Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Альтернативные формы брака и семьи Казахстан». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такой брак распространен в Европе. Отношения закрепляются на определенный временной срок — год, два, три. По истечении этого срока брак автоматически прекращается. Изредка семейная пара снова обдумывает все за и против общей жизни и решает расстаться или же договориться еще раз о совместном проживании на какой-либо определенный период времени. Приверженцы этой формы брака считают, что со временем люди вырастают из прежних отношений, как «взрослые дети из старой обуви».
По фамилии английского анархиста Godwin William — брак, когда супруги владеют общим имуществом, но проживают отдельно. Данный вид брачных отношений получил свое название по имени одного из основателей такой формы брачных отношений — Уильяма Годвина. В своем произведении «Рассуждение о политической справедливости», которое считается библией анархизма, он высказал идею, что такие социальные явления как государство, собственность и брак противоречат природе и разуму человека и общества в целом. Он утверждал, что брак препятствует развитию способностей человека, мешает его счастью и разрушает сознание. И далее делался вывод, что совместное проживание супругов есть безусловное зло, которое мешает всестороннему личностному развитию каждого из них в силу различий их интересов, потребностей, задатков и склонностей.
Казахская семья в XXI веке — какая она? — исследование
Кроме того, авторы подчеркнули, что
сам институт семьи сегодня трансформируется под влиянием целого ряда факторов —
от экономических условий до внешних обстоятельств. Мир меняется, и этот процесс не может не затронуть и нас.
Глобализация наступает: даже из мировых языков могут выжить не все
— В условиях глобализации семьи оказываются под действием инокультурных и даже контркультурных влияний, которые трансформирует самобытные, вытесняя их. Глобализация форматирует идентичность быстрее, чем традиционные институты: семья, система образования, религия, — утверждают авторы.
Если говорить об экономических факторах, макроэкономика развивается циклами, когда за подъемом всегда следуют кризисы, и семья напрямую зависит от этих циклов.
Мировой финансовый кризис не за горами: на это намекает американский госдолг
Кроме того, сейчас налицо ряд проблем в функционировании социальной сферы — занятость, медицина, образование и так далее. И они тоже отражаются на семье. В итоге, говорится в докладе, даже потребовались «специальные концептуальные подходы и программы» для социальной поддержки семей.
— Государство осуществляет социальную семейную и гендерную политику с целью сохранения устойчивости и стабильности. Сильными сторонами государственной социальной семейной и гендерной политики стали
разработка государственных программ вовлечения в занятость и временное трудоустройство,
реализация политики поддержки нуждающихся семей через доступ к адресной социальной помощи, изменение условий кредитования доступного жилья и др., — перечисляется в докладе.
Однако авторы полагают, что госорганы недостаточно изучили потребности общества. Одновременно и само население не всегда знает об имеющихся возможностях.
— В изучении тенденций роста протестной активности по мотивам неудовлетворенности социальной семейной и гендерной политикой необходим специальный анализ,
— говорится в докладе.
Таким образом, в семейной и демографической в целом сфере налицо как позитивные, так и негативные тенденции.
Позитив в первую очередь в том, что большинство сограждан признают ценность семьи и продолжения рода.
Суммарный коэффициент рождаемости — 2.73, что обеспечивает прибыль населения
— Достаточно высоким остается коэффициент брачности 7.34. Это говорит о стремлении казахстанцев к созданию семьи: основными мотивами, как видно из опроса, являются желание иметь семью, детей, испытывать чувство любви и проявлять заботу, — говорится в докладе.
Нейтральным трендом можно назвать постепенное увеличение среднего возраста вступления в брак. У женщин в 2018 году 25 лет, у мужчин — 27,6. Авторы считают, что молодежь желает сначала получить образование, найти работу и стать экономически независимыми. Кроме того,
у нынешнего поколения больше возможностей для самореализации, нежели у предыдущего
Еще одна характерная новая черта — формирование так называемой пост-семьи на основе договора между партнерами.
— В отличие от традиционной семьи с четким гендерным разделением труда между мужчиной и женщиной
этот тип объединяет партнеров, в равной степени ориентированных на самореализацию как в семье, так и в профессии,
— говорится в документе.
Как правило, такой тип семьи характерен для жителей крупных и/или индустриальных городов с этнически смешанным населением.
Вектор постепенного перехода к семье с равенством полов характерен для развитых стран. И именно в этом направлении движется Казахстан, подчеркивается в докладе.
Не дискриминируйте и любимы будете: равенство полов наступит через 200 лет
— Переход также отражает ситуацию в обществе, место женщин в структуре занятости, их вклад в экономику страны, — считают авторы.
В числе позитивных факторов они также упомянули разнообразные социальные выплаты и льготы в семейной сфере. Кроме того, реализуются социальные проекты разных направлений.
— Диапазон их осуществления большой: от просветительства и информирования населения до реабилитации и адаптации тех, кто получил негативный опыт семейной жизни. Поддерживаются практики деятельность социальных служб и кризисных центров, круглосуточных телефонов доверия и др, — пишут авторы.
Проведенное исследование выявило следующие характерные черты в обществе:
- приверженность семье, как приоритетной ценности в жизни и воспитанию детей – как ее смыслу;
- брачно-семейные отношения мотивированы психологическими чувствами (любовь, взаимное уважение, и так далее);
- тенденция к среднедетности;
- незначительная часть опрашиваемых не стремится обзаводиться детьми вообще;
- тенденция к многодетной семье сохраняется во всех регионах с традиционными семейными ценностями и с преобладанием модели патриархатной семьи.
В обществе доминируют нуклеарные семьи с родителями и детьми, все реже вместе проживают три поколения.
Позиции респондентов по этому поводу разделились:
- желание молодых семей жить отдельно от родителей (если позволяют условия и возможности),
- вынужденное временное совместное проживание, пока не решены жилищные проблемы молодой семьи,
- осознанное стремление вести единое домохозяйство в составе трехпоколенной семьи, чтобы обеспечивать взаимную заботу, поддержку, уход, передавать традиции.
Межэтнические семьи в Казахстане. Как они живут и соблюдают традиции?
Брак по расчету. Такой брак непременно предусматривает определенную конкретно обусловленную выгоду (экономическую, психологическую, сексуальную, хозяйственно — бытовую, профессиональную и т.п.).
Внутренняя логика таких браков предельна проста. Пришло время создавать семью. Есть на примете партнер, который подходит и исповедует сходное отношение к браку и к жизни в целом. Создается семья. Каждый партнер получает свои «дивиденды» от такой сделки. Как правило, такие пары перестраховываются и не забывают заключить брачный контракт. Брак приносит удовлетворение только в том случае, если расчет верный.
Браки между лицами одного пола. Ярые противники однополых браков утверждают, что в соответствии с религиозными нормами и нормами морали, в брак могут вступать только мужчина и женщина. Исходя из этого, требования геев и лесбиянок признать за ними такое же право вступать в брак являются абсурдными. Несмотря на то, что однополые браки в России официально не признаются, они триумфально шагают по планете. Перечень стран, в которых однополые браки узаконены на общенациональном уровне, с каждым годом расширяется. Однополые браки уже разрешены в Аргентине, Бельгии, Исландии, Испании, Канаде, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Швеции, ЮАР. В современном Иране, Афганистане, Саудовской Аравии, Йемене, Сомали, Судане, Нигерии и Мавритании однополые браки являются преступлением и караются смертной казнью.
Существует ли альтернатива браку?
На основе структуры родственных связей выделяют нуклеарную и расширенную семью.
Нуклеарная семья – это семья, состоящая из двух людей, которые ведут общее хозяйство и имеют детей (как собственных, так и приемных). Распространение нуклеарная семья получила с началом индустриальной революции на Западе. Миграция из деревень в города сопровождалась распадом прежних родственных связей.
Характеристикой нуклеарной семьи является неолокальное проживание, т.е. отдельное проживание мужа и жены от их родителей. Нуклеарная семья как вид семейной жизни изучается многими исследователями. Одни приходят к выводу, что такая семья ведет не только к территориальной, но и к социальной дистанции. Другие полагают, что нуклеарной семье свойственно поддержание широких связей с родственниками посредством частных визитов, помощи в быту и т.д.
Расширенная семья представляет собой семью традиционного типа, которая состоит из проживающих совместно либо рядом друг с другом нескольких (чаще всего трех) поколений людей, находящихся в кровном родстве (бабушек и дедушек, мужей и жен, внуков и внучек и т.д.). Например, в России в 1920-1930- ые гг. считалось нормой проживание трех поколений родственников на одной жилплощади. Сегодня такой тип семьи сохраняется в обществах традиционного типа.
Наряду с расширенной семьей в некоторых сообществах существуют крупные родственные группы, объединенные по линии предков мужа либо жены. Такие семьи принято называть кланом.
Основой семейной ячейки является брачный союз между женщиной и мужчиной.
Брак – это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой происходит социальное признание и юридическое закрепление их союза, а также установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к их детям.
С одной стороны, в браке транслируются выработанные поколениями нормы и образцы поведения, с другой стороны, брак испытывает воздействия со стороны современного общества и поэтому способен к трансформации некоторых своих функций. Например, раньше в Японии родители сами договаривались о браке своих детей, однако в последнее время, в связи с индустриальным развитием этой страны, наблюдается тенденция к увеличению числа союзов, заключаемых по любви.
Выделяют следующие формы брака:
- моногамия – форма брака, в которой союз составляют один мужчина и одна женщина.Так же используется термин «серийная моногамия» – форма моногамных отношений, где большинство разведенных мужчин и женщин впоследствии снова вступают в брак;
- полигамия – форма брака, при которой один из супругов(или каждый из них) состоит в брачно-семейных отношениях с несколькими супругами.
Различают три формы полигамии:
1. Полигиния (многоженство)- мужчина может одновременно состоять в браке более чем с одной женщиной. Эта форма распространена в азиатской и африканской культурах. Так, в шариате в исламских странах дозволено иметь одновременно до четырех жен.Однако на практике этим правом пользуются лишь люди с высоким материальным достатком. | 2. Полиандрия — одна женщина может одновременно состоять в браке с двумя и более мужчинами. Данный вид полигамии распространен там, где численность мужского населения значительно превосходит численность женского (некоторые районы Южной Индии и Тибета). Как правило, в этом случае несколько братьев имеют общую жену. | 3. Групповой брак — несколько мужчин и женщин могут одновременно состоять между собой в брачно-семейных отношениях. Эта форма, широко распространенная в эпоху родоплеменных отношений, до сих пор сохраняется, например, на Маркизских островах Полинезии |
В XX столетии получили развитие альтернативные формы семейно-брачных отношений. Эти отношения отличаются от нуклеарной моногамной семьи, легитимность которой признана законодательством, и иногда они противоречат моральным нормам и общественным представлениям.
К таким формам семейно – брачных отношений относятся: гражданские браки, неполные семьи или семьи с одним родителем, однополые браки, одиночество и коммуны.
Гражданский брак (сожительство) — совместное проживание мужчины и женщины с неоформленными юридическими отношениями. Распространению таких отношений способствовали процессы индустриализации, либерализации морали, различных идеологий и т.д.
Неполные семьи, или семьи с одним родителем, образуются в результате развода, смерти одного из супругов, либо рождения женщиной ребенка вне брака. В основном тенденция сводится к тому, что в таких семьях оказывается женщина. Однако, если раньше рождение ребенка незамужней женщиной считалось позором, то сегодня во многих обществах взгляды на этот факт изменились.
Равенство полов в новой семье
Семья – это наше первое общество. В ней закладываются все жизненные ценности, приоритеты, нормы социального поведения, социализации, в том числе и политической. Сейчас дети уже в детском саду знают, в какой стране они живут, какая у нее столица. Что касается Концепции семейной и гендерной политики в РК до 2030 года, разработанной по поручению президента РК, то документ имеет программный характер, синхронизирован с задачами, которые обозначены в «Стратегии – 2050» и пяти институциональных реформах.
Важная суть нового документа в том, что если раньше институт семьи рассматривался исключительно как объект социальной защиты, то в новой концепции его рассматривают в первую очередь с целью достижения гендерного равенства, сопряженной с процессом социальной модернизации общества.
Также документ учитывает Цели устойчивого развития ООН. Надо сказать, что международное сообщество признает особую роль семьи и необходимость предоставления ей защиты как на национальном, так и на международном уровне. Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1994 год был утвержден как Международный год семьи. С тех пор ежегодно 15 мая отмечается Международный день семьи.
ООН, а также ее органы и фонды весьма активно вовлечены в процесс регулирования института семьи, а также в стратегии, ориентированные на интересы семьи. А это, в свою очередь, способствует достижению первых пяти целей в области устойчивого развития: искоренение нищеты и голода, обеспечение здоровья населения, благополучие для людей всех возрастов, доступ к образованию на протяжении всей жизни и достижение гендерного равенства.
Наиболее общие мировые проблемы семьи находятся в поле внимания Генеральной Ассамблеи и Экономического и Социального Совета ООН. Более сфокусировано поднимают и решают проблемы Фонд ООН в области народонаселения и Детский фонд ООН. Кто-то из организаций ООН помогают семьям косвенно, например Продовольственная и сельскохозяйственная организация или Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев.
Проблемы женщин в селах
Но я хочу сказать о проблемах. Они остаются. Во-первых, сельское население. Мы говорим об урбанизации и гендерном равенстве. Но значительная часть женщин сельской местности остаются самозанятыми. Эту проблему пока еще не решили. Также остаются актуальными вопросы насилия над женщинами и детьми.
В начале 2017 года в Казахстане актуализировалась дискуссия вокруг так называемой игры «Синий кит». А между тем, наша страна в мировых лидерах по количеству самоубийств среди подростков.
Другие
тенденции связаны с архаикой из прошлого и секретами личной жизни знаменитостей: например, тематика токал или любовниц, разводов и скандалов очень интересует население
Если посмотреть рейтинги и статистику посещения тех или иных ресурсов, мы увидим, что статьи на «жареные темы» имеют гораздо больше просмотров, чем, например, материалы экономической направленности.
Основой семейной ячейки является брачный союз между женщиной и мужчиной.
Брак – это исторически обусловленная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой происходит социальное признание и юридическое закрепление их союза, а также установление их прав и обязанностей по отношению друг к другу и к их детям.
С одной стороны, в браке транслируются выработанные поколениями нормы и образцы поведения, с другой стороны, брак испытывает воздействия со стороны современного общества и поэтому способен к трансформации некоторых своих функций. Например, раньше в Японии родители сами договаривались о браке своих детей, однако в последнее время, в связи с индустриальным развитием этой страны, наблюдается тенденция к увеличению числа союзов, заключаемых по любви.
Выделяют следующие формы брака:
- моногамия – форма брака, в которой союз составляют один мужчина и одна женщина.Так же используется термин «серийная моногамия» – форма моногамных отношений, где большинство разведенных мужчин и женщин впоследствии снова вступают в брак;
- полигамия – форма брака, при которой один из супругов(или каждый из них) состоит в брачно-семейных отношениях с несколькими супругами.
Различают три формы полигамии:
1. Полигиния (многоженство)- мужчина может одновременно состоять в браке более чем с одной женщиной. Эта форма распространена в азиатской и африканской культурах. Так, в шариате в исламских странах дозволено иметь одновременно до четырех жен.Однако на практике этим правом пользуются лишь люди с высоким материальным достатком. | 2. Полиандрия — одна женщина может одновременно состоять в браке с двумя и более мужчинами. Данный вид полигамии распространен там, где численность мужского населения значительно превосходит численность женского (некоторые районы Южной Индии и Тибета). Как правило, в этом случае несколько братьев имеют общую жену. | 3. Групповой брак — несколько мужчин и женщин могут одновременно состоять между собой в брачно-семейных отношениях. Эта форма, широко распространенная в эпоху родоплеменных отношений, до сих пор сохраняется, например, на Маркизских островах Полинезии |
Как реализуется Концепция
По словам председателя Комитета по делам молодёжи и семьи МИОР РК Шахмардана Байманова, Концепция претворяется в жизнь в три этапа.
- Первый этап – 2017–2019 годы. Министерством труда и соцзащиты создана база в области изучения семейной политики, впервые разработан национальный доклад «Казахстанские семьи-2019». Утверждены стандарты оказания специальных соцуслуг жертвам бытового насилия. В пилотном режиме работают семейные суды. Начата реализация спецпроектов по грантам.
- Второй этап – 2020–2022 годы. Министерство информации и общественного развития выполнило 16 задач из запланированных 48, остальные – на стадии выполнения.
«Совершенствуется законодательство по вопросам укрепления института семьи. Открываются центры поддержки семьи Baqytty Otbasy и «Жанұя» во всех регионах. Запущена оперативная сеть по вопросам укрепления репродуктивного здоровья среди молодёжи. Министерством труда и социальной защиты населения РК разработана и запущена социальная карта семьи», – рассказал Шахмардан Байманов.
- Третий этап – до 2030 года. Долгосрочные задачи и мероприятия семейной и гендерной политики Казахстана, направленные на достижение целей устойчивого развития и вхождение в число тридцати самых развитых государств.
Альтернативные формы брака. — Поболтаем … — медиаплатформа МирТесен
Я думаю, каждый может наблюдать, что в настоящее время количество людей разного возраста, стремящихся к альтернативным формам устройства собственной жизни возрастает. Браки без регистрации, «жилые сообщества», самостоятельная жизнь со сменой сексуальных партнеров и пр.
По-видимому, такие формы брачно-семейных отношений предполагают лучшие возможности для познания жизни, адаптации партнеров друг к другу и к семейной жизни, облегчают разрыв не сложившихся или негармоничных отношений.
Некоторые альтернативные формы брачно-семейных взаимоотношений сформировались достаточно давно, другие же появились и открыто проявили себя только в последние десятилетия, сформировавшись в странах Запада и некоторых скандинавских государствах, имеющих более свободные сексуальные традиции и взгляды. Рассмотрим эти альтернативные формы подробнее.
Открытый брак
В открытом браке супруги живут вместе, но относительно независимо друг от друга, каждый из них, помимо семьи, имеет право на личную жизнь. Целью такого брака является увеличение самовыражения и аутентичности отношений, повышение толерантности партнеров по отношению друг к другу.
Каждый партнер в открытом браке имеет право на собственную личную жизнь, его личное, психологическое пространство закрыто от вмешательства партнера. Фактически открытый брак узаконивает супружеские измены. Главной особенностью этой формы отношений, отличающей её, например, от соседства и т.п.
, на основании которой она признаётся в качестве брака, является наличие негласного или озвученного договора о совместной жизни и ведении общего хозяйства
Считается, что данная форма брака возникает на почве протеста против способов поведения в семейных отношениях предыдущих поколений. Брачно-семейные отношения часто сотрясаются вскрывшимися изменами супругов. И открытый брак возник как отрицание установок предыдущих поколений, которые, сталкиваясь с изменой, начинали ревновать, шпионить, скандалить. Сторонники открытого брака считают, что если брак существует только на долге, то он по сути себя исчерпал. Возникновение открытого брака связывают с движением за обогащение брачно-семейных отношений, которое реализуется через постоянное обновление человека в брачно-семейных отношениях и возможность личностного роста партнеров, обновление семьи в целом.
Прерывающийся брак, ограниченная временем семья
Прерывающийся – это брак, при котором супруги живут вместе, но считают допустимым разъезжаться на любой срок: неделю, месяц, полгода. Причины перерывов в отношениях могут быть самые разнообразные: от командировок до того, что людям просто необходимо отдохнуть друг от друга. Такого рода отношения вписываются в тенденцию расширения личностной автономии партнеров.
Похожим на прерывающийся брак является ограниченная временем семья. Брак заключается на определенный срок, который оговаривается в некотором договоре. По истечении этого срока брак считается автоматически расторгнутым. После чего «временные» супруги, взвесив итоги, решают: или расстаться, или заключить новый брак на следующий срок, или заключить формальный брак бессрочно.
Годвин-брак предполагает раздельное проживание супругов. У.Годвин – английский анархо-социалист – утверждал, что совместное проживание супругов есть зло, препятствующее самостоятельному развитию супругов вследствие несовершенства людей и различия их склонностей и потребностей.
Такая форма супружеских отношений – это попытка разрешить напряжение, возникшее между мужем и женой путем их временного дистанцирования. Чем выше уровень цивилизационно-культурного развития общества, тем полнее индивид сознает себя как индивидуальность и тем более высока его потребность в обособлении.
В связи с процессом становления и развития индивидуальности, самостоятельности, особенно современной женщины, такая форма семейной жизни вполне реальна, особенно у людей, имеющих высокие доходы.
С ней связывается возможность равноправия супругов, обеспечения духовного простора и бытового раскрепощения женщин.
Внебрачный секс и интимная дружба не предполагают семьи как таковой, в обоих случаях речь идет о наличии внебрачных связей интимного характера. Однако внебрачная связь предполагает некоторое участие партнера в совместном ведении хозяйства, возможно появление внебрачных детей. Такую связь женатого мужчины с незамужней женщиной, имеющей от него детей, называют конкубинатом.
Семья-конкубинат (термин принадлежит сербскому юристу М.Босанац) означает возможность мужчины жить в официальном браке и при этом параллельно иметь союз с другой женщиной, имеющей от него внебрачного ребенка.
Либо, сохранив неформальную связь с первой женой, юридически оформить брак с бывшей конкубинатной женой. При этом мужчина выполняет обязанности мужа, отца по отношению к той и другой семье.
Семейные отношения в данной семье чреваты непредсказуемыми эмоциональными и психологическими стрессами.
Как правило, женщина решается на рождение ребенка вне брака, надеясь, что отношения мужчины в первичной паре будут прерваны, а из их связи оформится новый брак. Естественно, подобные внебрачные отношения случаются, когда удовлетворенность браком в первичной паре предельно низкая. Внебрачные связи не являются продолжительными: они либо действительно перерастают в новый брак, либо становятся обузой, утомляют – человеку становится обременительно вести двойную игру. Интимная дружба редко угрожает стабильности первичного брака и может длиться долго – до 10 лет. Вместе с тем, при её наличии, сохраняется очень высокий уровень близости и доверия в первичной паре.
- Свингерство
- Групповой брак
- Гомосексуальные пары
Это достаточно новая форма семейных отношений, которая предполагает обмен брачными партнерами. Обмен брачными партнерами зародился в 1970-е гг. в Скандинавии, поэтому иногда такой вариант брачного взаимодействия называют «шведская семья». В настоящее время подобный вариант отношений характерен для 2% населения США. Исследования показывают, что партнеры, практикующие свингерство, характеризуются меньшей связью с родителями в детском возрасте, и сами демонстрируют практически полное отсутствие контакта с собственными детьми. Инициаторами свингерских отношений чаще выступают мужчины. Отмечается также высокая самооцснка обоих супругов в паре, использующей данную форму отношений. Еще в XIX веке многочисленные мыслители утверждали, что семейную жизнь следует заменить на общественные формы существования. Некоторые идеи были воплощены на практике. Лучшим примером может стать Община Онейда из Новой Англии существовавшая в середине XIX века. Она основывалась на религиозных взглядах Джона Хэмфри. Каждый мужчина Общины был женат на каждой из женщин, и все они считались родителями всех детей коммуны. Коммуна просуществовала около 30 лет, достигла численности трехсот человек и потом распалась. После этого в западных странах было множество других общин. Большое количество таких групп, основанных на свободных сексуальных отношениях и коллективной ответственности за воспитание детей, возникло в 60-х годах 20 века. По мнению Л.Б. Шнейдер, активная критика социальных функций семьи, развернувшаяся в обществе в начале 1970-х гг. породила попытки противопоставить ей альтернативу в виде группового брака. Изначально эта форма отношений носила радикальный и даже политический характер, её связывали с наркотическими оргиями, групповым сексом и терроризмом. Сегодня групповой брак трансформировался в жилые сообщества и коммуны. В. Сатир использует для их обозначения термин «коллективная семья». С точки зрения структуры отношений выделяют следующие виды жилых сообществ: — жилые сообщества из нескольких пар; — жилые сообщества из нескольких лиц, не связанных парными отношениями; — смешанные формы. Нередко жилые сообщества включают и детей. В их рамках одна группа редко остается неизменной, т.е. имеется тенденция к смене партнеров и изменению структуры сообщества. В этом смысле жилые сообщества в большей степени удовлетворяют требованиям гибкости и мобильности. В сообществах присутствует высокая степень материальной защищенности для отдельного лица, т.к. в моменты отсутствия заработка солидарность группы оберегает личность от нравственного и физического упадка. Коллективное право собственности снижает необходимость и значимость личной собственности. Личные потребности в значительной степени находятся под контролем группы. Следует отметить, что в России жилые сообщества как форма брачно-семейных взаимоотношений практически не распространены. Наиболее важным примером современного коммунального устройства домашней жизни является израильский киббуц. Киббуц – сообщество семей и индивидов, совместно воспитывающих детей. Большинство киббуцев первоначально были сельскохозяйственными коллективными предприятиями, сейчас многие из них занимаются и промышленным производством. В Израиле насчитывается более 240 киббуцев с общим числом членов приблизительно в 100 000 человек. Некоторые из них невелики – не более 50 человек, другие включают до 2 000 человек. Каждый киббуц действует как общий дом, забота о детях воспринимается как дело всей общины, а не отдельной семьи. В некоторых киббуцах дети живут в специальных «домах для детей», а не со своими родителями, хотя выходные дни они проводят вместе со своими семьями. В основе таких брачно-семейных отношений лежит однополая любовь, проявляющаяся в сексуальном влечении к лицам своего же пола. Истоки и формы гомосексуальности разнообразны. Несмотря на возможную генетическую предрасположенность, в целом она строится на основе индивидуального опыта и научения. В отличие от российской литературы, в европейской активно и открыто, помимо непосредственного статистического подсчета, обсуждаются проблемы гомосексуальных союзов как одной из форм семьи. Гомосексуальные пары сталкиваются с теми же проблемами, что и гетеросексуальные: измены, ревность, обиды, доминирование, непонимание, отсутствие доверия, несоответствие ролевых установок и ролевой согласованности. Отношение к гомосексуальным парам в обществе различное, но, как правило, всегда ярко выраженное от смертной казни (Мавритания, Тунис, арабские страны) до официального признания такой пары семьей с юридической легализацией отношений (Дания). Какие-то из перечисленных альтернативных моделей брачно-семейных отношений уже исчерпывают свой преобразовательный порыв, потенциал других только начинает осознаваться и оцениваться обществом. Некоторые из обрисованных альтернатив «экстремальны» и ограничиваются социальными меньшинствами и молодыми людьми, другие – распространяются всё шире. Но в причинах появления этого многообразия форм лежит глубокая структурная метаморфоза самой сути семьи. Сама тенденция возникновения новых семейных типов указывает на ослабление родительских и родственных отношений, на «разделение» брачного, сексуального и репродуктивного поведения.
По фамилии английского анархиста Godwin William — брак, когда супруги владеют общим имуществом, но проживают отдельно. Данный вид брачных отношений получил свое название по имени одного из основателей такой формы брачных отношений — Уильяма Годвина. В своем произведении «Рассуждение о политической справедливости», которое считается библией анархизма, он высказал идею, что такие социальные явления как государство, собственность и брак противоречат природе и разуму человека и общества в целом. Он утверждал, что брак препятствует развитию способностей человека, мешает его счастью и разрушает сознание. И далее делался вывод, что совместное проживание супругов есть безусловное зло, которое мешает всестороннему личностному развитию каждого из них в силу различий их интересов, потребностей, задатков и склонностей.
Существует 3 типа семей, которые по-разному влияют на социальное становление и формирование личности ребенка.
- Семьи сплоченные, гармоничные, с высокой степенью нравственной направленности. Это социально-благополучные семьи, которые могут и хотят воспитывать ребенка. В случае каких-то затруднений им легко помочь.
- Семьи согласованные, но периодически неустойчивые, со средней степенью социально-нравственной направленности. Эти семьи озабочены собственными внутренними конфликтами, потому своих детей они хотели бы воспитывать, но не всегда могут (не всегда получается). Отношения внутри семьи отличаются напряженностью. Родители совершают много ошибок, цели воспитания видят расплывчато, методы и средства воспитания до конца не понимаются и не используются в полном объеме.
- Семьи дезорганизованные, конфликтные, с низкой степенью социально-нравственной направленности. Это «проблемные» семьи. Являются асоциальными или антисоциальными. Выделяют несколько подвидов таких семей: внешне спокойные семьи, семья-вулкан, семья-санаторий, семья-иллюзия, семья-«третий лишний», семья с кумиром, семья-маскарад.