лиц;
- юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего со страховщиком совместную деятельность;
- негосударственных пенсионных фондов.
Группа «Аффилированные лица» может быть разделена на подгруппы:
- основное хозяйственное общество (товарищество);
- дочернее хозяйственное общество;
- преобладающее (участвующее) хозяйственное общество;
- зависимое хозяйственное общество;
- основной управленческий персонал.
Определение контроля и значительного влияния
В соответствии с пунктом 4 ПБУ 11/2008 связанной стороной признается юридическое или физическое лицо, способное оказывать влияние на деятельность организации или на деятельность которого (юридического лица) оказывает влияние сама организация. При этом для целей отражения информации о связанных сторонах в отчетности такое влияние оценивается как контроль или значительное влияние.
Пунктом 6 ПБУ 11/2008 определено, что организация раскрывает информацию в отчетности в случаях, когда контроль или значительное влияние осуществляется на организацию юридическим и физическим лицом и (или) организацией на юридическое лицо:
- непосредственно;
- через третьи юридические лица;
- одним и тем же юридическим и (или) физическим лицом;
- одной и той же группой лиц.
Обязательное раскрытие информации непубличными АО
Вопрос просьба прислать док-ты по объему раскрытия информации непубличным акционерным обществом в сети интернет число акционеров АО — 2 юр лица. перечень информации: списки аффилированных лиц, годовой отчет, годовая бух отчетность, сообщения об утверждении год бух отчетности, учредит док-ты и тд.
Ответ Непубличное акционерное общество, количество акционеров которого превышает пятьдесят, обязано раскрывать годовой отчет и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации на рынке ценных бумаг (пункт 1.1 статьи 92 Закона об акционерных обществах в редакции Закона N 210-ФЗ). Порядок раскрытия годового отчета и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности непубличного акционерного общества с числом акционеров более пятидесяти установлен в настоящее время Положением Банка России N 454-П.