Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Согласование вывески магазина: нужно ли разрешение и как его получить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если ваша вывеска, расположенная при входе в магазин или организацию сферы услуг, содержит только наименование, режим работы и адрес, то рекламой она не является, и согласовывать ее размещение нет необходимости. Не требует согласования и мобильная вывеска, в виде переносного штендера, который каждое утро выносят на улицу, а вечером заносят обратно. Размещение вывесок происходит на основании статьи 9 закона «О защите прав потребителей».
Чем отличаются наружная реклама и вывеска?
Роль вывески – только донести до неопределенного круга лиц информацию о фактическом местонахождении объекта и/или обозначить место входа в занимаемое им помещение. Исходя из этого, вывеска не может содержать никаких указаний на цены, виды товаров и услуг, предложений, акций и тому подобное.
Что касается любой наружной рекламы, то ее размещение регулирует закон № 38-ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» и нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Реклама — информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (статья 3 закона «О рекламе»).
Наружная реклама, так же, как и вывеска, будет содержать наименование объекта, но кроме этого, будет привлекать к нему посетителей. Сложность заключается в том, что закон не разграничивает четко понятие вывески и наружной рекламы, в результате чего сформировалась противоречивая судебная практика. Одна и та же конструкция может быть признана одним судом вывеской, а другим – рекламой, со всеми вытекающими последствиями (ниже мы рассмотрим ответственность за нарушение законодательства о рекламе).
Ясность в этот вопрос попыталась внести Федеральная антимонопольная служба (в письмах от 16 марта 2006 г. N АК/3512 и от 31 мая 2010 г. N АК/16754). ФАС считает, что если «целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама».
В качестве примера приведено размещение крышной установки на многоэтажном здании, где только одну из комнат арендовало игорное заведение. ФАС пришел к выводу, что этот способ размещения информации о заведении является рекламой, т.к. он не указывает явно на место нахождения объекта (конкретная комната).
В то же время, если организация занимает весь многоэтажный дом, то размещение крышной установки с информацией о ее наименовании не может рассматриваться как реклама, т.к. эта информация направлена на информирование о месте нахождения данного объекта.
Относительно вида вывески есть только один документ, вносящий некоторую ясность — информационное письмо Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37. В нем приводится понятие «уличной вывески (таблички)».
Таким образом, безопасным будет только размещение информации о магазине или организации сферы услуг на табличке при входе в объект, с указанием наименования, адреса и графика работы. Расположение остальных конструкций может оспариваться местными властями или собственником недвижимости, как рекламных.
Комментарии к ст. 14.37 КОАП РФ
1. Предусмотренные данной статьей административные правонарушения посягают на правила установки рекламной конструкции, регламентированные Федеральным законом от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» (с изм. и доп.). Эти правила предусматривают получение разрешения на установку рекламной конструкции (ч. ч. 9 — 24 ст. 19), а также необходимость соблюдения требований технического регламента к рекламной конструкции и ее территориальному размещению (ч. 4 ст. 19).
При этом к рекламной конструкции, установка которой должна соответствовать указанным требованиям, относятся щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, используемые для распространения наружной рекламы, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта (ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»).
2. Объективная сторона состава административных правонарушений, ответственность за совершение которых предусмотрена в комментируемой статье, состоит в установке рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку, которое уполномочен выдавать орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа либо орган внутригородского муниципального образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на подведомственной территории которого предполагается осуществить установку рекламной конструкции, если в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законами субъектов РФ — городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не установлен порядок, согласно которому указанные полномочия осуществляются органами государственной власти этих субъектов РФ.
Разрешение выдается по заявлению собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.
Разрешение на установку рекламной конструкции выдается лицу, не занимающему преимущественного положения в сфере распространения наружной рекламы в соответствии с ч. ч. 5.3 и 5.4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» (ч. 9.1 ст. 19).
Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки вновь рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа либо органа внутригородского муниципального образования городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, или уполномоченного органа государственной власти указанных субъектов РФ, на территориях которых установлена рекламная конструкция (ч. 10 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»). Одновременно с этим лица, виновные в установке рекламной конструкции без разрешения, привлекаются к административной ответственности по настоящей статье.
Получение разрешений не требуется на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики (ч. 23 ст. 19 Федерального закона «О рекламе»). В случае установки рекламы на них без разрешения административная ответственность по комментируемой статье не применяется.
Объективная сторона административного правонарушения по комментируемой статье состоит также в нарушении требований технического регламента к рекламной конструкции и ее территориальному размещению (ч. 4 ст. 19 Федерального закона «О рекламе») при установке рекламной конструкции.
Основанием для однократного применения административной ответственности по данной статье является либо установка рекламной конструкции без разрешения, либо установка рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента к рекламной конструкции и ее территориальному размещению, либо оба указанных нарушения одновременно.
Административная ответственность по комментируемой статье не применяется в случаях установки в границах полосы отвода автомобильной дороги рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов, установки рекламных конструкций в границах придорожных полос автомобильной дороги без согласования с владельцем автомобильной дороги. Административная ответственность за эти административные правонарушения наступает в соответствии с ч. 2 ст. 11.21 КоАП РФ, на что особо указывается в диспозиции настоящей статьи.
3. Субъектами указанных в комментируемой статье административных право нарушениях являются физические лица, юридические лица и должностные лица, а именно: рекламораспространители — владельцы рекламных конструкций, их законные, уполномоченные представители или работники.
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) определяется в указанной норме как собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
4. С субъективной стороны указанные правонарушения могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.
5. Дела об указанных административных правонарушениях рассматриваются судьями, в частности, при совершении их юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями — судьями арбитражных судов (ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
Кто должен передавать информацию
Закон распространяется на всех – рекламодателей, агентства, системы и площадки. Конечно, основные перемены ждут именно рекламные системы и агентства, так как они будут передавать данные и смогут избавить от этой обязанности рекламодателей.
При этом законом пока четко не очерчено, какие обязанности у каждого участника схемы. Предполагается, что они должны договориться между собой. Отправлять информацию может кто-то один за весь контракт, если у него есть необходимые данные.
Важно. По умолчанию отчитываться должен каждый из них по соответствующей части. Если конечный рекламодатель может делегировать обязанность и ответственность агентству, то площадки и сами агентства далее в цепочке могут оказывать друг другу только техническую помощь в передаче данных, собственные обязанности они передавать не могут.
Виды незаконной рекламы
Основываясь на российском законодательстве, можно классифицировать виды незаконной рекламы следующим образом:
- недобросовестная. К данной категории относятся публикации, дискредитирующие конкурентов или иных лиц, а также рекламирование товаров или услуг запрещенным способом и/или в запрещенном месте
- недостоверная. Поводом убрать афишу или объявление может стать размещение в них сведений несоответствующих действительности. К этому же виду можно отнести заведомо ложную и скрытую рекламу. Заведомо ложной является реклама, умышленно вводящая покупателя в заблуждение. Скрытая имеет место быть тогда, когда потребитель не знает, что видит перед собой рекламный контент
- неэтичная. Нарушение общепринятых норм и моральных ценностей неприемлемо в любом случае, в том числе и в рекламных кампаниях
- запрещенная. Законодательством РФ запрещена демонстрация процессов курения, употребления алкогольной продукции, использование бранных слов и выражений в рекламе какого-либо продукта, полностью запрещена пропаганда наркотиков и иных продуктов, распространение которых является преступлением на территории нашей страны
Административная ответственность за ненадлежащую рекламу
Физические и юридические лица, в случае нарушения ФЗ «О рекламе», могут быть привлечены к административной ответственности. КоАП РФ предусматривает административное наказание как для рекламодателя, так и распространителя и изготовителя рекламы. Как правило, административная ответственность носит материальный характер, так как абсолютное большинство санкций, применяемых в качестве наказания, состоит из наложения штрафа на виновное лицо.
КоАП РФ установлены следующие штрафы за ненадлежащую рекламу:
- для физических лиц – от 2000 руб. до 2500 руб.
- для должностных лиц – от 4000 руб. до 20000 руб.
- для юридических лиц – от 100 000 руб. до 500 000 руб.
Исключением является статья 6.3 КоАП РФ, согласно которой, помимо штрафа, допускается конфискация изделий и оборудования, используемого для изготовления запрещенной рекламы.
Возможности легализации дохода
Государство предлагает блогерам несколько вариантов легализации доходов.
Уплата налога в качестве физического лица:
Это самый дорогой режим налогообложения для блогера, предполагающий разовые выплаты по договору оказания услуг.
Блогер подает декларацию о доходах и платит 13% с полученного дохода как любое другое физическое лицо (для резидентов НДФЛ 13%, нерезидентов — 30% согласно п. 1, 3 ст. 224 НК РФ). Открывать юридическое лицо необязательно.
Такой вариант оптимален для начинающих блогеров или тех, кто не имеет постоянного дохода от этого вида деятельности.
Сложности могут возникнуть при работе с брендами. Крупный бизнес избегает работать сотрудничества с блогерами, как с физическими лицами. И это понятно — стоимость договора для компании возрастает на сумму страховых взносов.
Регистрация ИП:
Когда доходы на счет поступают систематически и блоггинг становится предпринимательской деятельностью, целесообразно выбрать статус индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 2 ГК РФ). В качестве ИП блогер должен встать на учет в налоговый орган (п. 2 ст. 116 НК РФ).
ИП имеет три режима налогообложения на выбор.
- Общая система налогообложения (гл. 2 ст. 13-15 НК РФ)
- Упрощенная система налогообложения (гл. 26.2. НК РФ)
- Налог на профессиональный доход — НПД (Федеральный закон от 27.11.2018 N 422-ФЗ).
Шаги согласования вывески
Для согласования вывески необходимо сделать следующие действия:
- Если планируется разместить любую вывеску на многоэтажном жилом доме, то понадобится, в первую очередь, провести соответствующий опрос среди жильцов.
- Создать макет будущей вывески. Сфотографировать место установки. Совместить изображения и макет при помощи компьютерного монтажа.
- Получить предварительное согласование проекта в КГА и КГИОП для Петербурга, в «Москомархитектуре» для Москвы, ГБУ СО «ЦРР» для Самары или в профильном комитете в вашем городе.
- Подготовить все необходимые бумаги, а также собрать проект. Из документов вам понадобятся копии паспорта, ИНН, ОГРН, заявление по официальной форме, копия правоустанавливающего документа на использование товарного знака, концепция фасада здания и прочее — актуальный на момент подачи заявления пакет документов необходимо уточнить у специалиста.
- Подать заявление через портал «Госуслуги» с уплатой госпошлины в размере 5000 руб.
- Ожидать результат в течение 60 дней.
Документы для согласования вывески
Первым делом предпринимателю необходимо получить разрешение на размещение вывески у местных органов власти: администрации города, городского округа, поселка, района. Какие документы необходимо принести в администрацию:
- Свидетельство о регистрации предпринимателя.
- Макет вывески.
- Документы, подтверждающие право собственности на объект, где будет установлена вывеска (копия свидетельства о праве владения).
- Договор об аренде с собственником недвижимости, где будет установлена вывеска.
- Заявление на имя руководителя администрации.
- Копия паспорта.
- Копия основного государственного регистрационного номера (ОГРН).
- ИНН.
- Копия правоустанавливающего документа на товарный знак.
- Оплаченная государственная пошлина.
Это перечень документов, необходимых для сбора. В разных регионах органы власти могут потребовать дополнительные документы. Данную информацию стоит уточнять у администрации или контролирующих органов. Все документы разрешается подавать в виде копий.
По закону одобрение или отказ в согласовании может быть оглашен не позже, чем через два месяца после подачи заявления. Приблизительно данный процесс занимает от 2 до 4 недель.
После сбора документации и прохождения всех этапов согласования никто не дает гарантии, что разрешение будет дано. Если в администрации не согласуют дизайн вывески, то придется создавать новый макет, учитывающий предписания администрации, и подавать заявление повторно.
За установку или эксплуатацию рекламной конструкции без соответствующего разрешения могут увеличить штрафы для граждан и должностных лиц
Статья 14.37 КоАП РФ закрепляет ответственность за установку или эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а также за установку или эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента. Такие деяния влекут административный штраф для граждан в размере от 1 тыс. до 1,5 тыс. руб., для должностных лиц – от 3 тыс. до 5 тыс. руб., для юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн руб.
В Госдуму внесен законопроект 1 , предусматривающий корректировку санкций за указанное правонарушение. В частности, в случае одобрения инициативы за незаконную установку или эксплуатацию рекламной конструкции граждане будут уплачивать штраф в размере 3-5 тыс. руб., а должностные лица – 5-10 тыс. руб. При этом штрафные санкции для юридических лиц планируется смягчить, установив штраф в пределах 100-500 тыс. руб.
Авторы инициативы отмечают, что физические лица и ИП (должностные лица) при незначительном размере административного штрафа по сравнению с юридическими лицами злоупотребляют своими правами и устанавливают (эксплуатируют) рекламные конструкции без предусмотренного законодательством действующего разрешения на ее установку и эксплуатацию.
Кроме того, законопроектом предусмотрено введение ответственности за повторные в течение года установку или эксплуатацию рекламной конструкции без соответствующего разрешения, а также установку или эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований техрегламента. Штрафы в данном случае могут составить для граждан от 5 тыс. до 10 тыс. руб., для должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб., для юридических лиц – от 500 тыс. до 1 млн руб.
Взыскание за объявления на столбах и асфальте
На данный момент ФЗ № 38 от 2006 года 13 марта не предусматривает каких-либо требований к расположению рекламы на дороге или асфальте. Ответственность за подобное деяние также пока не предусмотрена, однако данный пробел в законодательстве в скором времени может быть исправлен на региональном уровне.
Что касается рекламных объявлений на столбах, правонарушитель привлекается к ответственности в двух случаях:
- если реклама была расположена на дорожном знаке, его опоре либо другой аналогичной конструкции, используемой для регулирования транспортного движения;
- если объявление, расклеенное на каком-либо ином столбе, относится к определению «рекламная конструкция», что подразумевает незаконное рекламирование без определённого разрешения.
В последнем случае сумма штрафного взыскания для правонарушителя установлена статьёй 14.37 КоАП РФ. Иными словами, ответственность в этой ситуации наступает та же, что и за установку или использование наружных рекламных конструкций без получения разрешения.
В первом случае штраф за размещение рекламы на дорожном знаке (а также напоминающем подобный знак) назначается в следующих размерах, согласно 1 части 14.38 статьи КоАП РФ:
- для граждан от двух до двух с половиной тысяч рублей;
- для компаний от ста до двухсот тысяч рублей;
- для предпринимателей и должностных лиц от десяти до пятнадцати тысяч рублей.
Советуем статью: Штраф за разведение костра.
Нормативное регулирование порядка размещения рекламы на ТС осуществляется ст. 20 Закона.
Так, в ч. 1 ст. 20 Закона сказано, что рекламу на ТС разрешено размещать собственникам ТС или лицам, заключившим договор с собственниками на оказание услуг рекламного характера.
А вот в случае, если:
- кузов ТС будет раскрашен какой-либо рекламной надписью;
- либо же ТС будет переоборудовано таким образом, что вообще перестанет быть ТС и выполнять свои прямые функции.
То наступит ответственность, определенная в ч. 2 ст. 14.38. АК:
Субъект правонарушения | Какой штраф |
Гражданин | От 3000 до 5000 |
Должностное | От 30000 до 50000 |
Юрлицо | От 500000 до 1000000 |
Поймай меня, если сможешь, или как государство находит нелегальных предпринимателей
Полномочиями выявлять нелегальный бизнес наделены сотрудники ФНС, Полиции, Прокуратуры, Росфинмониторинга, Роспотребнадзора. Госорганам помогают в поисках признаки предпринимательской деятельности:
-
свидетельства клиентов/покупателей, которые отдали деньги за услуги/товары;
-
как вариант – жалобы клиентов, которые остались недовольны сервисом;
-
сигнал от бдительных соседей по квартире, если вы ведете коммерческую деятельность на дому;
-
показания поставщиков, с которыми вы сотрудничали по закупкам;
-
выписки с банковских счетов при безналичной оплате;
-
рекламирование продукции или услуг в любых местах: на собственном сайте, в соцсетях и даже на уличных столбах;
-
наличие расписок, как доказательство получения денег;
-
показ образцов продукции;
-
учет всех операций по сделкам, определение расценок за услуги.
Штрафа за размещение наружной рекламы без разрешения можно избежать, если сделать все согласованно в соответствии с законодательством.
Если вывеска будет расположена на фасаде здания, необходимо согласовать ее размещение с владельцем данной недвижимости. Между компанией, которая имеет лицензию на установку, и владельцем строения должен быть заключен договор. Срок его действия устанавливаются в зависимости от местных нормативных актов субъекта. Он может варьироваться от 5 до 10 лет.
Если здание принадлежит государственной организации или муниципалитету, согласование должно проходить через конкурс. Сложнее всего получить разрешение на установку рекламы на стене многоквартирного дома. Для этого нужно организовать собрание жильцов. Получив согласие от жильцов в письменном виде, можно обращаться с заявлением в органы местного самоуправления.
Для согласования необходимо подать заявление с приложением технических характеристик. Это должен быть эскизный проект продукции, его размеры и способы установки.
Незаконная реклама алкоголя
В отношении рекламирования алкогольной продукции в Законе есть отдельная статья – 21.
Помимо общих требований к рекламированию алкоголя, в частности, о том, что такая реклама не должна осуждать воздержание от алкоголя или обращаться к несовершеннолетним.
Полный запрет на размещение рекламы алкоголя установлен:
- на радио и телевидении (штрафа за пиво не будет, при трансляции такой рекламы в прямом эфире или записи спорт. соревнований);
- в печатных СМИ (кроме рекламирования пива);
- в кинотеатрах;
- в общественном транспорте;
- на автовокзалах и ж/д вокзалах;
- в детских или медицинских учреждениях, в концертных залах, цирках, музеях и др.
Также п. 8 ч. 2 ст. 21 Закона вносит полный запрет на рекламу в сети “Интернет”.
Расклейка объявлений: закон и законность размещения
Расклейка объявлений закон и законность размещения волнует многих, как рекламодателей так и промоутеров. Ведь сегодня, одним из наиболее популярных способов распространения информации о товарах и услугах является такой вид рекламы, как раздача листовок. Метод часто используют для того, чтобы завлечь покупателя в магазин, либо сообщить ему о появлении нового товара на рынке. Его преимущества заключаются в низкой стоимости производства или покупки листовок, при высокой эффективности самой акции. Процесс раздачи листовок достаточно прост и не подразумевает владения особыми навыками. Главное в данном процессе строго придерживаться норм действующего законодательства, и тогда никаких проблем с распространением рекламы не возникнет.
Согласно действующему законодательству РФ, раздача листовок на улицах не запрещена. При этом распространение рекламы в неположенных местах, как и расклейка СПб , может стать причиной штрафа.
Незаконная предпринимательская деятельность представляет собой оказание услуг, проведение работ, продажу товаров, передачу в пользование своего имущества и другие действия, направленные на неоднократное получение дохода. Чтобы обрести право на ведения такой деятельности, необходимо пройти государственную регистрацию, а в некоторых случаях еще и получить лицензию. Если этого не сделать и начать вести бизнес, он будет признан незаконным.
За осуществление незарегистрированной деятельности предусмотрена ответственность в налоговом, административном и уголовном законодательстве. Такие действия приводят к штрафу, размер которого зависит от тяжести правонарушения. Не исключено, что уже в 2021-2022 годах произойдет ужесточение административной ответственности за незаконное предпринимательство, поскольку на рассмотрении в Госдуме находится соответствующий законопроект.