Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Удержание груза перевозчиком». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С одной стороны, Гражданский кодекс позволяет пользоваться чужим грузом как средством для взыскания долгов. Но на другой стороне медали – ст.19.1 КоАП (самоуправство): осуществление действительного или мнимого (предполагаемого) правомочия. Пусть штраф выглядит смешным по сравнению с деньгами, стоящими на кону, тенденция очевидно: законодатель сам не знает, в каких случаях груз можно удерживать, а в каких – нет.
Правомерность удержания груза перевозчиком до выплаты долга
Обратимся к нормам законодательства. Право на удержание груза ГК РФ закрепляет статьей 790, согласно которой перевозчик может удержать у себя груз на тот случай, если вовремя не была внесена плата за провоз.
Если внимательно изучить данную норму, то удержание груза применяется только по отношению к его отправителю. Получатель груза рискует в этом случае рискует пострадать в случае несвоевременной доставки груза.
Однако, несмотря на наличие в ГК РФ права на удержания, существуют и оговорки, которые на практике станут существенными.
Например, по некоторым видам перевозок удержание груза перевозчиком до полной оплаты может быть запрещено законодательством. В число таких документов входят и различные транспортные уставы.
Кроме этого, ограничения по удержанию груза допускается предусмотреть в самом договоре. И в этом его случае его положения будут иметь приоритет перед предписаниями гражданского законодательства.
Есть и обратный эффект: удержание груза и его доставка получателю с опозданием может резко снизить репутацию транспортной компании в глазах последнего.
Если товар быстро портится
Свои моменты в случае с удержанием существуют в том случае, когда товар нуждается в быстрой доставке ввиду короткого срока хранения. Прежде всего, это замороженные продукты питания.
Об удержании скоропортящихся товаров перевозчику лучше сразу предупредить получателя груза. Тогда уже он будет выяснять свои отношения с поставщиком, исходя из существующих между ними договорных обязательств. В этом случае перевозчик также может быть привлечён к участию в предстоящем судебном процессе.
По действующим сегодня правилам перевозки перевозчик вправе сам реализовать вверенный ему для перевозки скоропортящийся товар.
Такое право возникает у него по истечении четырёх дней с момента передачи уведомления об удержании груза отправителю.
Однако на практике многие перевозчики продуктов питания не хотят портить отношения с отправителем и получателями продуктов питания и просто оформляют страховку на случай не оплаты услуг со стороны грузоотправителя. Поэтому, в каждом случае удержание груза при перевозке носит индивидуальный характер.
Стоимость услуг юриста
Наименование услуги |
Петербург |
Москва |
---|---|---|
Предварительный анализ документов, юридическая консультация, разработка позиции по делу | от 1000 р. | от 1500 р. |
Составление претензии / отзыва на претензию ответчика / истца | от 5000 р. | от 6000 р. |
Составление искового заявления вместе со всем необходимым пакетом для обращения в суд | от 7000 р. | от 9000 р. |
Судебное представительство (представление интересов клиента в суде) | от 40000 р. | от 50000 р. |
Удержание груза перевозчиком с целью выполнения договора
Непредставление груза получателю, который не оплачивает предоставленные услуги — один из эффективных и популярных способов выполнения обязательств по договору. Любой перевозчик имеет право воспользоваться этим способом, согласно ГК России. Процедура не представления товара также может быть зафиксирована в контракте между владельцем и фирмой. Если и после этого клиент не совершает расчет, то грузоперевозчик может продать товар третьим лицам или распорядиться им по своему усмотрению. Отметим, что удержание груза по ГК РФ не ограничивает виды возможным удерживаемых товаров.
Но грузоперевозчик должен выполнять условия, при которых допускается задерживать партию, в частности:
- в договоре не прописан запрет на удержание товара;
- груз на момент задержки принадлежит грузоотправителю;
- основанием для задержки партии служит договор перевозки;
- на время удержания уже есть просрочка по оплате за поставку.
Если грузоперевозчик и владелец не смогли решить конфликтную ситуацию во внесудебном порядке, а задержка груза не побудило клиента вернуть долг, то разрешение спора переходит в сферу деятельности арбитража. Для этого, транспортная компания направляет заявление в соответствующую структуру. Доступный срок направления заявления для перевозчика довольно долгий – 3 года со дня невыполнения обязательств по договору.
В случае, когда заказчик не расплатился за услугу, но стороны смогли разрешить спор во внесудебном порядке, транспортная компания может или продать товар, или использовать его на свое усмотрение. Если вопрос будет рассматриваться в суде, то судья может принять вердикт о сбыте партии через публичные торги. В интересах, как заказчика услуг, так и перевозчика, все вопросы по просрочке оплаты услуг перевозки отразить в договоре.
Что может пойти не так
Принимая решение об оставлении груза клиента-неплательщика, грузоперевозчик обязан понимать, что:
- Удержанный груз должен храниться в условиях, которые обеспечат его исходное состояние. Если в этот период груз будет поврежден, то грузоперевозчик должен возместить ущерб.
- Арест груза, произведенный экспедитором, возможен только, когда ситуация с просрочкой прописана в договоре на транспортировку. Грузоперевозчик действует на основании ГК и только в случае, когда процедура не запрещена договором.
- Грузоперевозчик не вправе удерживать груз до наступления даты оплаты транспортных услуг, указанный в договоре. В ином случае, эти действия могут быть классифицировано судом, как неправомерные.
- Если компания-должник проходит процедуру банкротства, а удерживаемый груз является ее крупным активом, то велика вероятность, что суд обяжет грузоперевозчика вернуть арестованное имущество владельцу.
Кредитор получил вещь законным путем
Удерживать можно не каждую вещь должника, а только то имущество, которое находится у кредитора на законном основании. Например, перевозчик удерживает груз, который получил от должника для перевозки.
Иногда бывают ситуации пограничного характера, когда законность владения вещью сомнительна. Пример: арендатор по окончании срока договора покинул помещение, но оставил в нем свое оборудование. Арендодатель удержал это оборудование до погашения долга по арендной плате. Суд признал это законным: хотя кредитор и не приобрел прав на оборудование, но арендатор сам оставил вещи в помещении по своей воле, кредитор не применял насилия, не захватывал имущество.
Если захвата не было, а вещь у кредитора оказалась по воле должника, даже если и по недосмотру, то удержание суды признают законным. Часто это применяют в отношении имущества арендатора. В ином случае, если вещь выбыла помимо воли должника, право удержания не возникает и собственник-должник вправе истребовать эту вещь.
В одном деле суд решил, что удержать вещь можно, даже если она оказалась у кредитора в рамках другого обязательства, которое не связано со спорным. Предприниматель предоставил в аренду автомобиль для перевозки груза и удержал этот груз.
Причина — арендатор долго не вносил платежи за машину. Суд признал удержание правомерным, хотя предприниматель и не был стороной договора перевозки.
Удержание соразмерно нарушению
Даже когда должник — собственник, а сама вещь находится на законном основании у кредитора, удержание не всегда правомерно. Удержание вещи относится к самозащите нарушенного права, а самозащита должна быть соразмерна нарушению и не выходить за пределы действий, которые необходимы для его пресечения. Кредитор обязан действовать добросовестно и не злоупотреблять правами.
Возникают споры, соотносится ли стоимость удерживаемой вещи и размер обязательств перед кредитором. Пример: суд признал незаконным удержание пшеницы элеватором, поскольку задолженность общества перед кредитором составляла около 1 млн руб., а стоимость удерживаемой пшеницы — более 26 млн руб.
Действия кредитора по самозащите права несоразмерны нарушению, он мог удержать имущество в размере задолженности. Суд пришел к выводу, что удержание пшеницы на сумму более 26 млн руб. противоречит требованиям соразмерности, разумности и добросовестности участников гражданского оборота. К тому же своими действиями кредитор причинил убытки должнику, который не смог реализовать товар.
Некоторые суды считают, что можно удерживать вещь, стоимость которой превышает размер задолженности. Двойственность позиции объясняется тем, что суды рассматривают обстоятельства, при которых применяют удержание, и выясняют, насколько велика разница между стоимостью имущества и размером просроченных обязательств.
Суд с большей вероятностью признает действия кредитора по удержанию добросовестными, если обязательства должника перед кредитором реальны и подтверждены, а удержание вещи соразмерно нарушению.
Удержание груза перевозчиком: правомерность и последствия
Если вы столкнулись с неправомерным удержанием груза, мы рекомендуем незамедлительно обращаться за помощью к транспортному юристу, т. к. промедление и время, затраченное на выяснение отношений и обстоятельств, могут создать серьезные неприятности.
Существует два способа восстановлению прав при незаконном удержании груза:
- Истребование имущества из незаконного владения по ст. 301 Гражданского кодекса;
- Возмещение стоимости утраченного груза по ст. 796 Гражданского кодекса.
При этом предъявление требования о полном возмещении стоимости утраченного груза, возможно только по истечении срока его незаконного удержания, который определяется п. 7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», и составляет 30 дней с момента истечения срока доставки, установленного договором (при условии, что перевозчик не удерживает груз в точке доставки).
Услуги транспортного юриста, направленные на возврат незаконно удерживаемого имущества включают в себя:
- Консультации заказчика по законодательным норам, а также минимизации рисков, связанных с удержанием груза в конкретной ситуации;
- Участие в переговорах с перевозчиком и/или экспедитором от лица заказчика в целях урегулирования ситуации мирным путем;
- Подготовка документов претензионного порядка, предъявление требования заказчику (экспедитору);
- Подготовка и подача заявлений в правоохранительные органы на предмет рассмотрения состава преступления уголовного характера;
- Подготовка и комплектация пакета документов, необходимых для инициации судебного разбирательства;
- Участие в судебном процессе от лица заказчика, получение решения суда, исполнительного листа и обеспечение его исполнения.
Обратившись за помощью в нашу компанию, специалисты помогут оперативно решить следующие задачи:
- Изъять неправомерно удерживаемый груз (взыскать полную стоимость утраченного груза);
- Взыскать сумму неосновательного обогащения недобросовестной стороны;
- Взыскать расходы на доставку груза собственными силами со склада временного хранения (если перевозчик не выполнил доставку к месту);
- Взыскать убытки, понесенные заказчиком вследствие недобросовестного исполнения перевозчиком (экспедитором) своих обязанностей по договору;
- Взыскать расходы на оплату государственной пошлины и юридических услуг.
Обратимся к нормам законодательства. Право на удержание груза ГК РФ закрепляет статьей 790, согласно которой перевозчик может удержать у себя груз на тот случай, если вовремя не была внесена плата за провоз.
Если внимательно изучить данную норму, то удержание груза применяется только по отношению к его отправителю. Получатель груза рискует в этом случае рискует пострадать в случае несвоевременной доставки груза.
Однако, несмотря на наличие в ГК РФ права на удержания, существуют и оговорки, которые на практике станут существенными.
Статья 34. Право удержания груза перевозчиком
-
Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)
-
Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)
-
Федеральный закон от 30.11.1994 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О рынке ценных бумаг»
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 339-ФЗ
«О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 05.04.2013 N 43-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
-
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 03.08.2018)
«О банках и банковской деятельности»
-
Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
«О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.08.2018)
-
Федеральный закон от 03.08.2018 N 340-ФЗ
«О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Имеет ли право перевозчик удерживать груз, требуя оплату от заказчика?
С одной стороны, Гражданский кодекс позволяет пользоваться чужим грузом как средством для взыскания долгов. Но на другой стороне медали – ст.19.1 КоАП (самоуправство): осуществление действительного или мнимого (предполагаемого) правомочия. Пусть штраф выглядит смешным по сравнению с деньгами, стоящими на кону, тенденция очевидно: законодатель сам не знает, в каких случаях груз можно удерживать, а в каких – нет.
Порой речь может идти об уголовной ответственности, предусмотренной ст.330 УК РФ. Такое самоуправство должно либо причинить существенный вред (к примеру, порча ТМЦ), либо сопровождаться насилием (угрозой применения). Состав не самый распространённый, но практика имеется – такие случаи не уникальны.
Чтобы право удержания груза не было мнимым, должны соблюдаться следующие критерии:
- Между сторонами заключён договор, которым не запрещено удержание груза.
- Перевозчик исполнил возложенные обязательства (доставил ТМЦ из точки А в пункт Б).
- Отсутствуют претензии к качеству транспортировки товаров.
- Оплата, о которой договорились стороны, не произведена в срок, определённый соглашением.
Пример. Водитель Б. доставил груз бетонных блоков заказчику и ожидает команды на выгрузку. Согласно звонку логиста, оплата не произведена, хотя договором определены сроки перевода денег. Кладовщик А. требует начать разгрузку, так как его рабочий день – до 18.00 часов, у него нет времени ждать звонка из бухгалтерии. Позиция Б. имеет право на жизнь, так как он не удерживает груз, а ожидает команды на его передачу заказчику.
Другой вопрос – расчёт произведён, но водитель всё равно отказывается приступить к разгрузке. Явно незаконны требования по доплате, компенсации тех или иных убытков, пересмотра договора. Вызывает вопрос и желание перевозчика получить деньги раньше срока, указанного в соглашении. Но если ТМЦ доставлены в полном объёме, к оговоренному месту, нет никаких причин тянуть с оплатой, если оплата, предусмотренная договором, должна быть произведена по факту доставки груза.
Перевозка грузов автотранспортом
Стороны могут облекать отношения по перевозке в разные формы. Актуальным будет выделить отличительные особенности каждого договора.
Договор перевозки:
- перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз в пункте назначения в установленный срок;
- перевозчик самостоятельно определяет пригодное транспортное средство и работника, который непосредственно осуществляет перевозку (при отсутствии других условий в договоре);
- перевозчик несет ответственность за сохранность груза и за срыв сроков доставки груза даже при отсутствии вины;
- договор регулируется положениями Федерального закона от 08.11.2007 N259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Договор аренды транспортного средства:
- предмет договора – передача во временное пользование конкретного транспортного средства (с экипажем или без);
- арендатор платит за время пользования автомобилем, а не за услугу по перевозке;
- арендодатель отвечает за сохранность груза в случае аренды ТС с экипажем и не отвечает при аренде без экипажа;
- арендодатель не отвечает за несоблюдение сроков доставки груза.
Договор фрахтования:
- предмет договора фрахтования — обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки груза;
- оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась;
- фрахтовщик самостоятельно определяет пригодное для перевозки груза транспортное средство;
- фрахтовщик не несет ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется (предусмотрено сопровождение груза представителем грузовладельца);
- фрахтовщик несет ответственность за срыв сроков доставки груза при наличии вины.
Договор транспортной экспедиции:
- предмет договора транспортного экспедирования – выполнение или организация выполнения услуг, «сопровождающих» перевозку;
- как правило, экспедитор должен заключить договор перевозки с третьим лицом или осуществить перевозку своими силами;
- экспедитор отвечает за сохранность груза, если по условиям договора он принял его у грузоотправителя;
- договор транспортной экспедиции может быть заключен не только с грузоотправителем, но с грузополучателем или третьим лицом;
- договор регулируется положениями Федерального закона от 30.06.2003 N87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Экспедитор несет ответственность за утрату или повреждение груза, если он фактически осуществлял перевозку своими собственными транспортными средствами (фактический перевозчик), выписал свой транспортный документ или иным образом выразил намерение взять на себя ответственность перевозчика (договорный перевозчик).
Согласование сторонами договора ответственности экспедитора в качестве договорного перевозчика может подтверждаться тем, что:
- клиент не выбирает конкретных перевозчиков;
- цена услуг выражена в твердой сумме, в ней не выделены расходы на перевозку и она сопоставима с рыночной стоимостью перевозки;
- экспедитор сам охарактеризовал свое обязательство как обеспечение сохранной доставки груза, например на своем интернет-сайте, через который заключался договор.
Клиент-грузоотправитель вправе требовать возмещения реального ущерба грузу не только от перевозчика, но и от экспедитора, если последний обязался обеспечить сохранность груза. В этом случае применяются правила о солидарных обязательствах (п. 25-27 ПП ВС от 26 июня 2018 г. №26).
Наконец-то на уровне высших судебных инстанций получила свое разрешение ситуация, когда перевозчик привлекает фактического исполнителя (второго перевозчика).
Договорная структура получается следующей: 1) есть договор перевозки между грузоотправителем и первым перевозчиком, 2) договор перевозки между первым и вторым перевозчиками и 3) транспортная накладная между грузоотправителем и вторым перевозчиком (на основании п. 2 ст.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством