Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обзор нового закона о вывозе мусора». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вот уже целый год в России действует, так называемая, «мусорная» реформа, которая внесла в жизнь людей некоторые изменения. К примеру, пришлось заново перезаключать договора с компаниями, занимающимися вывозом отходов. При этом потребители не могли самостоятельно выбрать фирму, так как с 2019 года этим занимается единственный оператор.
Продолжение «мусорной» реформы
Также в частном секторе убрали мусорные баки. В результате свои бытовые отходы местные жители вынуждены хранить дома и выставлять около двора в установленный день вывоза.
А теперь ко всему прочему добавились изменения в системе оплаты услуг по сбору и вывозу ТБО.
Напомним, что сама реформа была направлена на снижение вреда окружающей среде и изменение менталитета граждан. По мнению властей, нововведения должны были решить проблемы выброса отходов в неотведенных для этого местах, свалки около многоэтажек и перевоспитать людей так, чтобы они не выбрасывали ТБО в лесах и оврагах.
Какой будет точная тарификация вывоза мусора для обычных граждан в 2022 году
Управляющие компании начали выставлять отдельные счета за вывоз мусора ещё в конце прошлого года. И судя по всему, именно в тот период появляются опасения, что цена услуги возрастет. По сути, так и получилось.
Начиная с января 2022 года, цены на вывоз мусора выросли во всех регионах. Но сумма, на которую поднялся тариф в каждом регионе, отличается. Например, жители Приморья будут платить на 4,5% больше, чем делали это в прошлом году. Но такой рост недостаточно большой, чтобы покрыть расходы операторов, поэтому скорее всего они будут оформлять льготы и субсидии, чтобы компенсировать свои убытки, возникающие из-за инфляции.
А вот Москвичам повезло не так сильно, поскольку новый тариф подразумевает, что за один квадратный метр мусора придется заплатить 7,27 руб. Причем платить по этому тарифу нужно, даже если в квартире никто не проживает, а значит, не производит мусора.
- До 1 января 2021 года на услуги организаций применяются тарифы, которые утверждены N 210-ФЗ.
- До 1 сентября 2021 года регулируемые организации направляют в органы регулирования предложение об установлении предельных тарифов на услугу регионального оператора (п. 6 ПП РФ N 484).
- Органы регулирования установят предельные тарифы до двадцатого декабря 2021 года.
- Содержать контейнерные площадки, которые относятся к общему имуществу МКД должны собственники помещений такого дома.
- Если контейнерные площадки не входят в состав общего имущества, их содержат собственники земельного участка, на котором находятся площадки.
- Деятельность по обработке ТКО регулируется отдельно, поэтому учёт затрат регионального оператора на обработку ТКО при установлении единого тарифа на его услугу не учитывается.
Нормативы накопления ТКО
Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, включающие в себя процедуры сбора, анализа и расчета данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269 (далее — Правила определения нормативов).
Согласно пункту 4 Правил определения нормативов нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации — муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами — физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 — 12 Правил определения нормативов.
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
Тариф регионального оператора
Согласно законодательству, местные органы власти устанавливают для региональных операторов максимальный уровень взимания платы за оборот 1 м3 мусора. Различия тарифов в регионах связаны с рядом факторов: площадью, уровнем жизни, климатом, развитием инфраструктуры, численностью населения.Примеры тарифов в некоторых субъектах РФ:
Субъект | Максимальный тариф, руб./ м3 (с НДС) |
Московская область | 739,67-949,56 |
Ленинградская область | 874,75 |
Свердловская область | 474,37-705,66 |
Камчатский край | 452,92-1419,96 |
Краснодарский край | 366,74 |
В некоторых регионах (Московская область, Свердловская, Камчатский край, например) действует несколько региональных операторов между которыми поделена территория субъекта федерации. В городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь) внедрение услуги «Обращение с ТКО» отложено до 2022 года.
Норма накопления ТБО для организаций
Кроме жилых строений, мусор накапливают различные организации: торговые заведения, столовые, места для развлечений. С целью определения нормы накопления твердых бытовых отходов берут два или три здания общественного пользования, где делают замеры в течение 7 дней для каждого времени года.
Взвешивают мусор в заполненных машинах, не допуская искусственного уплотнения отходов в контейнерах. Измерения проводят один раз в 5 лет. В приведённой выше таблице размещены ориентировочные показатели норм накопления для организаций.
Если взять норму накопления ТБО на человека из многоквартирного дома, тот же показатель для организации составляет 30-60% от его количества. Даже этот способ недостаточно точен.
Южные регионы лидируют по объемам ТКО летом, а северные – по вывозу отходов зимой.
Поэтому регионы формируют свои нормы накопления в зависимости от особенностей территорий. Если организация не имеет информации о показателях, её можно запросить в администрации населённого пункта.
Эта информация необходима для того, чтобы осуществить расчёт ТБО, образовавшихся за временной отрезок. Такая информация нужна для:
- Планирования переработки, вывоза и сбора мусора.
- Учёта и распределения сотрудников, формирования правил безопасности для рабочих.
- Планирования подбора крупногабаритного транспорта для вывоза отходов, выбора (какие контейнеры нужны), логистические работы (маршрут передвижения, учёт площади дорог).
- Закупки необходимых материалов для переработки.
- Выставления заработных плат соответственно сложности и опасности проведённых работ по утилизации;
- Выбора подходящего времени для вывоза.
- Для того, чтобы провести всю требующуюся расчетную деятельность.
Что такое региональный оператор?
Согласно обновленному законодательству, сегодня вывоз мусора производится уже не маленькими компаниями, а регоператорами. Они определяются на тендерной основе, впоследствии отвечают за обращение с ТКО.
Вначале все регионы должны утвердить индивидуальный план управления отходами, принять соответствующую программу. В тендере обычно участвуют местные предприятия, занимающиеся сбором, перерабатыванием мусора. Контролируют деятельность отобранных организаций районные администрации, РЭО.
Региональный оператор непременно должен:
- Подписывать договора с местными жителями, различными структурами.
- Собирать, транспортировать, утилизировать ТКО.
- Обезвреживать опасные отходы.
- Внедрять раздельный сбор мусора.
- Избавляться от нелегальных свалок.
Основные постулаты закона
Сформулируем вкратце основные моменты Федерального закона «Об обращении с ТКО…», которые заработали с 2020 года:
- муниципалитеты городов и районов не вывозят мусор. Их задача – предоставить оборудованные площадки для сбора отходов;
- за вывоз мусора с 1 января 2020 года по закону отвечают операторы, выбранные на конкурсной основе;
- регулировкой тарифов займутся региональные власти;
- официально вводится сортировка мусора в регионах.
Теперь за обслуживание ТКО придется платить всем:
- жителям квартир и частных домов;
- владельцам нежилых помещений;
- членам дачных кооперативов и т.п.
Мусорный закон расширяет диапазон борьбы с незаконными свалками. Их устранять обязали собственников земельных участков, где обнаружены стихийные свалки. Если собственника у земли нет, устранять мусорные свалки будут вынуждены городские власти.
Что входит в стоимость
Еще в 2020 году в стоимость вывоза ТКО входила его транспортировка, установка контейнеров и обслуживание мест сбора. Все это входило в общедомовые расходы. С 2020 года в общедомовых расходах остается только обслуживание мест сбора мусора и обеспечение их контейнерами для раздельного сбора. Поскольку эти расходы по-прежнему возлагаются на управляющую компанию, они так и останутся в общедомовых.
Отдельная строка «Услуги по обслуживанию ТКО» учитывает расходы оператора по вывозу отходов:
- расходы на заключение договоров – 10%;
- транспортировка – 61%;
- сбытовые расходы – 1%;
- обработка, обезвреживание и захоронение – 28%.
Вывоз ТКО в сельской местности, в поселениях, деревнях, селах — правила
По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.
Если у нас нет подобной организации, ТБО необходимо относить на контейнерную площадку, место которой официально утверждено исполнительной властью, либо упаковывать в ёмкости, которые предоставляет региональный оператор по вывозу ТБО. Оператор становится ответственным за ваш мусор лишь после того, как загрузит его в свой мусоровоз. Вот такие вот правила вывоза ТКО в сельской местности, в деревнях и селах действуют с 1 января 2019 года.
Контейнерное складирование отходов подразумевает сортировку. Биологический мусор, помои, органика складываются отдельно. Они привлекают крыс и птиц, становясь источником биологического заражения, поэтому вывозятся в первую очередь. Хлам, который не требует спешной утилизации, скапливается отдельно.
Контролировать качество услуг компании, которая вывозит ТКО – гражданский долг каждого собственника или арендатора. Если услуги оказываются небрежно, нерегулярно, вообще не оказываются, следует подать жалобу в Роскомнадзор или районную прокуратуру. Обычно мы любим громко возмущаться, но из лени ограничиваемся словесным выражением протеста. Если вместо «ора» использовать своё право и вовремя информировать власти о нарушениях – польза окажется в разы больше.
Распространенные ошибки по теме “Льготы инвалидам за вывоз мусора в 2022 году”
Ошибка: Двое пенсионеров в возрасте 65 лет, проживающих без родственников, не являются инвалидами. При этом они признаны малоимущими, т.к. среднедушевой доход в семье составляет меньше величины прожиточного минимума. Пенсионеры полагают, что льгота по оплате услуг по вывозу мусора полагается им в размере 30%.
На самом деле, величину компенсации можно увеличить, если расходы на оплату коммунальных услуг превышают 22% совокупного дохода пенсионеров.
Ошибка: Члены семьи инвалида, проживающие с ним на одной жилплощади, рассчитывают на получение льготы по оплате услуг по вывозу мусора.
На самом деле, членам семьи полагается компенсация стоимости услуг по вывозу бытового мусора только в том случае, если в семье воспитывается ребенок с ограниченными возможностями. В остальных случаях льгота распространяется исключительно на самого инвалида.
Многие эксперты опасаются, что нововведение повысит суммарный тариф по обращению с ТБО в два раза, по причине того, что управляющие компании введут новую услугу, согласно требованию законодательства, а старую не только не отменят, но даже не пересмотрят. Зачастую обслуживание мест сбора ТБО выполняют дворники или технички, а старая услуга по вывозу ТБО была полностью эквивалентна новой.
УК могут, как минимум, затянуть отмену или пересмотр стоимости старой услуги по вывозу ТБО ссылаясь на то, что для этого требуется проведение собрания собственников недвижимости для согласования новых тарифов.
Даже при отказе УК от старой услуги, новая подорожает, как минимум на 20 процентов или за применения к ней режима уплаты НДС.
Еще одним фактором повышения тарифа будет компенсация вредного воздействия на окружающую среду заложенная в тарифе. Собственно из-за этой компенсации и была затеяна «мусорная реформа», так что стоит рассмотреть ее подробнее.
Тарифы ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» за вывоз мусора с одного человека за месяц:
Где? |
Многоквартирные дома | Частные домовладения |
Георгиевский округ |
91 руб. | 86 руб. |
ст. Лысогорская, село Краснокумское, ст. Незлобная | 132 руб. | 109 руб. |
Советский округ | 88 руб. | 88 руб. |
Зеленокумск | 112 руб. | 136 руб. |
Кировский округ | 88 руб. | 88 руб. |
Новопавловск | 112 руб. | 136 руб. |
Минераловодский округ | 94 руб. | 88 руб. |
Минеральные воды | 143 руб. | 160 руб. |
п. Аджиевский | 109 руб. | 132 руб. |
Андроповский округ | 86 руб. | 86 руб. |
с. Курсавка | 109 руб. | 132 руб. |
Кочубеевский округ | 86 руб. | 86 руб. |
с. Кочубеевское | 109 руб. | 130 руб. |
Курский округ | 86 руб. | 86 руб. |
ст. Курская | 109 руб. | 132 руб. |
Предгорный округ | 91 руб. | 86 руб. |
ст. Ессентукская, Сувороский сельсовет | 109 руб. | 132 руб. |
Ессентуки | 143 руб. | 160 руб. |
Железноводск |
143 руб. | 160 руб. |
п. Иноземцево | 109 руб. | 132 руб. |
Кисловодск | 143 руб. | 160 руб. |
Населенные пункты города-курорта Кисловодска | 86 руб. | 91 руб. |
Пятигорск | 143 руб. | 160 руб. |
п. Горячеводский, п. Свободы | 109 руб. | 132 руб. |
Лермонтов | 143 руб. | 160 руб. |
с. Острогорка | 91 руб. | 86 руб. |
Невинномысск | 143 руб. | 160 руб. |