Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика на 2022 год. Что отразить по новым ФСБУ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На сегодня лимит стоимости ОС в бухгалтерском учете — 40 тыс. рублей. Это означает, что актив, имеющий все признаки ОС, но стоимостью меньше лимита, есть возможность сразу списать на издержки после начала использования – исходя из норм ПБУ 6/01 он признается материальными запасами.
Серьезная корректировка налогового законодательства с 2023 года — переход на систему расчетов с бюджетом через уплату единого налогового платежа (ЕНП).
Налогоплательщик вместо множества платежных поручений в ИФНС будет формировать только одно, в т.ч. на уплату нескольких налоговых платежей. Денежные средства будут поступать на единый налоговый счет (ЕНС) субъекта, а потом их будут распределять для уплаты его налоговых обязанностей.
Такое нововведение даст возможность упростить расчеты, но единый налог не заменит все налоговые платежи. ЕНС — это своего рода способ расчета с бюджетом. Действующие налоги останутся с налогоплательщиком — он также должен будет их рассчитывать и сдавать по ним декларации. В некоторых ситуациях потребуется сдавать в ИФНС уведомления об исчисленных налогах, авансах, сборах, страховых взносах. Это нужно делать, когда срок уплаты налога или страхвзноса наступает до срока подачи отчетности или же не предусмотрена обязанность по сдаче отчетности по конкретному платежу.
В связи с переходом на ЕНП с 2023 года скорректируют сроки уплаты некоторых бюджетных платежей.
Имущественный и земельный налоги
В 2023 году по налогам на имущество и землю предусмотрены такие корректировки:
- имущественный и земельный налоги будут рассчитывать на основании кадастровой стоимости на 01.01.2022 г., если она на 01.01.2023 г. увеличится. Исключение в данном случае — ситуация, когда стоимость недвижимого объекта или земельного участка выросла в связи с изменением характеристик;
- отменят обязанность сдавать декларацию по налогу на имущество по объектам, которые облагаются налогом на основании кадастровой стоимости. Не нужно будет сдавать эту декларацию по итогам 2022 года и позже. ИФНС будет присылать сообщение о начисленной сумме налога. Налогоплательщики будут сдавать налоговикам заявление на льготы (при их наличии), а также сами считать и платить авансы и годовой налог, регулировать расхождения информации с базой ИФНС;
- поскольку декларацию по «кадастровой» недвижимости отменят, будет использоваться новая форма декларации по налогу на имущество — ее нужно будет подавать, начиная с итогов 2022 года.
В ФСБУ 6/2020 такого ограничения уже нет. Лимит отнесения активов к основным средствам устанавливает сама фирма, исходя из особенностей своей деятельности и используемых ОС. Например, пороговое значение в 150 тыс. руб. или в 100 тыс. руб., закрепленное в учетной политике, будет законным основанием все активы ниже этой стоимости считать МПЗ и списывать их однократно на текущие расходы.
Такое новшество снимает проблему разниц между НУ и БУ. Сейчас лимит отнесения к основным средствам в налоговом учете — 100 тыс. руб., а в бухгалтерском, как сказано, меньше. Образующиеся разницы приходится регулировать дополнительными проводками, что увеличивает вероятность ошибок. Организации, применяющие ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», теперь смогут установить единый лимит по двум видам учета 100 тыс. рублей и снять эту проблему.
Общие вопросы.
- Дискуссии о будущем бухгалтерского учета в России и возможные изменения в законодательстве о бухгалтерском учете.
- Программа разработки Федеральных стандартов и что из нее может быть применено в 2023 году.
Изменения в ФСБУ, которые надо освоить в 2023 году.
- Новое в ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения» в части капитальных вложений в основные средства.
- Новое в ФСБУ 6/2020 «Основные средства».
- Новое в ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды».
Новые ФСБУ, которые можно будет применять досрочно в 2023 году.
- ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы» с учетом изменений в ФСБУ 26/2020 в части капитальных вложений в нематериальные активы.
- Проект ФСБУ «Инвентаризация» и замечания к нему.
По общему правилу стоимость принадлежащих коммерческой организации нематериальных активов с определенным сроком полезного использования погашается посредством начисления амортизации (п. 23 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденного приказом Минфина России от 27.12.2007 № 153н, далее — ПБУ 14/2007). Амортизацию начинают с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия нематериального актива к учету, и начисляют до полного погашения стоимости либо списания актива с бухгалтерского учета (п. 31 ПБУ 14/2007).
Пример 9. Отражение расходов на покупку НМА при «обычном» учете
Торговая организация, применяющая УСН, заплатила за разработку Интернет-сайта 84 960 руб. (в том числе НДС 12 960 руб.) и получила исключительные права на него. Срок полезного использования сайта – 80 месяцев. Амортизация по НМА начисляется линейным способом.
Бухгалтер, ведущий «обычный» учет, сделает проводки:
ДЕБЕТ 08-5 КРЕДИТ 60
— 72 000 руб. (84 960 – 12 960) – расходы на создание сайта включены в первоначальную стоимость сайта;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
— 12 960 руб. – отражен «входной» НДС, предъявленный разработчиком сайта;
ДЕБЕТ 08-5 КРЕДИТ 60
— 12 960 руб. – «входной» НДС включен в первоначальную стоимость сайта;
ДЕБЕТ 04 КРЕДИТ 08-5
— 84 960 руб. – сайт принят к учету в составе НМА;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— 84 960 руб. – оплачена разработка сайта.
Со следующего месяца, ежемесячно:
ДЕБЕТ 44 КРЕДИТ 05
— 1062 руб. (84 960 руб. / 80) – начислена амортизация по сайту.
Однако теперь организация, ведущая бухучет упрощенно, сможет признавать расходы на приобретение (создание) объектов, отвечающих критериям нематериальных активов, в составе расходов по обычным видам деятельности в полной сумме по мере их осуществления (п. 3.1 ПБУ 14/2007).
Для чего нужно ПБУ 4/99
ПБУ 4/99 (далее — ПБУ) было введено для обязательного применения приказом Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н. Это ПБУ представляет собой методическую основу и свод правил для формирования отчетности юрлиц. Его действие распространяется на все организации, за исключением кредитных и государственных (муниципальных) учреждений (п. 1 ПБУ), которые руководствуются в вопросах отчетности особыми методическими документами, также утверждаемыми Минфином РФ. К примеру, автономные муниципальные учреждения действуют согласно приказу Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н.
В ПБУ 4/99 бухгалтер сможет найти ответы на вопросы (п. 3 ПБУ):
- об используемых формах отчетов;
- о порядке их составления;
- об упрощенном варианте бухотчетности;
- об особенностях формирования сводной, ликвидационной и реорганизационной отчетности;
- о публикации отчетных документов в СМИ.
О том, кто может формировать бухотчетность по упрощенной форме, читайте в этой статье.
ПОЛОЖЕНИЕ ПО ВЕДЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ В РФ
Незавершенные капитальные вложения
41. К незавершенным капитальным вложениям относятся не оформленные актами приемки-передачи основных средств и иными документами затраты на строительно-монтажные работы, приобретение зданий, оборудования, транспортных средств, инструмента, инвентаря, иных материальных объектов длительного пользования, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы, затраты по отводу земельных участков и переселению в связи со строительством, на подготовку кадров для вновь строящихся организаций и другие).
42. Незавершенные капитальные вложения отражаются в бухгалтерском балансе по фактическим затратам, понесенным организацией.
Финансовые вложения
43. К финансовым вложениям относятся инвестиции организации в государственные ценные бумаги, облигации и иные ценные бумаги других организаций в уставные (складочные) капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.
44. Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора. По долговым ценным бумагам разрешается разницу между суммой фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно по мере начисления причитающегося по ним дохода относить на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.
Организации, действующие в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг, могут производить переоценку вложений в ценные бумаги, приобретаемые с целью получения дохода от их реализации, по мере изменения котировки на фондовой бирже.
Объекты финансовых вложений (кроме займов), не оплаченные полностью, показываются в активе бухгалтерского баланса в полной сумме фактических затрат их приобретения по договору с отнесением непогашенной суммы по статье кредиторов в пассиве бухгалтерского баланса в случаях, когда к инвестору перешли права на объект. В остальных случаях суммы, внесенные в счет подлежащих приобретению объектов финансовых вложений, показываются в активе бухгалтерского баланса по статье дебиторов.
45. Вложения организации в акции других организаций, котирующиеся на фондовой бирже, котировка которых регулярно публикуется, при составлении бухгалтерского баланса отражаются на конец отчетного года по рыночной стоимости.
Основные средства
46. К основным средствам как совокупности материально-вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, относятся здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.
Публичность бухгалтерской отчетности
42. Бухгалтерская отчетность является открытой для пользователей – учредителей (участников), инвесторов, кредитных организаций, кредиторов, покупателей, поставщиков и др. Организация должна обеспечить возможность для пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.
43. Организация обязана обеспечить представление годовой бухгалтерской отчетности каждому учредителю (участнику) в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
44. Организация обязана представить бухгалтерскую отчетность по одному экземпляру (бесплатно) органу государственной статистики и в другие адреса, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
45. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организация публикует бухгалтерскую отчетность вместе с итоговой частью аудиторского заключения.
46. Публикация бухгалтерской отчетности производится не позднее 1 июня года, следующего за отчетным, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
47. Датой представления бухгалтерской отчетности для организации считается день ее почтового отправления или день фактической передачи ее по принадлежности. Если дата представления бухгалтерской отчетности приходится на нерабочий (выходной) день, то сроком представления бухгалтерской отчетности считается первый следующий за ним рабочий день.
Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2020-2021 годах
Правила бухучета, применяемые в РФ в 2020-2021 годах, представлены следующим перечнем:
- ПБУ 7/98 — устанавливает порядок отражения в бухучете событий после отчетной даты;
- ПБУ 4/99— устанавливает методические основы бухгалтерской отчетности юрлиц;
- ПБУ 9/99 — устанавливает порядок отражения доходов в бухучете организаций;
- ПБУ 10/99 — фиксирует порядок отражения расходов в бухучете юрлиц;
О ПБУ 9/99 и 10/99 читайте здесь.
- ПБУ 13/2000 — регламентирует отражение в бухучете сведений о государственной помощи коммерческим фирмам;
- ПБУ 5/01— регламентирует отражение МПЗ в бухучете;
С 2021 года вместо ПБУ 5/01 нужно будет применять ФСБУ 5/2019. Какие нюансы следует учесть, применяя новый стандарт, узнайте в Обзоре от КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и бесплатно изучите материал.
- ПБУ 6/01— устанавливает правила отражения основных средств в бухучете;
ПБУ 6/01 отменяют с 01.01.2022. Вместо него вводятся два новых ФСБУ: 6/2020 «Основные средства» и 26/2020 «Капитальные вложения». Что изменят новые стандарты по сравнению с ПБУ 6/01, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс в своем Обзоре, посмотреть который можно бесплатно, получив пробный доступ к К+.
- ПБУ 16/02 — регламентирует раскрытие сведений по прекращаемой деятельности в бухучете;
- ПБУ 17/02 — регламентирует отражение сведений о расходах на научные исследования в бухучете;
- ПБУ 18/02— устанавливает правила отражения сведений о расчетах по налогу на прибыль в бухучете;
Что изменилось в ПБУ 18/02 с 2020 года и как применять его обновленную редакцию, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переходите в Готовое решение.
Таблица ПБУ 2021 года в последней редакции
4. Организация устанавливает виды поисковых затрат, признаваемые внеоборотными активами. Остальные поисковые затраты признаются расходами по обычным видам деятельности.
5. Поисковые затраты, признаваемые внеоборотными активами (далее – поисковые активы), как правило, относятся к отдельному участку недр, в отношении которого организация имеет лицензию, дающую право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых.
6. Поисковые затраты, относящиеся в основном к приобретению (созданию) объекта, имеющего материально-вещественную форму, признаются материальными поисковыми активами. Иные поисковые активы признаются нематериальными поисковыми активами.
7. К материальным поисковым активам, как правило, относятся используемые в процессе поиска, оценки месторождений полезных ископаемых и разведки полезных ископаемых:
а) сооружения (система трубопроводов и т.д.);
б) оборудование (специализированные буровые установки, насосные агрегаты, резервуары и т.д.);
в) транспортные средства.
8. К нематериальным поисковым активам, как правило, относятся:
а) право на выполнение работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и (или) разведке полезных ископаемых, подтвержденное наличием соответствующей лицензии;
б) информация, полученная в результате топографических, геологических и геофизических исследований;
в) результаты разведочного бурения;
г) результаты отбора образцов;
д) иная геологическая информация о недрах;
е) оценка коммерческой целесообразности добычи.
9. Материальные и нематериальные поисковые активы учитываются на отдельных субсчетах к счету учета вложений во внеоборотные активы.
10. Единица бухгалтерского учета материальных и нематериальных поисковых активов определяется организацией применительно к правилам бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов соответственно.
11. Выбранная организацией учетная политика признания и классификации поисковых активов должна применяться последовательно в отношении сходных (аналогичных) затрат и видов деятельности.
12. При признании в бухгалтерском учете поисковые активы оцениваются по сумме фактических затрат.
13. В фактические затраты на приобретение (создание) поисковых активов включаются:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);
- суммы, уплачиваемые организациям за выполнение работ по договору строительного подряда и иным договорам;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации и иным лицам, через которые приобретен поисковый актив;
- суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги;
- таможенные пошлины и таможенные сборы;
- невозмещаемые суммы налогов, государственные и патентные пошлины;
- амортизация иных внеоборотных активов (включая поисковые активы), использованных непосредственно при создании поискового актива;
- вознаграждения работникам, непосредственно занятым при создании поискового актива;
- обязательства организации в отношении охраны окружающей среды, рекультивации земель, ликвидации зданий, сооружений, оборудования, возникающие в связи с выполнением работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых, связанные с признаваемыми поисковыми активами;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением (созданием) поискового актива, обеспечением условий для его использования в запланированных целях.
14. В фактические затраты на приобретение (создание) поисковых активов не включаются:
- возмещаемые суммы налогов;
- общехозяйственные и иные аналогичные расходы, за исключением случаев, когда они непосредственно связаны с выполнением работ по поиску, оценке месторождений полезных ископаемых и разведке полезных ископаемых и относятся к отдельному участку недр, на котором организация выполняет такие работы.
15. Затраты, понесенные организацией до момента получения лицензии, дающей право на выполнение работ по поиску и оценке месторождений полезных ископаемых, включаются в фактические затраты по получению этой лицензии только в случае, если такие затраты непосредственно связаны с ее получением.
16. Последующая оценка материальных и нематериальных поисковых активов, включая начисление амортизации, осуществляется применительно к правилам последующей оценки соответственно основных средств и нематериальных активов с учетом особенностей, установленных пунктами 17 – 20 настоящего Положения.
17. Порядок начисления амортизации по поисковым активам определяется организацией. При использовании поискового актива для создания другого поискового актива соответствующие амортизационные отчисления включаются в состав затрат на его создание.
ФСБУ-2020: новые федеральные стандарты и особенности их применения
ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.
На какие стандарты опираться при ведении бухучета, узнайте .
Еще один важный принцип МСФО — временная стоимость денег. Долгосрочные активы и обязательства по МСФО дисконтируются для отражения эффекта временной стоимости денег. Это правило касается таких статей, как долгосрочная дебиторская и кредиторская задолженность, а также некоторых видов долгосрочных финансовых инструментов и оценочных обязательств. По РСБУ дисконтирование тоже есть, но оно применяется только для долгосрочных оценочных обязательств. Эта разница в учетных подходах затрудняет сравнение отчетностей по РСБУ и МСФО. Необходимость дисконтирования усложняет учет по международным стандартам, но помогает сделать отчетность более прозрачной. Почему так происходит?
Международные стандарты финансовой отчетности предлагают комплексный подход к обесценению активов. По МСФО на обесценение регулярно тестируются практически все виды активов. Исключение составляют активы, учитываемые по справедливой стоимости. Логика здесь следующая: если актив учтен по справедливой стоимости, то эффект от переоценки актива за период уже включает в себя эффект обесценения.
С 1 января 2020 года вступают в силу следующие нормативные акты Банка России по бухгалтерскому учету в кредитных организациях:
- положение ЦБ от 12.11.2018 № 659-П «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета договоров аренды кредитными организациями»;
- указание ЦБ от 12.11.2018 № 4965-У с изменениями в План счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения;
- указание ЦБ от 09.07.2018 № 4858-У с изменениями в порядок определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитных организаций.
В своём информационном письме от 27.08.2019 № ИН-012-17/68 Банка России детально раскрыл для банков все нововведения и порядок их применения с 2020 года.
ПБУ или положения по бухгалтерскому учету (иногда неофициально именуемые правилами ведения бухучета) — это нормативные акты, в которых установлен порядок составления бухгалтерской отчетности и ведения бухучета в том или ином направлении хозяйственной деятельности фирмы. ПБУ могут регламентировать особенности учета различных активов, пассивов, отдельных фактов хозяйственной деятельности.
ПБУ по бухучету издаются в общем случае Минфином РФ, для кредитных организаций — Банком России. Соблюдать нормы, установленные ПБУ, необходимо всем организациям, если в том или ином положении прямо не указаны исключения. Например, в п.
3 ПБУ 8/2010 говорится о том, что правила, закрепленные в соответствующем источнике, могут не применяться организациями, которые применяют упрощенные схемы ведения бухучета.
В 2020 году в РФ применяются 24 различных ПБУ, определяющих правила бухгалтерского учета. Рассмотрим их подробнее.
Правила бухучета, применяемые в РФ в 2020 году, представлены следующим перечнем:
- ПБУ 7/98 — устанавливает порядок отражения в бухучете событий после отчетной даты;
- ПБУ 4/99— устанавливает методические основы бухгалтерской отчетности юрлиц;
- ПБУ 9/99 — устанавливает порядок отражения доходов в бухучете организаций;
- ПБУ 10/99 — фиксирует порядок отражения расходов в бухучете юрлиц;
О ПБУ 9/99 и 10/99 читайте здесь.
- ПБУ 13/2000 — регламентирует отражение в бухучете сведений о государственной помощи коммерческим фирмам;
- ПБУ 5/01— регламентирует отражение МПЗ в бухучете;
- ПБУ 6/01— устанавливает правила отражения основных средств в бухучете;
- ПБУ 16/02 — регламентирует раскрытие сведений по прекращаемой деятельности в бухучете;
- ПБУ 17/02 — регламентирует отражение сведений о расходах на научные исследования в бухучете;
- ПБУ 18/02— устанавливает правила отражения сведений о расчетах по налогу на прибыль в бухучете;
Что изменилось в ПБУ 18/02 с 2020 года и как применять его обновленную редакцию, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переходите в Готовое решение.
- ПБУ 19/02— регламентирует правила отражения финансовых вложений в бухучете;
- ПБУ 20/03 — устанавливает правила отражения в бухучете сведений об участии хозсубъекта в совместной деятельности;
- ПБУ 3/2006— регламентирует отражение в бухучете сведений об активах и пассивах фирмы в иностранной валюте;
- ПБУ 14/2007 — устанавливает правила отражения сведений о НМА в бухучете;
- ПБУ 1/2008— определяет, каким образом предприятию следует формировать и раскрывать учетную политику;
- ПБУ 2/2008 — устанавливает правила раскрытия в бухучете сведений о деятельности строительных фирм-подрядчиков (или субподрядчиков);
- ПБУ 11/2008 — устанавливает, как раскрывать в отчетности сведения о связанных сторонах;
- ПБУ 15/2008 — устанавливает, как отражать в бухучете сведения о расходах по кредитам и займам;
- ПБУ 21/2008 — устанавливает то, как раскрывать в отчетности сведения об изменении оценочных значений;
- ПБУ 8/2010 — регламентирует, как должны отражаться оценочные и условные обязательства, а также условные активы в бухучете;
- ПБУ 12/2010 — устанавливает порядок отражения в бухотчетности организаций сведений по сегментам;
- ПБУ 22/2010 — регламентирует порядок корректировки ошибок и отражения сведений о них в бухучете;
- ПБУ 23/2011 — регламентирует, как должен составляться отчет о движении денежных средств;
- ПБУ 24/2011 — устанавливает порядок отражения в бухучете сведений о расходах на освоение природных ресурсов.
ФСБУ 25/2018 «Аренда», утвержденный приказом Минфина России от 16.10.2018 № 208н, начнет применяться с отчетности за 2022 год. Почитать о нем можно здесь.
ФСБУ 5/2019 предусмотрены следующие упрощенные способы ведения бухгалтерского учета запасов для организаций, которые вправе применять такие способы:
- определение себестоимости приобретенных запасов в размере сумм, уплаченных и/или подлежащих уплате (безо всех скидок, уступок, вычетов, премий, льгот, предоставляемых организации, равно как без дисконтирования в случае отсрочки/рассрочки платежа на период от 12 месяцев);
- признание фактической себестоимостью запасов, приобретенных по договорам, предусматривающим оплату неденежными средствами, балансовой стоимости передаваемых активов, фактических затрат, понесенных на выполнение работ/оказание услуг;
- оценка запасов на отчетную дату по фактической себестоимости;
- признание затрат на приобретение запасов, предназначенных для управленческих нужд, расходами периода, в котором были понесены.
Кроме того, микропредприятия могут не применять ФСБУ 5/2019. Затраты, которые в соответствии с этим стандартом должны были бы включать в стоимость запасов, они могут признавать расходами периода, в котором были понесены.
Новый стандарт обязателен для всех организаций, кроме бюджетных.
Его могут не применять микропредприятия, которые ведут бухучёт упрощёнными способами и сдают бухгалтерскую (финансовую) отчётность по специальным формам.
В 2021 году к микропредприятиям относятся компании и ИП с годовым доходом до 120 млн руб. и средней численностью работников не более 15 чел. Но если у таких организаций нет права на упрощённое ведение бухучёта, запасы нужно учитывать в общем порядке по ФСБУ 5/2019.
Например, нельзя применять упрощённый учёт микропредприятиям, которые подпадают под обязательный аудит бухотчётности, в частности, акционерным обществам.
К запасам для управленческих нужд можно не применять новый стандарт, а сразу списывать их на расходы. Например, не учитывать канцтовары на счёте 10, а сразу относить на затратный сч. 26. Принять такое решение и прописать его в учётной политике может любая организация.
Готовьтесь к изменениям вместе с сервисом «Моё дело»
С нами вы сможете заполнять любые отчёты, получать консультации специалистов и будете первыми узнавать о новостях.
По ПБУ 5/01 к запасам относили сырьё, материалы, активы для продажи, включая готовую продукцию и товары, активы для управленческих нужд.
По ФСБУ 5/2019 к ним добавили:
- незавершённое производство (НЗП);
- недвижимость для продажи;
- интеллектуальную собственность для продажи.
Ещё в новом стандарте уточнили, что товары, отгруженные без перехода права собственности, считаются запасами.
В отличие от ПБУ 5/01, в новом стандарте больше внимания уделили обесценению запасов (пп. 28-31 ФСБУ 5/2019).
Запасы оценивают не только в момент создания или приобретения, но и после этого — на отчётную дату, то есть на на 31 декабря (или чаще, если организация составляет промежуточную отчётность). Согласно пп. 28 ФСБУ 5/2019 отражать их в учёте нужно по наименьшей из двух величин: фактической себестоимости запасов или чистой стоимости их продажи.
Внесены изменения в ПБУ для организаций с упрощенным бухучетом
Сегодня на официальном интернет-портале правовой информации опубликован Приказ Минфина РФ от 16.05.2016 № 64н “О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету”, зарегистрированный в Минюсте России 06.06.2016.
Документ вносит изменения, в ряд ПБУ для организаций, имеющих право на применение упрощенных способов ведения бухучета.
Так, в частности, согласно поправкам в ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», можно оценивать приобретенные МПЗ по цене поставщика. При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением МПЗ, могут включаться в состав расходов по обычной деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
Микропредприятие, которое вправе применять упрощенные способы бухучета, сможет признавать стоимость сырья, материалов, товаров, других затрат на производство и подготовку к продаже продукции и товаров в составе расходов по обычной деятельности в полной сумме по мере их приобретения (осуществления).
Что касается учета основных средств, то первоначальная стоимость будет формироваться:
– при их приобретении за плату – по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при наличии таких затрат и если они не учтены в цене);
– при их сооружении (изготовлении) – в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и иным договорам, заключенным с целью приобретения, сооружения и изготовления основных средств.
При этом иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств, могут включаться в состав расходов по обычной деятельности в полной сумме в том периоде, в котором они были понесены.
Изменяется и порядок начисления амортизации: начислять годовую амортизацию можно будет единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией.
Изменения ПБУ 13/2000
Изменения в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» обусловлены приведением правил бухучета государственной помощи в соответствие МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».
Важным изменением в ПБУ 13/2000 стал момент признания государственной помощи к бухучету, теперь ее можно признавать к учету в момент фактического получения денег.
В части учета бюджетных средств на капитальные затраты тоже есть изменения. Такие затраты, понесенные за счет бюджета, списываются по мере начисления амортизации на протяжении срока использования объекта капитальных затрат.
Если же бюджетные средства предоставлены на компенсацию ранее понесенных организацией затрат, то такие средства относятся на финансовые результаты организации.
Конечно же изменения коснулись и порядка раскрытия бюджетных средств в бухгалтерской отчетности. По новым правилам отдельно раскрываются:
- остаток средств целевого финансирования в части предоставленных бюджетных средств;
- б) дебиторская задолженность по получению бюджетных средств;
- в) кредиторская задолженность по возврату бюджетных средств;
- г) доходы будущих периодов, на финансирование текущих расходов.
Новая редакция ПБУ 16/02
Приказ Минфина России от 05.04.2019 № 54н внёс изменения в ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (утв. приказом Минфина России от 02.07.2002 № 66н). Согласно ему, теперь в бухотчетности в рамках сведений о прекращаемой деятельности нужно отражать сведения о прекращении использования долгосрочных активов к продаже.
В своём информационном сообщении от 09.07.2019 № ИС-учет-19 Минфин России дал подробные разъяснения по применению новой редакции ПБУ 16/02.
Основная цель изменений – привести правила раскрытия информации о прекращаемой деятельности в бухотчетности в соответствие с МСФО (IFRS) 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» Он введен в действие для применения на территории РФ приказом Минфина от 28 декабря 2015 г. № 217н.
Перечень ПБУ о бухгалтерском учете в 2021-2022 годах
Правила бухучета, применяемые в РФ в 2021-2022 годах, представлены следующим перечнем:
- ПБУ 7/98 — устанавливает порядок отражения в бухучете событий после отчетной даты; — устанавливает методические основы бухгалтерской отчетности юрлиц;
- ПБУ 9/99 — устанавливает порядок отражения доходов в бухучете организаций;
- ПБУ 10/99 — фиксирует порядок отражения расходов в бухучете юрлиц;
О ПБУ 9/99 и 10/99 читайте здесь.
- ПБУ 13/2000 — регламентирует отражение в бухучете сведений о государственной помощи коммерческим фирмам;
- ФСБУ 5/2019 (до 2021 года — ПБУ 5/01) — регламентирует отражение МПЗ в бухучете;
Какие нюансы следует учитывать, применяя стандарт по учету ФСБУ 5/2019, узнайте в Обзоре от КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный доступ к системе и бесплатно изучите материал.
- ПБУ 16/02 — регламентирует раскрытие сведений по прекращаемой деятельности в бухучете;
- ПБУ 17/02 — регламентирует отражение сведений о расходах на научные исследования в бухучете; — устанавливает правила отражения сведений о расчетах по налогу на прибыль в бухучете;
Как применять ПБУ 18/02 при возникновении постоянных и временных разниц между бухгалтерским и налоговым учетом, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ и переходите в Готовое решение.
- — регламентирует правила отражения финансовых вложений в бухучете;
- ПБУ 20/03 — устанавливает правила отражения в бухучете сведений об участии хозсубъекта в совместной деятельности; — регламентирует отражение в бухучете сведений об активах и пассивах фирмы в иностранной валюте;
- ПБУ 14/2007 — устанавливает правила отражения сведений о НМА в бухучете; — определяет, каким образом предприятию следует формировать и раскрывать учетную политику;
- ПБУ 2/2008 — устанавливает правила раскрытия в бухучете сведений о деятельности строительных фирм-подрядчиков (или субподрядчиков);
- ПБУ 11/2008 — устанавливает, как раскрывать в отчетности сведения о связанных сторонах;
- ПБУ 15/2008 — устанавливает, как отражать в бухучете сведения о расходах по кредитам и займам;
- ПБУ 21/2008 — устанавливает то, как раскрывать в отчетности сведения об изменении оценочных значений;
- ПБУ 8/2010 — регламентирует, как должны отражаться оценочные и условные обязательства, а также условные активы в бухучете;
- ПБУ 12/2010 — устанавливает порядок отражения в бухотчетности организаций сведений по сегментам;
- ПБУ 22/2010 — регламентирует порядок корректировки ошибок и отражения сведений о них в бухучете;
- ПБУ 23/2011 — регламентирует, как должен составляться отчет о движении денежных средств;
- ПБУ 24/2011 — устанавливает порядок отражения в бухучете сведений о расходах на освоение природных ресурсов.