Стоит ли обращаться в независимую экспертизу после ДТП в 2024 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Стоит ли обращаться в независимую экспертизу после ДТП в 2024 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

После того как происходит страховое событие одна из сторон (как правило, пострадавшая) обязана вызвать сотрудников ГИБДД и зафиксировать аварию. После этого следует обратиться в офис страховой организации, подать заявление с целью регистрации страхового события.

Цель проведения экспертизы

Как понятно из названия, автотехническая экспертиза при ДТП – это исследование автомобиля, иных объектов, участвующих непосредственно в аварии, а также причины произошедшего и его последствий, которое проводится либо частным специалистом, либо специализирующейся организацией. Иногда именно это мероприятие помогает понять и нарисовать истинную картину аварии, и вынести соответствующее наказание виновнику ситуации.

Чаще всего человека побуждают обратиться за автотехнической экспертизой суд, которому нужно объективное мнение произошедшего, а также страховая компания, требующая доказательств нюансов ДТП для выплаты денежной компенсации.

Самая главная и основная цель дорожно-транспортного исследования – это установить виновника и пострадавшую сторону, раскрыть все обстоятельства события для честного назначения наказания и компенсации за причинённый ущерб соответствующим лицам.

Кто может проводить автотехническую экспертизу?

Если вас обязали пройти экспертизу, но не сказали к кому обратиться, то это не даёт вам право выбрать первого попавшегося автомастера и пройти процедуру там. Чтобы понять, может ли конкретный специалист или организация проводить автотехническую экспертизу, нужно:

• узнать, есть ли у оценщика или учреждения соответствующая лицензия на проведение необходимого исследования, а также персональный идентификатор (только индивидуальных предпринимателей, а не юридических лиц);

• выяснить, является ли выбранное вами уполномоченное лицо независимым либо оно сотрудничает с конкретной страховой компанией. Эти обстоятельства могут отбросить на результат исследования тень собственных интересов специалиста либо организации. Поэтому, если вам требуется независимая оценка произошедшей ситуации, то следует обратиться к незаинтересованным в результатах расследования лицам;

• уточнить, является ли претендент на специалиста, проводящего осмотр, автотехником или инженером с профильным образованием (только такие лица имеют право заниматься экспертизами).

Помните, что проведённая экспертиза не у уполномоченного на это лица не имеет никакой юридической силы. Поэтому очень важно подойти к выбору независимого оценщика с должным вниманием.

Заключение экспертизы

Автотехническая экспертиза при ДТП, сроки проведения её, а также стоимость зависят от конкретных сложностей процедуры. Например, исследование может длиться от 3 до 8 дней (чем сильнее повреждения автомобиля, тем больше времени на него требуется) и стоить от 3 000 до 10 000 рублей (чем больше времени и сил требуется оценщику для установления всех обстоятельств, тем дороже выйдет работа).

Итогом экспертизы является письменное заключение от оценщика, которое содержит следующие пункты:

• реквизиты исполнителя и клиента;
• номер и дату проводимой работы, а также происшествия;
• реквизиты документов, которые были причиной экспертизы (решение суда или страховой компании, документы о ДТП и т. п.);
• все сведения о потерпевших лицах;
• все выясненные обстоятельства события исходя из осмотра и заданных вопросов оценщику;
• выводы по выполненной работе.

На каждый поставленный вопрос должен быть предоставлен ясный и читабельный ответ, который не создаёт дополнительных вопросов. Ответы пишутся в точно такой же последовательности, как и стояли вопросы. Все заключение подписывает то лицо, которое непосредственно проводило осмотр, если оценщиком выступала организация, то бумага заверяется подписью руководителя и печатью юридического лица.

Независимая оценка после дтп: что поменялось в 2020?

Поэтому, во-первых, в Федеральный закон об ОСАГО были внесены изменения о приоритете натурального возмещения через ремонт на станции страховщика над денежной выплатой.
Во-вторых, утверждённая Центробанком Единая Методика определения размера расходов на ремонт автомобиля, установила единые источники и параметры расчёта ущерба после дтп для независимых экспертиз и страховых компаний. И, наконец, появилась новая структура по урегулированию споров между пострадавшим и страховщиком, — служба финансового управляющего.
Данные нововведения должны были не только разгрузить суды от исков по ОСАГО и отбить желание предприимчивых автоюристов продолжать разорять страховые компании, но и дать возможность пострадавшему по ОСАГО при наступлении страхового события выбрать сервис страховщика, где будет качественно и без каких-либо доплат отремонтирован повреждённый в аварии автомобиль.

Читайте также:  Как реагировать на жалобу и стоит ли на нее отвечать

Могу ли я требовать оплату экспертизы с виновника ДТП?

Да, если на момент аварии у виновника не было ОСАГО.

Отсутствие страхового полиса у одного или обоих участников ДТП делает невозможным возмещение по ОСАГО. Требовать компенсацию за ремонт машины придётся напрямую – на досудебной стадии, а если не поможет – то через суд.

Тут многое зависит от того, готов ли виновник аварии возмещать вам ущерб? Если готов, то предстоит решить, как это произойдёт. Возможно, причинитель вреда оплатит вам стоимость ремонта по чекам из автомастерской, где будут ремонтировать автомобиль. Но в таком случае стоит взять с него расписку о готовности компенсировать расходы на ремонт. Бывает, что вначале виновник согласен на возмещение ущерба, а потом идёт в отказ или вообще пропадает – составленная им расписка послужит доказательством в суде, что со стороны второго участника ДТП были обязательства, но он их не исполнил.

Если виновник изначально не готов платить, можно определять сумму убытков, подавать ему досудебную претензию, а затем идти в суд. Определить размер повреждений поможет независимая экспертиза. Плюс её проведения в том, что специалист посчитает вам ущерб не по справочникам РСА (как страховщик), а с учётом рыночных цен на запчасти. Но нужно будет уведомить виновника ДТП о проведении экспертизы, чтобы тот мог присутствовать при её проведении. Уведомлением считается телеграмма – направить её нужно не позднее, чем за 3 дня до начала процедуры.

Стоимость экспертных исследований можно будет взыскать с ответчика (виновника ДТП) в судебном порядке. Для этого к иску вам нужно приложить копию договора с экспертной организацией, копию её заключения, а также чеки и квитанции, подтверждающие оплату услуг компании.

Условия для применения независимой экспертизы

Что касается целей и задач независимой экспертизы, то они четко прописаны в статье 12.1, в 40 Федеральном законе от 25 апреля 2002 года. Изучив его, станет ясно, что осмотр транспортного средства проводится исключительно для объективной оценки полученных повреждений, в результате наступления аварийного случая. Что касается осмотра, то делать его должно незаинтересованное уполномоченное лицо.

Что касается экспертизы, то внимание уделяется:

  • стоимость запчастей, которым причинен ущерб;
  • наличию скрытых повреждений и их стоимость;
  • оплате ремонтных работ;
  • среднегодовому пробегу автомобиля;
  • цене годных остатков, если авто не подлежит восстановлению.

Примерная стоимость НЭ после ДТП по ОСАГО

Прежде чем обратиться к эксперту, все автолюбители уточняют стоимость услуг. Не секрет, что в разных компаниях они могут незначительно разниться. Также на стоимость оказывает значение:

  • регион проведения;
  • характер повреждений;
  • наличие дополнительных услуг (выезд на место).

Примерные цены на услуги:

  • Москва от 3 000 до 15 000 рублей;
  • Московская область от 2 500 до 12 000 рублей;
  • Санкт-Петербург от 2 500 до 13 000 рублей;
  • Ленинградская область от 2 000 до 6 000 рублей;
  • Пермь от 1 500 до 5 000 рублей;
  • Казань от 1 000 до 5 500 рублей;
  • Омск от 1 000 до 5 000 рублей;
  • Саратов от 1 500 до 6 000 рублей;
  • Краснодар от 2 000 до 8 000 рублей;
  • Волгоград от 1 500 до 7 000 рублей.

Получается, в каждом регионе своя ценовая политика, которая зачастую определяется персонально по каждому клиенту.

Подводя итог, можно сказать, что делать профессиональную оценку нужно далеко не всем водителям, которые попали в аварийную ситуацию. Помощь эксперта потребуется тем, кто получил отказ или меньшую сумму. Только при наличии официального документа можно обращаться в суд, с целью отстаивания прав автолюбителя.

Если вам приходилось обращаться к эксперту, то предлагаем поделиться своим опытом и рассказать читателям нашего портала:

  • как выбрали компанию;
  • сколько пришлось оплатить;
  • как долго происходила вся процедура проверки;
  • остались ли вы довольны итогами осмотра;
  • получилось ли взыскать средства и отремонтировать автомобиль.

Для того чтобы оставить отзыв, вам необходимо написать обращение в разделе «Добавить комментарий».

Этапы независимой экспертизы

Законодательством предусматривается четкая последовательность процесса:

  • выбор независимой организации;
  • заключение с ней договора;
  • оплата работы независимого эксперта;
  • согласование даты и времени проведения исследования ТС;
  • оформление телеграммы-приглашения виновнику ДТП и всем заинтересованным лицам;
  • прибытие на экспертизу;
  • эксперт оформляет акт по установленной форме, фиксирует обнаруженные повреждения на фото или видео;
  • эксперт работает над сметой с учетом рыночной стоимости материалов, деталей, которые требуют замены;
  • клиенту выдается заключение, которое оформляется актом передачи-приема;
  • сроки проведения экспертизы и оформления необходимых документов — 3 дня.

Многие испытывают определенные трудности с выбором компании, которая может выполнить такую работу. Некоторые организации сотрудничают со страховщиками, и именно туда вас может отправить менеджер вашей компании.

Однако лучше осуществлять выбор собственными силами. Посетите форумы автомобилистов, почитайте отзывы, изучите рейтинги независимых оценщиков.

Отобрав несколько вариантов, проверьте следующее:

  • репутацию компании;
  • стаж работы;
  • наличие страхования ответственности;
  • принцип оформления договора;
  • входит ли компания в СРО;
  • есть ли в ней хоть один сотрудник, состоящий в реестре экспертов Минюста РФ.

Плюсы независимой экспертизы

Главным преимуществом является тот факт, что она и вправду независимая. Если в теории есть основание полагать, что эксперт от страховой компании заинтересован в расчёте минимальной выплаты, то независимый эксперт – беспристрастный (тоже в теории, разумеется).

Другие плюсы даёт не сама экспертиза как таковая, а возможность «выбить» через суд дополнительные выплаты, к числу которых относятся:

  • неустойка в виде расчёта 1% в день просрочки выплаты (или разницы между выплаченной суммой и рассчитанной независимым экспертом),
  • штраф со страховой организации в пользу истца в размере 50% от суммы ущерба (либо такой же разницы) плюс все другие расходы, в том числе неустойка.

В судебной практике 2020 года, однако, применяется судьями нередко применяется статья Гражданского кодекса о разумном уменьшении обеих вышеперечисленных сумм, вплоть до самых минимальных.

К примеру, если Вам независимый эксперт насчитал ущерб 100 000 рублей, а страховая выплатила 50 000 с просрочкой 50 дней, за экспертизу Вы заплатили 10 000 рублей, то по закону Вам полагается:

  • 50 000 рублей в виде недостающей к выплате суммы ущерба,
  • 25 000 рублей в виде неустойки (1% в день от суммы ущерба умножаем на 50 дней просрочки),
  • 10 000 рублей в счёт возмещения затрат на экспертизу,
  • штраф в размере 42 500 рублей (50% от всех вышеперечисленных сумм).

Независимое исследование – гарантированный способ поймать страховую компанию на недоплате и полностью возместить ущерб из-за аварии. Но стоит учитывать сложившиеся обстоятельства, чтобы не выкинуть деньги на ветер, когда окажется, что компания всё верно рассчитала.

Если страхователь до конца уверен в выбранной им компании и проведенном ей расчете ущерба, то независимая оценка ему ни к чему. Страховые компании заинтересованы в удержании безубыточных клиентов, поэтому не станут обманывать. В таком случае экспертиза только потреплет бюджет и нервы, да к тому же сделает хорошую репутацию страховой компании, ведь предоставленный ей расчет оказался верен, что привлечет новых клиентов.

Если ранее компания замечалась в подозрительных махинациях или же у страхователя закрадываются серьёзные сомнения в честности выплаты ущерба, то обратиться к независимым экспертам является правильным решением. Так никто не окажется обманутым и не придется добавлять недостающую сумму на починку авто.

Привлекать независимых экспертов или нет – выбор автомобилиста, на который может повлиять его индивидуальная ситуация, поэтому важно обращать внимание на все аспекты ДТП и учитывать репутацию страховой компании.

Что представляет собой независимая экспертиза после аварии и зачем ее проводить?

Для того чтобы уменьшить убытки от ДТП и сберечь собственные нервы, важно ознакомиться с основными моментами осуществления независимой оценки после аварии. Такую процедуру называют независимой экспертизой. Она представляет собой исследование поврежденного ТС сторонними организациями, проводящими оценку, которая позволяет судить о реальном ущербе, причиненном авто в результате ДТП.

Независимая оценка авто после аварии нужна, если:

  • владелец машины желает уточнить правильность компенсационных выплат, осуществляемых страховой компанией при ДТП;
  • имеется подозрение, что при осуществлении оценки СК не учтены какие-либо скрытые недостатки;
  • собственник авто хочет узнать полную стоимость восстановительных ремонтных работ;
  • автовладелец планирует направить исковое заявление в судебную инстанцию.

Инструкция проведения независимой экспертизы после ДТП

Рассмотрим более подробно инструкцию проведения независимой экспертизы после аварии:

  1. На первом этапе следует выбрать оценочную организацию. К ее выбору необходимо подходить с ответственностью. Для начала нужно собрать максимальное количество информации о ней. Эти данные можно поискать на автомобильных форумах, посмотреть в рейтинге, изучить отзывы в интернете, узнать мнение от знакомых, уточнить сведения при личном обращении в офис компании. После сбора и анализа всей полученной информации можно составлять договор, но только после ознакомления с его образцом.
  2. На втором этапе необходимо произвести оплату услуги. Если вы являетесь частным лицом, то экспертиза оплачивается наличными в организации или через банк с комиссией. Вам выдается квитанция, доказывающая внесение средств в кассу. Если вы являетесь ИП или представителем какой-либо фирмы, то вам направляется счет на оплату для перечисления средств со счета в банке.
  3. На третьем этапе следует определить место и время осуществления осмотра машины. Этот момент обсуждается напрямую между вами и экспертом. Как правило, оценочные работы осуществляют в автосалоне, где имеются все необходимые условия для их проведения.
  4. На четвертом этапе следует оповестить всех участников дорожно-транспортного происшествия и СК о проведении независимой оценки. Это нужно, если:
  • обнаружены скрытые недостатки, не выявленные при первом осмотре страховщиком;
  • компенсационные выплаты составляют меньше, чем цена ремонтных работ по факту;
  • виновное лицо не осталось на месте аварии;
  • на место ДТП не были вызваны инспекторы ГИБДД.
Читайте также:  АО чековый инвестиционный фонд мн фонд открытого типа

Вам не могут отказать в возмещении компенсационных выплат, даже если виновное лицо не получило уведомление о проведении независимой оценки.

  1. На пятом этапе оценщик должен ознакомиться с документами, составленными инспекторами ГИБДД при выезде на место аварии. После этого он обязан сделать фотографии аварийного ТС со всевозможных ракурсов, уделяя внимание участкам повреждения. Эксперт обязательно должен сфотографировать пробег и номер кузовной части машины. После проведения осмотра он обязан составить акт, который позволит в дальнейшем сделать все необходимые расчеты.
  2. На предпоследнем, шестом этапе следует дождаться расчетов, которые проводятся через специальные компьютерные программы. В них эксперты вносят сведения об авто, его комплектацию и дополнительные опции. Затем осуществляется расчет ремонтных работ и их цена. В некоторых случаях восстановительный ремонт по полису ОСАГО довольно сильно отличаются по цене ремонта по автостраховке КАСКО. Это объясняется тем, что при обязательном страховании стоимость запчастей и работ берется из РСА, а при расчетах по КАСКО — из прайс-листа официальных дилеров.
  3. На заключительном этапе принимаются результаты осмотра и расчетов. Расчеты предоставляются оценочной организацией в виде отчета, который представляет собой мнение эксперта. В нем содержится оценка уровня повреждений авто, причины их появления, техника и масштаб требуемого ремонта, процесс расчета цены работ, размер причиненных убытков, сумма возмещения за восстановление.

Преимущества независимой экспертизы

Основное преимущество независимой оценки заключается в том, что она действительно является независимой. Если теоретически имеется основание полагать, что эксперт от страховщика заинтересован в расчете минимальной компенсации, то независимый эксперт является в этом случае беспристрастным участником процедуры. Конечно, тоже в теории.

Остальные преимущества дает не непосредственно экспертиза сама по себе, а возможность «выбить» через суд следующие дополнительные выплаты:

  • неустойку – по 1% в день просрочки выплаты (либо разницы между выплаченной суммой и рассчитанной независимым экспертом),
  • штраф со страховой компании в пользу истца – 50% от суммы ущерба (или такой же разницы) + все остальные расходы, включая неустойку.

В судебной практике 2021 года, тем не менее, судьями зачастую используется статья Гражданского кодекса о разумном уменьшении обеих вышеперечисленных сумм, вплоть до самых минимальных.

Допустим, если независимый эксперт насчитал вам ущерб в размере 100 тысяч рублей, страховая компания выплатила только 50 тысяч с просрочкой в 50 дней, а за экспертизу вы заплатили 10 тысяч рублей, то по законодательству вам будут положены:

  • 50 тысяч рублей – недостающая сумма ущерба,
  • 25 тысяч рублей – неустойка (по 1% в день от суммы ущерба умножается на 50 дней просрочки),
  • 10 тысяч рублей – компенсация затрат на экспертизу,
  • 42 500 рублей – штраф в размере 50% от всех приведенных сумм.

Если страховая занижает ущерб

Распространенные способы занижения размера ущерба:

  1. Включение в расчет только части повреждений. Проверьте, чтобы специалист компании учел не только повреждения, указанные в справке о ДТП, но и эксплуатационные повреждения (сколы краски, царапины). А также все скрытые дефекты, которые выявил эксперт.
  2. Включение в расчет запчастей от другой марки авто. Вся информация о стоимости запасных частей для ремонта сейчас находится в свободном доступе. Поэтому не поленитесь и посчитайте сумму самостоятельно онлайн на сайте РСА.
  3. Завышение износа комплектующих. Для этого специалист проводит расчет с января года, когда автомобиль был изготовлен. А по закону за точку отсчета берется первая дата постановки на учет в ГИБДД.
  4. Занижение стоимости нормо-часа работы мастеров. Данные нормы устанавливаются для каждого региона индивидуально. Сведения также находятся в свободном доступе.

Если у вас возникли подозрения о занижении размера компенсации, обратитесь в независимую оценочную компанию.

Оспаривание оценочного отчета

Чтобы избежать самоуправства со стороны страховщика, закон предусматривает возможность проведения первичного, повторного и дополнительного исследования.

Первичный проводится по направлению страховой. Вторичное назначается, если одна из сторон спора не согласна с результатами первого исследования. Дополнительное назначается, если остались вопросы. Перед каждым новым исследованием, сторона-инициатор обязана предупредить вторую сторону.

Если инициатор согласен с результатами осмотра, но не согласен с выводами специалиста, осмотр транспортного средства не требуется. Достаточно представить документацию об осмотре. Это позволяет пересматривать результат даже после проведения ремонта.

Если результаты экспертизы были преднамеренно занижены, страховая компания может возместить разницу добровольно на основании претензии.

Чтобы оспорить экспертизу, действуйте следующим образом:

  1. Выясните вид проведенного исследования (товароведческая, автотехническая, трассологическая).
  2. Изучите заключение специалиста.
  3. Попросите эксперта дать аргументированные разъяснения результатов отчета.
  4. Обратитесь к независимому эксперту, чтобы оспорить первый отчет.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *